Казахская оперная певица - в одном ряду с Пласидо Доминго

28808

Народная артистка РК Нуржамал Усенбаева в конце 2013 получила от Европейского союза искусств высокую награду – Golden Europea

Фото из личного архива
Нуржамал Усенбаева.

Обладателей этой премии в мире – 21 человек. Из певцов, кроме Нуржамал, в их числе только Пласидо Доминго и Филип Банджак. Forbes Woman побеседовал с казахстанской оперной дивой мировой величины.

F: Нуржамал, с большой гордостью мы узнали о вашем достижении, поздравляем вас от всего сердца! Расскажите подробнее о благотворительном концерте в Чехии, на котором вам вручили столь престижную награду.

– Большое спасибо! Меня пригласили на него в сопровождении симфонического оркестра. Концерт проходил в концертном зале чешской филармонии Рудольфинум, в одном из лучших и престижных залов Европы, где ежегодно проходит фестиваль «Пражская весна». В концерте со мной выступил чешский баритон Филип Банджак. Все средства от концерта были переданы в помощь детям, больным раком. Это не первый случай, когда я пою в благотворительных концертах, но помощь детям – особая цель, это самые незащищенные создания, наше будущее. Награждение было для меня полной неожиданностью! Когда завершился концерт, на сцену вышли члены Европейского союза искусств и объявили, что мне вручают диплом и статуэтку. Для меня это большая честь и огромная радость.

F: На ваш взгляд, опера должна быть доступной или она предназначена для элиты?

– Я думаю, если человек хочет послушать оперу и придет в театр, он ее поймет. Опера – это синтез музыки и драмы, а человеческий голос – самый красивый музыкальный инструмент. Конечно, с первого раза может быть не все понятно, но есть программки, сейчас используют еще бегущие строки, переводы. Если человек откроет свою душу опере, он обязательно ее полюбит. Великие певцы, такие как Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, пели популярные песни и оперные арии и тем самым популяризировали оперу и сделали ее ближе к народу.

F: Вы сами решились бы пойти на такой эксперимент, например микс оперы и рока?

– Я с удовольствием пою популярные песни и оперные арии в современной аранжировке. И у меня был опыт необычных сочетаний. Я пела песню «Гакку» с Ерболатом Кудайбергеновым. Это было сочетание классического пения и рэпа, но я бы назвала это даже не рэпом, а классическим казахским терме. Получился очень интересный номер. Или, например, песня «Перзент», которую я исполняла на открытии зимних Азиатских игр в 2011 году.

F: В одном из интервью вы отметили, что на Западе превалирует тенденция делать постановки в стиле модерн. Вам они по душе?

– Как человек творческий, я не против каких-то новых идей. Новое всегда интересно! И я сама участвовала в современных постановках, например у американского режиссера Курайши в опере «Карлик» Александра фон Цимлинского. Я пела партию Инфанты. Выходила на сцену в балетной пачке. Вы можете себе такое представить? (Смеется.) Я попросила, чтобы ее сделали подлиннее. Режиссер, создавая образ моей героини Инфанты, хотел показать ее бессердечной куклой. Мои движения тоже были кукольные! Было сложно петь и одновременно делать механические движения головой, руками, телом. Образ Карлика, напротив, режиссер создал более живым и одухотворенным. Основная идея постановки в том, что жестокость и равнодушие убивают в человеке душу и человечность. Но, вообще, я предпочитаю традиционную классическую постановку. Особенно это важно для молодежи, которая, возможно, впервые пришла в театр и должна видеть эпоху, отраженную в произведении, историю, костюмы, этикет, традиции. Традиционный театр – это богатая, красочная сценография, а на Западе режиссеры-постановщики зачастую стремятся к минимализму.

Фото: Андрей Лунин

F: Есть мнение, что высоким искусством не особенно интересуются в Казахстане, что в той же самой Европе собирают аншлаги, а у нас полупустые залы. Это действительно так?

– Я бы не сказала. Несколько дней назад я спела оперу «Кыз-Жибек» в Алматы, и был полный зал. Всегда радует, когда публика тепло принимает. Сейчас очень много людей ходит в театры, и, что особенно приятно, в зрительном зале много молодежи.

F: Сегодня казахстанская молодежь старается выехать на обучение за рубеж, например, в Италию. А есть ли у нас в Казахстане такие педагоги-новаторы?

– Конечно есть! Например, мой педагог Бекен Жылысбаев, воспитавший не одну плеяду оперных певцов. Я ему очень благодарна, счастлива, что училась у него! Потом я много училась за рубежом, но то, что заложено в меня моим педагогом, является фундаментом моего становления. Италия – родина оперы. Для нас, певцов, итальянская школа имеет особое значение, но и у нас хорошая оперная школа. Совсем недавно наши певцы выиграли на конкурсе, который проходил в Вероне. Конкурс проводился для отбора певцов в итальянские постановки. Тенор Медет Чотабаев и баритон Сундет Байгожин стали победителями!

F: У каждого артиста и певца есть своя звездная роль или песня. Какой спектакль стал для вас поворотным в карьере?

– Это самая первая моя партия Кыз-Жибек в одноименной опере Брусиловского, с которой я вышла на сцену в Театре им. Абая. Я с удовольствием пою ее до сих пор.

F: Скажите, пожалуйста, какие мировые сценические площадки в ближайшем будущем вы желаете покорить?

– Планов много! Пока идет организационная работа. Но самое главное для меня на данный момент – это отчет перед моими слушателями в родном театре, а также в столичном театре «Астана Опера». Это уникальный театр с прекрасной акустикой и новейшим техническим оснащением, и для меня было большой честью участвовать в открытии театра в опере «Биржан и Сара».

F: Как вам удается совмещать роли одной из самых востребованных в мире певиц, супруги и мамы?

– Все удается благодаря поддержке семьи, мужа, потому что они создают все условия, чтобы я могла спокойно работать и гастролировать. Мой супруг тоже творческий человек, и он прекрасно понимает, что я певица и должна реализовать весь свой творческий потенциал. Бывает, что иногда сильно устаешь, хочется немного расслабиться и отдохнуть. Тогда супруг начинает «подстегивать» меня: время идет, нужно заниматься и работать.

F: В одном из интервью, в котором участвовал и ваш супруг Толеген Мухамеджанович, он отметил, что вы очень трепетно относитесь ко всем семейным мероприятиям, к праздникам, что старательно готовитесь даже к Дню святого Валентина. Можно назвать это секретом счастливой семейной жизни?

– (Смеется.) Да, это правда. Когда мой супруг начинает забывать про день нашей свадьбы, я всегда ему аккуратно напоминаю, потому что для меня очень важно, чтобы мы были вместе именно в праздничные даты, которые касаются нашей семьи. Возможно, из-за частых гастролей я очень скучаю по дому, по родным. Даже необязательно все время говорить друг с другом. Иногда достаточно взять друг друга за руки и погулять, пройтись пешком. Рядом с ним я спокойна, уверенна и счастлива!

F: В этом году в вашей семье произошло еще одно важное событие – ваша дочь, актриса Карлыгаш Мухамеджанова стала мамой. Хватает ли у вас времени на внучку?

– Конечно! Прошлый год начался с того, что Карлыгаш осчастливила нас. Когда я бываю в Алматы, стараюсь больше быть с нашей маленькой Ажар.

F: Как поддерживаете физическую форму?

– Занимаюсь фитнесом, плаванием. Диеты не держу, просто стараюсь правильно питаться, веду активный образ жизни. Конечно же, я пользуюсь услугами косметолога, являюсь лицом одной из косметических компаний. Но, самое главное, женщина должна ощущать себя счастливой, любимой и любящей. Это, пожалуй, и есть секрет женской красоты. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить