Заниматься благотворительностью – как строить бизнес с нуля

16363

Такого мнения придерживается глава благотворительного фонда «Бауыржан» Жулдыз Омарбекова

Жулдыз Омарбекова.

Благотворительный фонд «Бауыржан» за 11 лет работы успешно реализовал более 100 проектов на сумму свыше 500 млн тенге.

F: Жулдыз, вы руководите фондом «Бауыржан» 11 лет, большая часть проектов которого концентрируется на решении проблем детей. Это связано с вашими личными убеждениями?

- Когда я получаю благодарственные письма, грамоты или меня просто хвалят, мне всегда неловко, ведь я занимаюсь тем, что мне нравится. У нас есть проект «Твой день, донор!», который мы проводим для детей, больных лейкемией. Ежегодно в канун Дня защиты детей наш фонд вместе с неравнодушными людьми поздравляет онкобольных  малышей, которые лечатся в Научном центре педиатрии и детской хирургии. Первые два года и я ездила к этим ребятам, но потом перестала, потому что тяжело видеть их глаза, в которых так много грусти, видеть, как они умирают, – это страшно, поверьте. Став мамой, я начала ощущать и понимать боль их матерей острее. Поэтому мы, взрослые, должны делать всё возможное и невозможное, чтобы наши дети были счастливы и чувствовали уверенность в будущем.

F: Какие проблемы детей, по вашему мнению, наиболее актуальны?

- Проблем много, и в первую очередь это проблемы больных детей. Поэтому нам необходима хорошая отечественная медицина, чтобы нам не приходилось собирать деньги на лечение детей за границей.

F: Вы видите пути решения проблем здравоохранения?

- Корень проблемы, прежде всего, в кадрах. К примеру, Аружан Саин (глава благотворительного фонда «ДОМ». - F) за 7-8 лет удалось собрать несколько миллионов долларов и отправить на лечение более тысячи детей, она борется за жизнь каждого ребенка.  Это сложно. Нужно постоянно держать контакт с зарубежными клиниками, врачами, собирать немыслимое количество документов, чтобы вывезти ребенка на лечение. В результате мы теряем время – самый важный ресурс. Поэтому государству стоит задуматься о том, чтобы приглашать 5-6 зарубежных хирургов в Казахстан – это будет эффективнее, чем постоянно возить детей за границу.

Чтобы иметь новое поколение здоровых граждан, необходимо разработать и внедрить целую программу. Нужно проанализировать, по каким заболеваниям люди чаще всего просят квоты, приглашать хороших специалистов из этой сферы, покупать соответствующее оборудование и обучать наших хирургов делать такие операции. У нас должны быть хорошие кадры, но мы уже потеряли целое поколение врачей, которые вышли из вузов с поддельными дипломами. Чтобы подготовить новых грамотных,  квалифицированных специалистов, потребуется еще 20 лет (при условии, что мы уже сейчас начнем этим заниматься).

F: Театр начинается с вешалки. А будущее государства начинается с детских  площадок?

- Я согласна  с этим. Для чего мы строим все эти большие здания, если в них некому будет жить? Меня, человека, который 11 лет реализует благотворительные проекты, некоторые люди восхищают своей щедростью и любовью к благотворительности. Люди по-разному отвечают на вопрос, что для них значит благотворительность: «Это правильно», «Құдайдан қайтады», «Это общественно полезное дело», но больше мне понравилась фраза одного человека: «Я это делаю ради своих детей, потому что им в этой стране жить». Он строит детскую площадку, помогает провести благотворительную акцию, конкурс, потому что понимает, что не может своего ребенка оградить  от общества и всего, что его окружает. Рано или поздно любой ребенок столкнется с этой системой правоохранительных органов, образования.

Мы ведь для своих детей всегда хотим самое лучшее: покупаем игрушки, нанимаем лучшего репетитора, но все они взрослеют и выходят в реальный мир. Поэтому мы должны обеспечить их хорошим медицинским обслуживанием, чтобы по вине неквалифицированных врачей не страдал ни один ребенок. Мы должны обеспечить их хорошими детскими садами, чтобы наши дети привыкали к обществу.  Мы должны обеспечить детей хорошей одеждой. Мы должны дать им возможность развиваться, чтобы было где играть, чтобы они выросли здоровыми людьми, а не тусовались за гаражами с бутылкой. Мы должны обеспечить их хорошим образованием – не экспериментальным, как у нас любят делать, а качественным. Мы должны стараться создавать им условия, чтобы они смогли потом создать условия нам и, соответственно, будущим поколениям.

Бизнесмен Кайрат Кудайберген - участник акции «Твой день, донор!».

F: Основную работу здесь должно взять на себя государство. Но какова роль общества?

- В нашей стране люди часто говорят: «Мой голос не важен». Но всё важно, потому что министерство состоит из людей, а министры – это люди, больница состоит из врачей, и врачи – это люди. Государство состоит из людей, мы и есть государство. А с таким подходом мы так и останемся малоразвитой страной.

Еще одна важна тема - это вопрос идеологии. Тем, кто считает, что идеологии в Казахстане нет, я возражаю: она есть, и характеризуется одним словом – «украсть». Это коррупция, в которой мы погрязли: чтобы ребенка в садик устроить - взятка, получить медицинскую справку – взятка, даже похоронить – тоже взятка! А еще у нас модно устроиться за деньги  на работу с зарплатой в 50 тыс. тенге и начинать «доить». Поэтому я и говорю, что в нашей стране сильнейшая идеология и «рулит» зачастую  тот, у кого есть деньги.

Когда 13 лет назад в КСК, где находится наш офис, пришел новый председатель, он ездил на стареньких «Жигулях». Сейчас у него три «Мерседеса», и все пустующие гаражи и подвалы он отдал под бизнес. При этом свою работу выполняет он плохо: грязные дворы, обваливающаяся штукатурка в подъездах…

Если в ваших руках чужие деньги, это накладывает на вас десятикратную ответственность. Это касается и благотворительных фондов, в которых крутятся немалые деньги на тот или иной проект: эти деньги должны быть прозрачными.

F: Нелегко управлять фондом?

- Скажу больше - управление благотворительным фондом сродни управлению крупной компанией. Благотворительность вообще в какой-то степени схожа с бизнесом, здесь работают общие организационные принципы: на начальном этапе есть некие скромные возможности - деньги, время, цели и связи, которые необходимо использовать с максимальным эффектом. Важны грамотный менеджмент, четкое видение стратегии, прозрачность действий и репутация. В благотворительности каждый проект прорабатывается детально, с точностью до мелочей, и поэтому мы стараемся сделать нашу работу максимально выгодной и результативной как для спонсоров, так и для тех, кому помогаем. Разница в том, что бизнес работает, прежде всего, на себя, а у благотворительности вообще нет понятия «я».

F: Этот подход и обеспечивает эффективность фонда?

- Да, эффективность - важный критерий оценки результатов. Спонсором нашей акции «Твой день, донор!» как-то выступила компания Beeline, которая представила результаты работы в виде наглядной инфографики. Вы можете себе представить: всего за месяц в рамках акции было собрано крови, которой хватило для лечения 483 детей с лейкемией! Благодаря ежегодному проведению этой акции увеличилось не только количество доноров, но и количество спасенных жизней, и - самое важное - поменялось сознание и отношение людей к самой процедуре сдачи крови. В какой-то мере мы возрождаем традиции донорства.  Это и является одним из критериев оценки результатов.

Политолог Досым Сатпаев - участник акции «Твой день, донор!».

F: Ваш фонд реализует еще один проект – конкурс социальной рекламы…

- Конкурс социальной рекламы мы впервые провели в 2010. С её помощью мы хотим  изменить модель общественного поведения и привлечь внимание людей к насущным проблемам. Сразу оговорюсь: в Казахстане в принципе не существует понятия «социальная реклама». В автобусах должны быть развешены плакаты с иллюстрациями: «Уступи место старшему», но их нет. А ведь это повысило бы культуру поведения в общественном транспорте.

F: Работает ли такая реклама?  

- Согласна, люди разные, и не на всех эта реклама действует. Есть люди восприимчивые и наоборот, но общественность «давит». Если вы увидели окно с трещиной, то знаете, что через месяц его обязательно разобьют окончательно. Но я замечаю, что если дома чисто, то и дети стараются эту чистоту сохранить. Помню, как-то в Сингапуре, гуляя по парку, я съела мороженое и повсюду таскала с собой липкую палочку от него, потому что поблизости не было мусорного бака. Мне было стыдно нарушать чистоту, к которой стремятся сингапурцы. Вот и нам следует показать, что уступить место – это необходимость, и нужно достучаться до самых толстокожих.

F: Вероятно, проблема не только в людях, но и в качестве такой рекламы?

- В первую очередь, проблема в нашей социальной рекламе – она не результативна. Поэтому слоган нашего конкурса в этом году: «Made it creative!», то есть «Делай это креативно!».

Чемпионат по футболу «Навстречу мечте» - еще один проект фонда.

F: Вы считаете, в этом заключается залог успеха?

- Основатель Alibaba Джек Ма говорит: «Что нужно делать, чтобы твой бизнес развивался в мир новых технологий? Инновации!» Даже для того, чтобы кофе продавать, важны инновации; надо вносить в свою работу немного креатива и частичку своей души, ведь кофейный бизнес сейчас развит.

К примеру, управление культуры Алматы проводит множество мероприятий: День города, День столицы и другие, где для креатива нет времени, главное - явка, люди, текст. Я работала под началом Кайрата Кульбаева, которому безмерно благодарна за опыт. Однажды на совещании он спросил: «Как в этом году будем проводить День государственных символов?» Мы отвечаем: «Как обычно, как  в прошлом году», а он как крикнет: «Эту фразу я ненавижу! Не должно быть, как в прошлом году, измените хоть что-то.  Пусть аким выйдет не как обычно, ну, хоть что-то новое!».

Когда мы организовываем социальные мероприятия, я всегда спрашиваю своих ребят: «Какая у нас будет «фишка» в этом году?», и они мне отвечают: «11 человек наградить на конкурсе «Алтын Жүрек», какая может тут может быть «фишка?» Я не успокаиваюсь, говорю: «Столько лет просто награждаем, нужно что-то придумать! Может, победители парами выйдут, может, под «Имперский марш», да хоть вверх ногами, но давайте что-нибудь изменим!».

Даже дворник может привнести креатив в свою работу. В Сети популярно видео из России про дворника, который зимой перед окнами создавал красивые композиции с помощью метлы. Можно складывать листья в форме звезд, чтобы люди стали замечать твою работу! Если мы не будем пробовать, то никогда не придем к чему-то новому. Поэтому важно, чтобы к своей каждодневной работе те же чиновники, врачи, учителя и все мы относились с душой. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube