Women in Business: Деньги для поддержки бизнеса у государства есть, но многие об этом не знают

66456

Разнообразные инструменты для поддержки женского предпринимательства обсудили бизнесвумен на форуме, прошедшем в Алматы

Раимбек Баталов
Раимбек Баталов
ФОТО: архив пресс-службы

Форум Women in Business прошел 23 февраля в Алматы. Этот форум стал ежегодной востребованной площадкой для диалога женского предпринимательства. Женщины в бизнесе обеспечивают 31% рабочих мест в секторе МСБ и 14,6% ВВП Казахстана, отметила организатор и модератор форума Women in Business Акеркин Эралиева, председатель Совета деловых женщин Алматы. В целом по стране 43,5% субъектов малого и среднего предпринимательства возглавляют женщины, а в Алматы таких — более половины.

Где взять $53 млрд

- Многие бизнесы выживают только благодаря женщинам, - констатировал глава НПП «Атамекен» Раимбек Баталов, выступая на приветственной сессии форума. - Мы видим в последние годы, особенно в регионах, всплеск предпринимательства со стороны женщин, но часто наблюдаем сомнения - идти ли в бизнес. Дать толчок должна инфраструктура, которая помогает женщинам обучаться.

И такая инфраструктура есть: уже около 7 тыс. женщин прошли обучение по разным программам, отметил Баталов и сообщил, что в марте НПП «Атамекен» изменит свою структуру, в том числе в палате будет создан отдельный департамент женского предпринимательства.

Еще более значимые цифры назвала генеральный консул Соединенных Штатов Америки в Казахстане Кэролайн Сэвидж.

- Как развитые, так и развивающиеся страны получат больше силы, если мужчины и женщины будут в равной степени участвовать в экономике. Это дало бы до $38 трлн роста к 2025 году, что составляет ВВП США и Китая, вместе взятых, - сказала Сэвидж, добавив, что Казахстан при тех же условиях увеличил бы свой ВВП на $53 млрд.

ФОТО: Архив пресс-службы

Одну из потенциальных точек роста экономики затронула глава Совета деловых женщин НПП «Атамекен» Ляззат Рамазанова. Она рассказала, что совет создал ассоциацию, которая будет проводить гендерную экспертизу предприятий и выдавать сертификат гендерного равенства.

- В прошлом году такой сертификат первой получила компания «Казцинк», - сообщила глава совета. - Спрос на сертификаты со стороны крупного бизнеса большой. Дело в том, что сертификат позволит привлекать прямые инвестиции в свой бизнес и в свою страну.

Сегодня масса возможностей войти в бизнес не только в молодости, но в предпенсионном возрасте, обратила внимание аудитории Рамазанова.

- Месяц назад мы проводили консультации с Министерством труда и соцзащиты, и они обратились к Совету деловых женщин с таким предложением: государство будет субсидировать заработную плату женщинам, которым осталось менее пяти лет до пенсии, если предприниматели возьмут их к себе на работу. Это очень хорошая мотивация для бизнесвумен. И этим должны воспользоваться не только женщины-предпринимательницы, но и мужчины, - уверена Ляззат Рамазанова.

Семь «друзей» бизнесвумен

Государство, бизнес-ассоциации и крупные компании разработали множество программ для поддержки женского предпринимательства, но не все об этом знают, констатировали участницы форума и постарались тут же заполнить имеющиеся пробелы.

1. Миллиард от Halyk

Руководитель Halyk Bank Умут Шаяхметова напомнила, что с 2018 банк финансирует собственную программу «Женщины в бизнесе», в рамках которой почти 530 предпринимательниц уже получили льготные кредиты под 5% годовых на общую сумму 5 млрд тенге.

- В начале года мы объявили о выделении еще одного миллиарда, шестого, на поддержку женщин в бизнесе. Лимит повышен до 20 млн, займы выдаются на пять лет по ставке 5-6,5% годовых, - сказал Умут Шаяхметова, в очередной раз отметив, что женщины хоть и меньше рискуют в бизнесе, чем мужчины, и берут в кредит меньшие суммы, зато более ответственные и аккуратные плательщики.

2. Бизнес без страха

Директор по корпоративным и регулятивным отношениям компании Coca-Cola Icecek Казахстан Алима Исембаева рассказала о социальном проекте «Белестерi», который C 2013 года уже подготовил 60 тысяч потенциальных предпринимательниц.

- Этот проект поддерживает малый бизнес на селе. Согласно исследованию, 30% женщин в сельской местности уже заняты бизнесом, и более 30% намерены открыть свое дело. Но 56% женщин боятся идти в бизнес: есть страх потерять свои средства, есть страх осуждения, страх, что общество станет высмеивать их неудачу. У «Белестерi» есть много образовательных проектов, в том числе по основам бизнеса в фермерском деле, в рамках которых мы стараемся снять эти страхи.

3. Палитра «Даму»

У фонда развития предпринимательства «Даму» есть целая палитра программ и проектов, которыми могут воспользоваться бизнесвумен, напомнила глава фонда Гаухар Бурибаева: льготные кредиты, частичное гарантирование кредитов, субсидирование ставки по кредитам, предоставление доступа к финансированию и ноу-хау и прочее.

4. Биржа вместо банка

Глава Казахстанской фондовой биржи Алина Алдаберген представила аудитории такие инструменты финансирования, как IPO, размещение облигаций и т. д. Привлечение средств на фондовом рынке не такое простое, как в банковском секторе, но имеет ряд преимуществ, в том числе возможность субсидирования и гарантирования облигаций для МСБ в приоритетных отраслях экономики или выпуск зеленых социальных облигаций.

- Есть у KASE и свои обучающие программы, и свои конкурсы розничных инвесторов, - отметила Алина Алдаберген, добавив, что все проекты анонсируются на сайте и в соцсетях биржи.

5. «Одно село — один продукт»

- Центры развития женского предпринимательства в Казахстане совершили революцию — мы предоставляем услугу после того, как выявили потребность, - с гордостью заявила управляющий директор НПП «Атамекен» Салтанат Абдикаримова. - Всего предоставляется 7 видов услуг, в том числе оценка бизнеса с рекомендациями, обучение привлечению финансирования, организация консультаций, менторство. За прошлый год мы обслужили 8705 женщин.

У центра есть уже свои истории успеха: например, одна женщина разработала авторский курс по кормлению грудью, ее проект поддержало Министерство здравоохранения, и теперь она планирует продавать франшизу за рубеж, рассказала Абдикаримова и назвала ещё одну программу - «Одно село — один продукт». Суть том, что населенному пункту помогают выбрать местное сырье, из которого можно производить продукт с высокой добавленной стоимостью и поставлять его на экспорт. Пилотные запуски программы уже состоялись в 4 селах Казахстана.

6. «Техноженщины»

Мастер-классы для женщин, которые хотя попробовать себя в ИТ, — это идея некоммерческой организации Technowomen, куда входят более 1000 женщин из Казахстана и Кыргызстана. Соучредитель организации Асем Нургалиева, она же СЕО KazPost Digital и советник Багдата Мусина, также назвала мало кому известные меры поддержки от Министерства цифрового развития РК. Например, при выходе ИТ-компании на зарубежные рынки ей могут возместить расходы «вплоть для компенсации расходов на аренду офиса». Для желающих открыть ИТ-школу есть программа Tech Orda, по которой за каждое учебное место можно получить возмещение расходов в сумме 600 тыс. тенге.

7. Рука помощи

Целый блок программ поддержки представила заместитель генерального директора центра предпринимательства Qolday Асем Макашова. Это и финансирование под 6% и 2% годовых, и предоставление готовых помещений для бизнеса в промышленных парках, и единые окна для МСБ и инвесторов. Миссия Qolday — это помочь малому и микробизнесу воспользоваться всеми инструментами, которые предлагает государство. В центре помогают оформить разрешительные документы, получить лицензии, подать заявки на гранты и субсидии.

- Мы сидим и в ручном режиме подбираем программу под вас. Например, к нам пришла семейная пара с идеей ДЦП-центра, которому требовалось несколько миллиардов тенге. Мы объяснили, что такое финансирование найти невозможно, и вместе разработали проект небольшого реабилитационного центра «CP Life Edu», который работает с 2022 года, - поделилась кейсом Асем Макашова.

Украинский опыт: выжить в военное время

После заседания несколько участниц подошли к специальной гостье форума — представительнице «Клуба успешных женщин Украины» Илоны Бордян. На сессии она рассказала, как ее бизнесу по продаже свадебных платьев удалось выжить после начала войны.

Илона Бордян, Кэролайн Сэвидж, Раимбек Баталов,
Илона Бордян, Кэролайн Сэвидж, Раимбек Баталов,
ФОТО: архив пресс-службы

- Мы потеряли наш рынок. 90% наших клиентов были из России. Мы повесили на стену карту мира и изучили мировой рынок. Подключили онлайн-продажи, подключили менеджеров, звонки, договорились о встречах в разных странах. И на сегодняшний момент мы масштабировали свой бизнес и на 100% его увеличили. Среди наших клиентов Швейцария, Германия, Венгрия, Румыния, Болгария, Мексика, Америка, Испания, - перечислила Илона Бордян под аплодисменты зала. - Война нас заставила задуматься над тем, что работать только на внутреннем рынке — этого мало. Необходим выход на международный рынок. Если просел рынок в одной стране — есть двери в другие. Нужны связи с другими странами, нужны такие форумы, где можно делиться опытом, своей продукцией, идеями, желанием идти вперед.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить