Как IT-стартап внедряет инновации из авиаиндустрии в традиционный бизнес

10426

Назерке Аманбек: «Запуск успешного проекта начинается с прочного фундамента – сплоченной и талантливой команды. Наши сотрудники принимают участие в каждом решении и всегда делятся с нами своими идеями и предложениями»

ФОТО: Надежда Беседина
Назерке Аманбек

Пройти путь от создания студенческого проекта до реализации IT-стартапа в Южной Корее и Казахстане, столкнуться со сложностями при привлечении инвестиций, перевести бизнес в другую страну и верить в успешность проекта, несмотря на пандемию, – вокруг каждого из этих пунктов Назерке Аманбек, соосновательница проекта Campeat, может поставить галочку done.

На сегодняшний день приложение успело зарекомендовать себя на южнокорейском рынке с 10 тысячами пользователями и 144 подключенными компаниями в сфере ресторанного бизнеса и уже активно осваивает казахстанский рынок.

От университетского проекта до реализации

Идея стартапа пришла, когда Назерке Аманбек и ее друг и партнер Ислам Талапбаев учились в университете. Нужно было презентовать проект во время учебы на факультете Industrial Design Engineering and Management с 2015-го по 2019 год. Во время курса Innovation and entrepreneurship в Южной Корее Назерке вместе с Исламом обсуждали проблему, связанную с тем, что большинство ресторанов используют традиционный способ маркетинга – раздают листовки со скидками у входа в заведение. Ребята решили провести опрос среди ресторанов и определить их проблемы и нужды, после чего подготовили первый прототип приложения Campeat.

По сути, Campeat – это антикупонатор, маркетинговый инструмент для ресторанов и бизнесов, позволяющий запускать моментальные промоакции в режиме реального времени, чтобы увеличить продажи и трафик клиентов в период низкого спроса. Во многих ресторанах есть проблема с заполняемостью в нетрафиковое время, когда ресторан довольно пуст и несет расходы, не используя весь свой потенциал. Оптимизация таких часов бизнеса при правильной стратегии имеет хороший потенциал для увеличения продаж. В отличие от купонаторов Campeat позволяет создавать скидки, применяя стратегию динамичного ценообразования в зависимости от спроса и предложения. Авиакомпании и отели уже давно успешно применяют эту методику, которая зарекомендовала себя. С помощью Campeat ребята планируют внедрить эту модель работы в остальные индустрии, предоставляющие разные виды услуг, такие как рестораны, барбершопы, салоны, фитнесы и т. д.

А для пользователей Campeat – это приложение, в котором собраны все актуальные скидки и промоакции.

В 2018 году Назерке и Ислам вышли на инвестиционную компанию Darmen Holdings в Казахстане, которая выделила первые инвестиции в размере $20 тыс. Полученных средств хватило для того, чтобы закончить бета-версию Campeat и собрать сильную команду из ребят, имевших опыт работы в крупных международных компаниях, таких как LG и Google.

Про работу в Корее

«В декабре 2018 года мы испытывали некоторые сложности с проектом и обратились за советом к бывшему начальнику Ислама Роберту Хванку, имевшему 20-летний опыт работы в электронной коммерции и технической индустрии в Южной Корее и регионе APAC и занимавшему руководящую должность в сфере развития бизнеса Microsoft, SK Telecom и Accenture. Роберт и Ислам ранее работали вместе в течение двух лет в корейском блокчейн-стартапе под названием MDsquare, который привлек инвестиций в размере $9 млн.

Заинтересовавшись проектом, он решил стать нашим инвестором и уже в январе 2019 года, вложив $100 тыс., стал совладельцем компании. Теперь нас в команде трое», – делится Назерке.

Официальная регистрация стартапа и организация офиса в центре Wework Gangnam в Сеуле произошла зимой 2019 года. В тот же год приложение стало доступным для пользователей в Южной Корее. В Корее государство оказывает помощь стартап-компаниям, если она нанимает не менее четырех сотрудников, являющимихся гражданами страны. «Большую роль сыграло то, что мы окончили университет в Корее. Процесс регистрации стартапа благодаря этому был легче. В Корее было тяжело, средний стартап тратит от $20 до 30 тыс. в месяц на операционные расходы. Это было очень затратным для нас», – вспоминает Назерке.

Исследования

На основании проведенных исследований был подготовлен анализ данных, который позволил говорить об эффективности работы платформы.

Группа из 10 небольших ресторанов в Сеуле предложила 20%-ную скидку на все меню в непиковое время пользователям Campeat. Количество посетителей в день увеличилось в среднем на 37,04%. Во время «счастливых часов» – на 85,47%. Ежедневная и ежемесячная выручка ресторанов увеличилась в среднем на 32%.

По аналогичной схеме был предложен дисконт в размере 40% на более дорогие позиции в меню – количество гостей в день увеличилось в среднем на 32%, во время «счастливых часов» – на 82,47%, а ежемесячная выручка ресторанов увеличилась в среднем на 43,96%.

Конкурентные преимущества

По словам Назерке, в сервисах, которые предоставляют купоны, есть недостаток: они не позволяют партнерам самостоятельно управлять скидками и их количеством в режиме реального времени. В случае с Campeat это происходит быстро и легко. По сути, Campeat – платформа, где рестораны сами настраивают скидки, время и количество, а также применение дисконта. Скидки и промоакции можно запустить и отключить в любое удобное время.

Количество посетителей в день увеличилось в среднем на 37,04%. Во время «счастливых часов» – на 85,47%. Ежедневная и ежемесячная выручка ресторанов увеличилась в среднем на 32%

По словам Назерке, на сегодняшний день уже подключено 100 ресторанов, среди которых Malina Group, Rumi, Uno dos Tacos, Gloria Jean’s Coffee, Tomato, Coffee Original и другие. Первый месяц работы на бесплатной основе. Далее при покупке премиум-пакета за 15 900 тенге в месяц рестораны получают полный контроль по управлению платформой, бесплатное продвижение в социальных сетях, интерактивные опросы и викторины, баннерное размещение, push-­уведомления и промокоды. Также есть опции покупки стандартного пакета за 11 900 тенге и базового за 9900 тенге.

Пользователь получает возможность воспользоваться скидками и бронировать столы. Приложение покажет ближайшие заведения со специальным предложением. Выгодные предложения пользователь может получать без оплаты и данных кредитной карты.

Ошибки

На первых этапах было решено выйти на ICO (Initial Coin Offering – первичное размещение токенов) – привлечение инвестиций за счет продажи цифровых токенов.

Любой предприниматель может создать собственную криптовалюту, сделать платформу на блокчейн-технологии и выпустить токены, затем собрать с потенциальных инвесторов деньги на развитие своего продукта, выставляя эти токены на продажу.

«Мы внедрили блокчейн в систему, и, когда запустились, компанией заинтересовались около 500 инвесторов. Инвесторы купили коины за 300 млн тенге. Вначале мы были очень рады, но через месяц индустрия криптовалют стала сильно падать, и мы приняли решение выкупить наши коины обратно за те же деньги, чтобы не разочаровать наших инвесторов. Внедрять блокчейн и выходить на ICO, возможно, было ошибочным решением, так как мы потратили много времени. Однако мы получили бесценный опыт», – делится Назерке.

Карантинные меры

До пандемии в Корее у Campeat было подключено к услуге более 100 партнеров и 10 тыс. пользователей. Также удалось занять первое место в рейтинге популярных приложений в магазине Google Play Store в Корее.

Но уже в феврале 2020-го в Корее был объявлен карантин, и поэтому работу пришлось приостановить. Для 40 ресторанов, которые хотели продолжить работу, было решено оставить платформу доступной. Сейчас около 3 тыс. активных пользователей имеют доступ к приложению в Южной Корее.

Сразу после приостановления работы в Корее команда решила вернуться в Казахстан и развивать проект здесь, чтобы не терять время. Ребята увидели большой потенциал в странах СНГ. Операционные расходы в разы ниже, чем в Корее, и рынок уже готов для подобных сервисов. Было принято решение искать инвестиции на территории Казахстана.

В марте 2020 года команда приняла участие в международной конференции Emerge и вошла в топ-50 полуфиналистов из 504 стартапов из 34 стран мира.

В августе 2020-го проект был отобран на программу KDA (Kazakhstan Digital Accelerator) – это международный акселератор, запущенный в рамках сотрудничества между АО «QazTech Ventures» (дочерняя организация «НУХ Байтерек») и ведущего сингапурского фонда Quest Ventures. Участники могут обучаться у международных профессионалов с многолетним стажем, презентовать свои проекты и получать обратную связь от менторов. Согласно условиям программы финалисты получают инвестиции в размере $50 тыс. Из 200 стартапов 10 получили финансирование, программа была проведена за три месяца. Осенью 2020 года команде удалось привлечь инвестиции, и сейчас ребята активно ведут переговоры с ресторанами Казахстана для пополнения клиентской базы.

Команда

«Запуск любого успешного проекта начинается с прочного фундамента – сплоченной и талантливой команды. Наши сотрудники принимают участие в каждом решении и всегда делятся с нами своими идеями и предложениями. Мы поняли, что очень важно привлечь в команду людей, которые искренне верят в идею проекта», – поясняет Назерке.

Сейчас в команде работает восемь человек. Офис находится в «Астана Hub», но основная команда находится в Алматы и занимается развитием бизнеса. Директором компании является Роберт Хванк, директором по технической части – Ислам Талапбаев, а Назерке занимается продуктовой частью.

Как рассказывает Назерке, они ожидали, что столкнутся с разными проблемами при развитии проекта. «Например, в этом году из-за пандемии мы решили помочь ресторанам, другим малым и средним бизнесам оставаться на плаву в условиях экономического спада. Теперь, используя нашу платформу, бизнесы смогут создавать лимитированное количество мест на разный промежуток времени для бронирования в ресторане. А пользователи смогут избежать большого скопления людей и продолжать посещать свои любимые рестораны и кафе с выгодными скидками. Сейчас в планах до конца следующего года набрать около 7000 партнеров и работать в других индустриях», – подытоживает собеседница.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить