Слушать город

21791

Как «магазины у дома» меняют свой формат

ФОТО: из личного архива

В Алматы появляются магазины, которые, оставаясь, по сути, торговыми точками у дома, предлагают своим клиентам нечто принципиально иное. Их владельцам интересно привлечь покупателей оригинальным ассортиментом, хорошим сервисом и дополнительными услугами. Некоторые проекты появляются в городской среде своевременно, а говоря об этих магазинах, можно утверждать, что эта среда их и породила.

Айнур Каппарова: Алматинцы готовы к приятному опыту шопинга

Идея удобных сетевых магазинов формата convenience store (дословно – повседневного спроса магазины с дополнительными удобствами) родилась у Айнур Каппаровой в Японии, на родине бренда 7/11. Удобен этот формат тем, что люди могут сделать в нем все необходимые ежедневные покупки, а также воспользоваться дополнительными услугами – оплатить квартплату, распечатать бумаги или сделать копию, разогреть еду. Вернувшись в Казахстан, Айнур на встрече с другом Нурсултаном Шокановым решила, что алматинцам такой формат тоже необходим, а рынок к нему готов. Так они вместе запустили Zyp-Zyp – магазин, созданный облегчить жизнь алматинцам, а позже – жителям других городов. За год существования бренда ребята, вложив собственные средства, открыли уже четыре магазина в разных частях города и не намерены останавливаться. Через год планируют рассмотреть возможность продажи франшизы. На открытие одной точки ребята стараются уложиться в сумму до 20 млн тенге.

Айнур Каппарова
ФОТО: Турар Давильбеков
Айнур Каппарова

«Zyp-Zyp – это оборот речи в казахском языке, означающий «быстро-быстро». Он отражает наш концепт – покупки 24/7 без очередей и переплат. В наших магазинах есть все необходимое для дома в небольших упаковках по демократичным ценам, плюс продукция собственного бренда – готовые обеды, выпечка, горячие напитки с собой. Для посетителей работают принтер, сканер, микроволновка, бойлер с горячей водой, wi-fi и бесплатный санузел. Еще у нас есть небольшая барная зона, где можно присесть, проверить мобильную почту, перекусить и побежать дальше, а после 23:00 мы работаем как бар», – рассказывает Айнур.

Опыт первого Zyp-Zyp был тестовым, на нем опробовали формат. Рядом с ним, буквально в нескольких метрах, расположены и крупный сетевой супермаркет, и несколько обычных «магазинов у дома». При этом выручка продолжает стабильно расти, несмотря на такую конкуренцию, а средний чек составляет примерно 1,5–2 тыс. тенге, оборот в среднем 10 млн тенге в месяц с одной точки. Головной офис занимается управлением и развитием магазинов, которые предоставили рабочие места 16 продавцам, барменам и другим специалистам.

«Мы хотим ассоциироваться у людей с решением множества бытовых проблем и качеством, неизменным в каждой точке. Это ценность, которую дарит сетевой подход к бизнесу. Наш приоритет – одинаковый уровень обслуживания и ассортимент товаров, прозрачные бизнес-процессы, стабильная ценовая политика, рекомендованная поставщиком в каждой из наших точек. Наш бизнес является очень операционно скрупулезным, но для нас важно, чтобы наш покупатель всегда получал лучший сервис без переплат. К сожалению, когда наш потребитель видит что-то красивое или импортное на вид, он воспринимает это как дорогое. Zyp-Zyp развенчал этот миф. Благодаря тому что рынок меняется, люди готовы к более высоким стандартам, к приятному опыту шопинга», – уверена собеседница Forbes Woman Kazakhstan.

Изначально Zyp-Zyp рассчитывался скорее на офисных работников и их потребность в горячих обедах. На деле же оказалось, что сюда заглядывают все. Утром – те, кто бежит на работу и хочет кофе, до обеда – домохозяйки с детьми. Вечером алматинцы закупаются к ужину, а молодежь, предпочитающая нестандартный формат, забегает в поисках коктейля или пончиков. Ночью заходят те, у кого кончился чай.

Леонид Нигматуллин: Выйти почирикать и купить все, что нужно

Леонид Нигматуллин уверенно называет себя потомственным продажником – его бабушка всю жизнь проработала в продуктовом магазине, а у мамы было кафе в шымкентском аквапарке. В январе 2019 года Леонид и его партнеры Зарина Юзыкаева и Рамиз Аллафи задумались о собственном магазине-кафетерии, в мае присмотрели помещение, а в октябре уже открылись.

Жилой комплекс «Хан Тенгри», где живет Леонид, расположен довольно далеко от города и, соответственно, его инфраструктуры. Отсюда неудобно делать быстрые вылазки за продуктами, а в обычных «магазинах у дома» не тот ассортимент, мерчандайз, сервис, консультации продавцов и в целом антисанитарная атмосфера мест, где продавец вынужден работать по 12 часов. Друзья решили, что сделают все иначе: опросили людей, посоветовались с маркетинговым отделом «Хан Тенгри» – и придумали «Птичку».

Леонид Нигматуллин (в центре)
ФОТО: из личного архива
Леонид Нигматуллин (в центре)

«В нашем районе люди любят общаться – выйти «почирикать» во двор здесь обычное дело. Для них, для нас мы открыли новое место притяжения и назвали его кокетливо и игриво – «Птичка». У нас можно найти зону с продуктами для зожников, которых тут много проживает, но при этом мы не экомагазин. «Птичка» – такой же «магазин у дома», но лучше. Красивее, чище, с лучшим сервисом и прекрасным выбором для современного человека», – рассказывает Леонид.

В «Хан Тенгри» официально проживает около 7 тыс. человек со средним заработком 180–200 тыс. тенге. Средний чек в 3 тыс. тенге не представляет проблемы для тех 160–200 человек, которые заходят сюда ежедневно. При вложении 15,5 млн тенге личных средств и маржинальности 20–30% ежемесячный оборот составляет от 13 до 16 млн тенге. При таком темпе ребята планируют окупиться через полгода. На 150 квадратных метрах представлены с молоком и рисом и эксклюзивные товары, которых нет у конкурентов, – чай, соусы, итальянские паста и вино, выпечка и хлеб от AB Restaurants. Они должны притягивать посетителей, так как магазин находится в центре ЖК, на случайных клиентов, проезжающих мимо на автомобиле, рассчитывать не приходится. Зато можно хорошо изучить характер, вкусы и предпочтения «своих» и менять ассортимент и подход, исходя из того, что хотят не абстрактные результаты исследований, а реальные люди.

«Не получится просто расставить заоблачные цены и ждать, что люди потянутся к нам от безысходности. Поэтому мы рассчитываем на людей, для которых важна качественная еда от любимого производителя. Наш второй «якорь» – это кафетерий, где всегда будут кофе, коктейли, десерты, выпечка, закуски и возможность пообщаться с соседями за столиком под деревом или за стойкой прямо внутри. Да, это не будет дешево – сотрудничество с ABR предполагает не только отличный вкус, но и определенный ценник, но мы берем уникальностью предложения – в нашем ЖК других кафе нет», – отмечает Леонид.

Владельцы магазина уверены, что каждому отдаленному от центра города жилому комплексу нужна своя «Птичка», поэтому обширная сеть точек у них в ближайших планах.

Алла Пак: Заинтересованность людей в здоровом питании растет с каждым днем

Идея вырастить здоровое поколение изначально легла в основу проекта «Амиран». Здесь алматинцам впервые предложили лечебно-профилактическое молочное питание из цельного натурального молока для детей от шести месяцев собственного производства.

«Самым дорогим вложением в проект была разработка молочно-товарной фермы «Амиран Агро» – ее стоимость составила 7 млрд тенге. Проект социальных продуктовых магазинов, где мы располагаемся, – это собственность акимата города Алматы. Поэтому нашу продукцию по самым низким ценам можно приобрести только в наших фирменных магазинах. Их средний чек невысок – от 2000 тенге», – рассказывает Алла Пак, генеральный директор ТОО «Завод Казахской академии питания «Амиран».

Магазин Zyp-Zyp
ФОТО: из личного архива
Магазин Zyp-Zyp

Маржинальность продуктов «Амирана» составляет не более 15% – в ценовой политике компания опиралась на доступность своего йогурта, творога, сыворотки для каждого. Это происходит вопреки очень высокой себестоимости продукции.

«Именно идея производства абсолютно натуральных молочных продуктов сделала нашу компанию уникальной. Пока конкуренты перерабатывают и восстанавливают молоко, мы используем цельное. Этот вкус ни с чем не перепутаешь. Люди, тщательно следящие за здоровым питанием и качеством употребляемых продуктов, в основном выбирают нашу продукцию», – уверена Алла.

Как показывает ситуация по Алматы, казахстанцы хотят питаться лучше, здоровее и разнообразнее – и предпочитают покупать еду нового формата в современных магазинах. Которые, в свою очередь, отзываются на подобный спрос интересным предложением.

Насима и Нафиса Розиковы: Несем пользу человеку, обществу, планете

Первыми нового формата «магазины у дома» в Алматы решили открыть сестры-предпринимательницы Насима и Нафиса Розиковы. Торговая сеть «Салем, сосед!» появилась в нише доступных и качественных продуктов, до которых рукой подать. Девушки отталкивались от желания продавать людям в привычном формате продукты, какими бы они сами накормили семью. Продавать, беседовать, напомнить о добрососедстве.

«Салем, сосед!» родился за разговором о торговых точках, откуда не хочется поскорее уйти, где помнят покупателей по имени и предпочтениям, а ассортимент заставляет вернуться. На самоокупаемость первый магазин, открытый в декабре 2018 года и расположенный в жилом комплексе «Терренкур», вышел через семь месяцев с ежемесячным приростом 15%. Средний чек сравнительно невысок – 2000 тенге, в день обслуживается более 100 человек, маржинальность проекта – 30–40% при уровне наценки 10–45%. Обслуживает точка около 350 квартир в радиусе 500 метров, не считая людей, специально приезжающих за покупками. Месячные траты алматинца в таком магазине не превысят 30 000 тенге – это средний чек по городу, что автоматически выводит «Салем, сосед!» из разряда дорогих и недоступных.

Магазин «птичка»
ФОТО: из личного архива
Магазин «птичка»

«Наш костяк – это люди 25–40 лет, которые отвечают за продуктовую корзину дома. Они, как и мы, понимают ценность качественного продукта и важность выбора локального производителя. Мы в свою очередь верим, что качество может быть доступным, и работаем над этим. Наш кофе, сваренный при госте из стопроцентной арабики, стоит 450 тенге, батон из живых дрожжей и муки высшего сорта – 170 тенге, все фрукты и овощи мы проверяем на отсутствие нитратов и нитритов, лично прочитали каждую этикетку. Люди заслуживают лучшего, даже просто выходя за хлебом», – говорит Нафиса.

Второй «Салем, сосед!», открывшийся в июле 2019-го, немного больше первого – 70 квадратных метров против 50, его открытие обошлось в 12 млн тенге. Эти деньги, так же как и 8 млн на первую точку, были взяты из семейных. Окупится он тоже по плану, к концу года.

Одна из миссий проекта обращена к начинающим предпринимателям. На данный момент с «Салем, сосед!» работают 85 поставщиков, 1700 SKU и 245 брендов, из которых 28% – казахстанские. Проект движется к увеличению числа локальных поставщиков.

«Мы выбираем продукты тех производителей, чьи ценности сродни нашим – прозрачность ведения бизнеса, высокие требования к составу и качеству продуктов. Для начинающих местных производителей «Салем, сосед!» – комфортная платформа для старта, особенно когда у них в линейке всего один-два продукта. Мы максимально открыты, и быть в нашей подборке уже сегодня – признание качества. Мы не берем деньги «за полку» и не работаем по системе ретробонусов. Для нас это – гарантия добрых честных отношений с поставщиком», – продолжает Сима.

Покупать у местных – значит развивать локальный рынок и давать возможность новым качественным брендам появляться и расти. Социальный смысл проекта заключается в создании малого бизнеса, который так нужен обеим сторонам – и покупателю и предпринимателю. Сима и Нафиса консультируют поставщиков в вопросах брендинга и экологичности упаковки, продвигают их в социальных сетях, серьезно влияя на узнаваемость марки и ее появление в других магазинах, ставят продукты на полки под брендом «Салем, сосед!».

Третью точку сестры еще не запускали – концентрируются на онлайн-магазине. Но пока в качестве локации для расширения рассматривают Алматы. Онлайн-торговля же позволит продолжить строить комьюнити и подпитывать интерес к бренду через живое общение – это именно то, к чему «Салем, сосед!» стремится.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить