Уроки Силиконовой долины: чему могут научиться казахстанцы

23459

Эксперт из Калифорнии Алёна Островски рассказывает читателям Forbes.kz о жизни, работе и атмосфере Силиконовой долины и делится своим бесценным опытом создания стартапов

Фото: Андрей Лунин
Алёна Островски.

Алёна Островски родилась в Алма-Ате, училась на журфаке МГУ, позже во Флетчерской школе дипломатии и права при Тафтском и Гарвардском университетах. В Казахстане работала журналистом, в том числе в газетах «Ленинская смена» и «Горизонт». В начале 1990-х эмигрировала в США. Последние 8 лет Алёна с мужем живёт в Силиконовой долине, городе Пало-Альто, Калифорния. Вместе они занимаются IT-технологиями и веб-дизайном. Сама Алёна называет себя музой своего супруга.

Осенью 2015 Алёна Островски приехала в Алматы, в которой не была 18 лет.

Сегодня Forbes.kz публикует первую часть интервью с Алёной Островски.

Роскошь – дурной тон

FАлёна, с подачи Силиконовой долины мир охватила пандемия стартапов. Тысячи предпринимателей хотят придумать продукт или сервис, который был бы востребован во всём мире. А как обстоят дела в самой Долине? У вас слово «стартап» такое же популярное, как во всём мире слова «я» и «деньги»?

- «Я и стартап» - да. «Стартап и деньги» - тоже. Но не «я и деньги». В Силиконовой долине особая культура. Здесь успех определяется не столько и не только деньгами, а тем, что ты сделал, как изменил мир к лучшему. Богатство – это скорее такой приятный побочный продукт. В местной культуре материальная роскошь – дурной тон. Местные мультимиллионеры и миллиардеры в основном ездят на экологически чистых электрических или гибридных экономных машинах, а то и на велосипедах. Они не покупают личные самолёты, яхты или дизайнерскую одежду. Не ставят в домах золотые унитазы и вообще не тратят деньги на себя, на своих детей, жён и любовниц. Когда известный российский инвестор Юрий Мильнер купил здесь дом за $100 млн, на него довольно косо смотрели.

Здесь царит меритократия, от слова «merit» – заслуга. В Долине создана уникальная, лучшая в мире экосистема для инноваций и воплощения в жизнь самых дерзких и смелых идей. Драйвом является стремление изменить мир к лучшему, а не сделать деньги. Одержимые, страстные люди, мечтатели, они больше по складу похожи на художников, чем на бизнесменов. Тут мечтают о лучшем будущем и переживают, что не могут попасть туда побыстрее. Здесь чрезвычайно развита всяческая филантропия и благотворительность.

Табун «единорогов»

FКакие интересные и успешные стартапы родились в Силиконовой долине на ваших глазах?

- Массовые оглушительные истории успеха после Google и Facebook, стали происходить в последние годы, и все они возникли на наших глазах. Появились так называемые «единороги» - стартапы, оцениваемые в миллиард долларов и выше. Их уже больше ста. И их совокупная ценность - $0,5 трлн (по крайней мере, на бумаге).

Вот лишь некоторые:

· Pinterest - социальный интернет-сервис, фотохостинг по поиску интересных и полезных идей. Оценивается в $11 млрд.

· Dropbox - облачное хранилище данных. Оценивается в $10 млрд.

· Square – сервис онлайн-платежей и мобильных POS-терминалов. Оценивается в $6 млрд.

· Airbnb - онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. Оценивается в $25,5 млрд.

· Uber – сервис по поиску и вызову такси. Оценивается в $51 млрд.

· Blue Apron - сервис по доставке ингредиентов для приготовления блюд. Оценивается в $2 млрд.

Некоторые думают, что инвестиционный рынок в Долине непомерно раздут, что растёт огромный технологический «пузырь», который непременно лопнет, как это случилось в 2000 с «доткомами». Другие говорят, что этого не случится, так как число пользователей интернета в мире за 15 лет выросло с 400 млн до 3 млрд. И в 2000 вроде как деньги инвестировались в гораздо большее число сомнительных компаний, потому беспокоиться не о чем. Но, как бы там ни было, «единороги» процветают и изменяют мир к лучшему.

Как рождаются стартапы

FИ, наверняка, каждая из этих историй - классический пример Золушки.

- Ну, начинали их создатели весьма скромно. Их идеи часто казались окружающим и, что особенно обидно, инвесторам нелепыми, спорными или безумными. Но необыкновенная целеустремленность, драйв и одержимость в Силиконовой долине часто побеждают. Например, основатель Pinterest Бен Сильберман набирал своих первых пользователей «вручную»: ходил по кофейням Пало-Альто и заговаривал со всеми подряд, показывая свою страницу: «Пожалуйста, посмотрите, попробуйте!» А еще пробирался в магазин Apple и стремительно загружал свой сайт на все компьютеры! Его, бывало, с позором изгоняли, но люди успевали заинтересоваться: а что это за Pinterest такой?

Так же «вручную» набирали юзеров основатели Airbnb: целый месяц ходили в Нью-Йорке по квартирам, предлагая свои услуги. Один из создателей сервиса Брайан Чески и его два друга были очень молодыми и не имели никакого опыта ни в руководстве компаниями, ни в технологиях. Они вообще были дизайнерами и художниками, а в Сан-Франциско на подобных заработках не разгуляешься. У Брайана в квартире была лишняя комната, а на аренду вечно не хватало. Вот он и придумал сдавать комнату туристам.

Знаменитый венчурный капиталист Марк Андриссен из легендарного инвестиционного фонда Аndreessen Horowitz (этих чемпионов по созданию “единорогов” для краткости называют “16z”), гигант во всех смыслах, не сразу разглядел со своей двухметровой высоты потенциал чудо-мальчиков, и в первый раз даже разговаривать с ними не стал (хотя у Андриссена репутация чуть ли не оракула, предсказывающего будущее). Он рассказывал, что идея сайта, где люди предлагают квартиры для туристов, а туристы, наоборот, ищут, где поселиться, ему показалась просто глупой. Но, к счастью, Андриссен вовремя опомнился и сделал из них супер-«единорогов» и просто нарадоваться на них не может. Ставит всем в пример теперь.

Кто печатает одежду на принтере

FПосле фильма «Социальная сеть» многие узнали, как создавался Facebook (хотя наверняка в картине немало художественного вымысла). И мало кто знает истории других гигантов, также охвативших всю планету. Twitter, например.

- Эта компания изначально делала подкасты для радио. Но вскоре технологию подкастов стала создавать компания Apple. Владельцы будущего Twitter поняли, что конкурент их уничтожит. Они собрали всех своих немногочисленных инженеров и устроили так называемый «хакафон». Условия такие: все разбиваются на команды по 2-3 человека. Каждая команда придумывает идею и делает реальный проект. На всё про всё даётся 24 часа. Временем можно распоряжаться по собственному усмотрению: хочешь спи, хочешь ешь - делай всё, что хочешь, но идею в минимальной форме ты должен реализовать. И вот одна из команд во время хакафона и придумала Twitter.

Вообще, истории, байки и легенды о всех этих компаниях можно рассказывать бесконечно…

FМы не против их послушать.

- Расскажу про не такие знаменитые, но страшно мне симпатичные компании.

· Terrafugia – ее основатели создают ни много ни мало, а электрический летающий автомобиль!

· Inboard - они сделали прекрасный футуристический электрический скейтборд. Мой муж добирается на нём на работу.

· Electroloom – первый 3D-принтер для одежды: засовываешь туда старую одежду, она разбирается на волокна, а потом получается новая ткань и новая одежда. Это актуально, потому что в Калифорнии очень стараются не загрязнять окружающую среду и не создавать много мусора.

Сколько стартапов выживают

FА вы пытались придумать свой стартап?

- Наш первый стартап был чрезвычайно успешным, а второй – практически провалился. Но это классика: любой местный серийный предприниматель имеет несколько провалов в анамнезе, это даже не расценивается как что-то негативное. Просто полезный опыт.

Идея первой компании возникла, когда мой муж работал в индустрии полупроводников. Он с самого начала видел проблему, которую никто не собирался решать. Не стану утомлять техническими подробностями, но речь шла о необходимости создания софта для революционного усовершенствования технологического процесса. После многочисленных попыток решить проблему внутри компании, в которой работал супруг, он вместе с ещё одним коллегой-инженером рискнул, «отпочковался» и решил проблему самостоятельно.

Был создан стартап под громким названием Stanford Robotics. Оба сооснователя хорошо понимали индустрию, технологию, сами писали код. Оставалось только сделать сам продукт: нам заранее было понятно, что, зачем и кому продавать. Именно поэтому всё было очень успешно. Через 8 месяцев, работая, как водится, в гараже и, обойдясь без инвестиций, мы продали Stanford Robotics более крупной компании. Надо сказать, что это - редкая ситуация и стечение обстоятельств. По разным данным, примерно 1 из 20 стартапов добивается успеха, но эта статистика несколько занижена, так как часто стартапы умирают на этапе, когда они даже ещё не зарегистрированы.

Где технологии вторичны

FВоодушевленные успехом, вы начали следующий проект?

- Да, и гораздо более амбициозный. Мы хотели создать устройство, которое помогало бы водителям вести диалог со своей машиной: прослеживать все маршруты, знать, сколько было потрачено бензина, а главное - видеть проблемы до того, как они превратились в серьезные поломки, а машина попала к автомеханику. Такой как бы маленький, удобный и дешёвый компьютер на борту. И тут возникла проблема: несмотря на то, что технологически мы это сделать могли и сделали, мы не понимали автомобильную индустрию и не совсем чётко разобрались, кто конечный пользователь нашего продукта.

Автоиндустрия относится к категории так называемых «зрелых» отраслей. В отличие от «незрелых», таких, как социальные сети, к примеру, где все пытаются выйти вперёд с помощью новых технологий. А в «зрелых» индустриях главный индикатор успеха – продажи: важно, какое количество машин произвели и сумели продать. Технология здесь вторична. Не совсем понятно, оправдаются ли вложенные в технологию затраты на объём продаж. За последние 50-60 лет успеха, связанного с технологическим прорывом, достигла лишь компания Tesla, да и то через несколько лет, после многомиллиардных инвестиций и привлечения самых блестящих умов Долины.

Мы всего этого не учли: думали, что сумеем обойти автомобильную индустрию и придём напрямую к конечному пользователю, но это оказалось сложной задачей. Но и плюсы были большие: система гигантская, суммарный объём автомобильной индустрии в Америке порядка $1 трлн, способность выйти напрямую на водителя приносит огромное количество преимуществ: ему можно продавать страховки, запчасти, собирать гигантскую базу данных и так далее. То есть, идея сама по себе была хорошей, перспективной, никто ещё ничего подобного тогда не делал. И трудности мы бы сообща преодолели, если бы у нас не было самого фатального для стартапа прокола: у нас была слабая команда. А команда – это даже важнее, чем идея. Мы переоценили человеческие качества своих соратников. В хорошие времена всё было более или менее нормально. Но вот когда приходилось работать по 20 часов в сутки и быть очень сплочённой командой, возникли разногласия, несовместимые с дальнейшей жизнью компании. Человек, которого мы сделали исполнительным директором, совсем не горел страстью к успеху и даже его саботировал. А ведущий инженер, не обладая подобным опытом, категорично настаивал на каких-то нежизнеспособных бизнес-решениях. Нам пришлось просто мирно развестись. К сожалению, такие истории происходят часто, поэтому к выбору соратников нужно подходить не менее ответственно, чем к выбору спутника жизни.

Теперь мы знаем, что не так уж важен гигантский интеллект - это вторично. Требуется гигантская работоспособность, умение работать гораздо больше обычного и при этом не унывать. Как ни странно, эти качества практически всегда сочетаются и с высоким интеллектом, и с талантом… Одним словом, мы получили бесценный урок.

Продолжение следует.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить