Как «магазины у дома» меняют свой формат

В Алматы появляются магазины, которые, оставаясь, по сути, торговыми точками у дома, предлагают своим клиентам нечто принципиально иное. Их владельцам интересно привлечь покупателей оригинальным ассортиментом, хорошим сервисом и дополнительными услугами. Некоторые проекты появляются в городской среде своевременно, а говоря об этих магазинах, можно утверждать, что эта среда их и породила

ФОТО: из личного архива

Айнур Каппарова: Алматинцы готовы к приятному опыту шопинга

Идея удобных сетевых магазинов формата convenience store (дословно – повседневного спроса магазины с дополнительными удобствами) родилась у Айнур Каппаровой в Японии, где действует крупнейшая сеть 7-Eleven. Удобен этот формат тем, что люди могут сделать в нем все необходимые ежедневные покупки, а также воспользоваться дополнительными услугами – оплатить квартплату, распечатать бумаги или сделать копию, разогреть еду. Вернувшись в Казахстан, Айнур на встрече с другом Нурсултаном Шокановым решила, что алматинцам такой формат тоже необходим, а рынок к нему готов. Так они вместе запустили Zyp-Zyp – магазин, созданный облегчить жизнь алматинцам, а позже – жителям других городов. За год существования бренда ребята, вложив собственные средства, открыли уже четыре магазина в разных частях города и не намерены останавливаться. Через год планируют рассмотреть возможность продажи франшизы. На открытие одной точки ребята стараются уложиться в сумму до 20 млн тенге.

Айнур Каппарова
ФОТО: Турар Давильбеков
Айнур Каппарова

- Zyp-Zyp – это оборот речи в казахском языке, означающий «быстро-быстро». Он отражает наш концепт – покупки 24/7 без очередей и переплат. В наших магазинах есть все необходимое для дома в небольших упаковках по демократичным ценам, плюс продукция собственного бренда – готовые обеды, выпечка, горячие напитки с собой. Для посетителей работают принтер, сканер, микроволновка, бойлер с горячей водой, wi-fi и бесплатный санузел. Еще у нас есть небольшая барная зона, где можно присесть, проверить мобильную почту, перекусить и побежать дальше, а после 23:00 мы работаем как бар, – рассказала Айнур.

Опыт первого Zyp-Zyp был тестовым, на нем опробовали формат. Рядом с ним, буквально в нескольких метрах, расположены и крупный сетевой супермаркет, и несколько обычных «магазинов у дома». При этом выручка продолжает стабильно расти, несмотря на такую конкуренцию, а средний чек составляет примерно 1,5–2 тыс. тенге, оборот в среднем 10 млн тенге в месяц с одной точки. Головной офис занимается управлением и развитием магазинов, которые предоставили рабочие места 16 продавцам, барменам и другим специалистам.

- Мы хотим ассоциироваться у людей с решением множества бытовых проблем и качеством, неизменным в каждой точке. Это ценность, которую дарит сетевой подход к бизнесу. Наш приоритет – одинаковый уровень обслуживания и ассортимент товаров, прозрачные бизнес-процессы, стабильная ценовая политика, рекомендованная поставщиком в каждой из наших точек. Наш бизнес является очень операционно скрупулезным, но для нас важно, чтобы наш покупатель всегда получал лучший сервис без переплат. К сожалению, когда наш потребитель видит что-то красивое или импортное на вид, он воспринимает это как дорогое. Zyp-Zyp развенчал этот миф. Благодаря тому что рынок меняется, люди готовы к более высоким стандартам, к приятному опыту шопинга, – уверена собеседница Forbes Woman Kazakhstan.

Изначально Zyp-Zyp рассчитывался скорее на офисных работников и их потребность в горячих обедах. На деле же оказалось, что сюда заглядывают все. Утром – те, кто бежит на работу и хочет кофе, до обеда – домохозяйки с детьми. Вечером алматинцы закупаются к ужину, а молодежь, предпочитающая нестандартный формат, забегает в поисках коктейля или пончиков. Ночью заходят те, у кого кончился чай.

Леонид Нигматуллин: Выйти почирикать и купить все, что нужно

Леонид Нигматуллин уверенно называет себя потомственным продажником – его бабушка всю жизнь проработала в продуктовом магазине, а у мамы было кафе в шымкентском аквапарке. В январе 2019 года Леонид и его партнеры Зарина Юзыкаева и Рамиз Аллафи задумались о собственном магазине-кафетерии, в мае присмотрели помещение, а в октябре уже открылись.

Жилой комплекс «Хан Тенгри», где живет Леонид, расположен довольно далеко от города и, соответственно, его инфраструктуры. Отсюда неудобно делать быстрые вылазки за продуктами, а в обычных «магазинах у дома» не тот ассортимент, мерчандайз, сервис, консультации продавцов и в целом антисанитарная атмосфера мест, где продавец вынужден работать по 12 часов. Друзья решили, что сделают все иначе: опросили людей, посоветовались с маркетинговым отделом «Хан Тенгри» – и придумали «Птичку».

Леонид Нигматуллин (в центре)
ФОТО: из личного архива
Леонид Нигматуллин (в центре)

- В нашем районе люди любят общаться: выйти «почирикать» во двор - здесь обычное дело. Для них, для нас мы открыли новое место притяжения и назвали его кокетливо и игриво – «Птичка». У нас можно найти зону с продуктами для зожников, которых тут много проживает, но при этом мы не экомагазин. «Птичка» – такой же «магазин у дома», но лучше. Красивее, чище, с лучшим сервисом и прекрасным выбором для современного человека, – рассказал Леонид.

В «Хан Тенгри» официально проживает около 7 тыс. человек со средним заработком 180–200 тыс. тенге. Средний чек в 3 тыс. тенге не представляет проблемы для тех 160–200 человек, которые заходят сюда ежедневно. При вложении 15,5 млн тенге личных средств и маржинальности 20–30% ежемесячный оборот составляет от 13 до 16 млн тенге. При таком темпе ребята планируют окупиться через полгода. На 150 квадратных метрах представлены с молоком и рисом и эксклюзивные товары, которых нет у конкурентов: чай, соусы, итальянские паста и вино, выпечка и хлеб от AB Restaurants. Они должны притягивать посетителей, так как магазин находится в центре ЖК, на случайных клиентов, проезжающих мимо на автомобиле, рассчитывать не приходится. Зато можно хорошо изучить характер, вкусы и предпочтения «своих» и менять ассортимент и подход, исходя из того, что хотят не абстрактные результаты исследований, а реальные люди.

- Не получится просто расставить заоблачные цены и ждать, что люди потянутся к нам от безысходности. Поэтому мы рассчитываем на людей, для которых важна качественная еда от любимого производителя. Наш второй «якорь» – это кафетерий, где всегда будут кофе, коктейли, десерты, выпечка, закуски и возможность пообщаться с соседями за столиком под деревом или за стойкой прямо внутри. Да, это не будет дешево – сотрудничество с ABR предполагает не только отличный вкус, но и определенный ценник, но мы берем уникальностью предложения – в нашем ЖК других кафе нет, – отметил Леонид.

Владельцы магазина уверены, что каждому отдаленному от центра города жилому комплексу нужна своя «Птичка», поэтому обширная сеть точек у них в ближайших планах.

Алла Пак: Заинтересованность людей в здоровом питании растет с каждым днем

Идея вырастить здоровое поколение изначально легла в основу проекта «Амиран». Здесь алматинцам впервые предложили лечебно-профилактическое молочное питание из цельного натурального молока для детей от шести месяцев собственного производства.

- Самым дорогим вложением в проект была разработка молочно-товарной фермы «Амиран Агро» – ее стоимость составила 7 млрд тенге. Проект социальных продуктовых магазинов, где мы располагаемся, – это собственность акимата города Алматы. Поэтому нашу продукцию по самым низким ценам можно приобрести только в наших фирменных магазинах. Их средний чек невысок – от 2 тыс. тенге– рассказывает Алла Пак, генеральный директор ТОО «Завод Казахской академии питания «Амиран».

Магазин Zyp-Zyp
ФОТО: из личного архива
Магазин Zyp-Zyp

Маржинальность продуктов «Амирана» составляет не более 15% – в ценовой политике компания опиралась на доступность своего йогурта, творога, сыворотки для каждого. Это происходит вопреки очень высокой себестоимости продукции.

- Именно идея производства абсолютно натуральных молочных продуктов сделала нашу компанию уникальной. Пока конкуренты перерабатывают и восстанавливают молоко, мы используем цельное. Этот вкус ни с чем не перепутаешь. Люди, тщательно следящие за здоровым питанием и качеством употребляемых продуктов, в основном выбирают нашу продукцию, – уверена Алла.

Как показывает ситуация по Алматы, казахстанцы хотят питаться лучше, здоровее и разнообразнее – и предпочитают покупать еду нового формата в современных магазинах. Которые, в свою очередь, отзываются на подобный спрос интересным предложением.

Насима и Нафиса Розиковы: Несем пользу человеку, обществу, планете

Первыми нового формата «магазины у дома» в Алматы решили открыть сестры-предпринимательницы Насима и Нафиса Розиковы. Торговая сеть «Салем, сосед!» появилась в нише доступных и качественных продуктов, до которых рукой подать. Девушки отталкивались от желания продавать людям в привычном формате продукты, какими бы они сами накормили семью. Продавать, беседовать, напомнить о добрососедстве.

«Салем, сосед!» родился за разговором о торговых точках, откуда не хочется поскорее уйти, где помнят покупателей по имени и предпочтениям, а ассортимент заставляет вернуться. На самоокупаемость первый магазин, открытый в декабре 2018 года и расположенный в жилом комплексе «Терренкур», вышел через семь месяцев с ежемесячным приростом 15%. Средний чек сравнительно невысок – 2 тыс. тенге, в день обслуживается более 100 человек, маржинальность проекта – 30–40% при уровне наценки 10–45%. Обслуживает точка около 350 квартир в радиусе 500 метров, не считая людей, специально приезжающих за покупками. Месячные траты алматинца в таком магазине не превысят 30 тыс. тенге – это средний чек по городу, что автоматически выводит «Салем, сосед!» из разряда дорогих и недоступных.

Магазин «птичка»
ФОТО: из личного архива
Магазин «птичка»

- Наш костяк – это люди 25–40 лет, которые отвечают за продуктовую корзину дома. Они, как и мы, понимают ценность качественного продукта и важность выбора локального производителя. Мы в свою очередь верим, что качество может быть доступным, и работаем над этим. Наш кофе, сваренный при госте из стопроцентной арабики, стоит 450 тенге, батон из живых дрожжей и муки высшего сорта – 170 тенге, все фрукты и овощи мы проверяем на отсутствие нитратов и нитритов, лично прочитали каждую этикетку. Люди заслуживают лучшего, даже просто выходя за хлебом, – сказала Нафиса.

Второй «Салем, сосед!», открывшийся в июле 2019-го, немного больше первого – 70 квадратных метров против 50, его открытие обошлось в 12 млн тенге. Эти деньги, так же как и 8 млн на первую точку, были взяты из семейных. Окупится он тоже по плану, к концу года.

Одна из миссий проекта обращена к начинающим предпринимателям. На данный момент с «Салем, сосед!» работают 85 поставщиков, 1700 SKU и 245 брендов, из которых 28% – казахстанские. Проект движется к увеличению числа локальных поставщиков.

- Мы выбираем продукты тех производителей, чьи ценности сродни нашим – прозрачность ведения бизнеса, высокие требования к составу и качеству продуктов. Для начинающих местных производителей «Салем, сосед!» – комфортная платформа для старта, особенно когда у них в линейке всего один-два продукта. Мы максимально открыты, и быть в нашей подборке уже сегодня – признание качества. Мы не берем деньги «за полку» и не работаем по системе ретробонусов. Для нас это – гарантия добрых честных отношений с поставщиком, – продолжила Сима.

Покупать у местных – значит развивать локальный рынок и давать возможность новым качественным брендам появляться и расти. Социальный смысл проекта заключается в создании малого бизнеса, который так нужен обеим сторонам – и покупателю и предпринимателю. Сима и Нафиса консультируют поставщиков в вопросах брендинга и экологичности упаковки, продвигают их в социальных сетях, серьезно влияя на узнаваемость марки и ее появление в других магазинах, ставят продукты на полки под брендом «Салем, сосед!».

Третью точку сестры еще не запускали – концентрируются на онлайн-магазине. Но пока в качестве локации для расширения рассматривают Алматы. Онлайн-торговля же позволит продолжить строить комьюнити и подпитывать интерес к бренду через живое общение – это именно то, к чему «Салем, сосед!» стремится.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
11202 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
15 августа родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить