Серийный предприниматель

7703

Как одновременно развивать три разных бизнеса

Фото: Андрей Лунин

Оксана Шоканова в прошлом аудитор EY, а ныне серийный предприниматель и мама троих детей. Уйдя из корпоративного сектора в декретный отпуск, Оксана основала информационный портал по уходу и воспитанию детей Pandaland, на сегодняшний день это единственное в Казахстане нишевое интернет-издание для родителей. С развитием медиапроекта Оксана увидела потребность рынка в натуральных продуктах и запустила онлайн-экомаркет FreshU. Помимо ведения интернет-бизнеса и воспитания детей бизнес-леди совместно с партнерами успела открыть в Казахстане шесть пиццерий по франшизе международной сети «Додо Пицца» и намерена не останавливаться на достигнутом. «Бизнес можно просчитать. Самое главное – после того как ты запустил продукт, нужно все время подогревать веру в свой бизнес», – поделилась с Forbes Woman Kazakhstan Оксана Шоканова.

– Когда вы решили запустить Pandaland, вы изначально рассчитывали на развитие полноценного СМИ?

– Это был порыв души без какого-либо бизнес-плана. У меня был информационный голод – как ухаживать за ребенком? Старшее поколение советовало одно, в интернете – другое. Так пришла идея создать интернет-портал, который будет выпускать полезную информацию для родителей. Изначально мы с супругом решили, что Pandaland будет неким социальным проектом. Но так как я финансист, аудитор, я знаю: дело не может постоянно существовать на дотациях. Так что через полтора года мы начали продавать рекламу. Трафик на тот момент составлял около тысячи уникальных посещений в день. Помню, тогда я мечтала хотя бы о 10 тысячах визитов в сутки. На сегодняшний день Pandaland читает в месяц полмиллиона родителей. За четыре года Pandaland развился в медиабизнес, который приносит доход.

– Какие у вас планы по развитию Pandaland? Будет ли он трансформирован во что-то большее или издание на своем прочно занятом месте?

– Задача Pandaland – быть помощником для родителей, мы создаем полезный контент. В этом году мы начнем освещать темы подростковой агрессии и школьного буллинга, суицида школьников. Мы хотим образовывать родителей в том, как слышать и понимать своего ребенка. Родители могут влиять на детей, и мы в силах построить здоровое общество. Сейчас мы заняты редизайном – контент на Pandaland будет поделен по циклам жизни ребенка: до года, дошкольный возраст, школа и так далее.

Кроме того, редизайн необходим и для адаптации сайта под мобильные устройства. Когда мы только начинали Pandaland, 90% трафика приходилось на дес­копт. Сейчас порядка 75–80% посещений осуществляется с мобильных устройств. У нас также в планах за два года удвоить трафик и довести его до миллиона посетителей в месяц.

– Кроме Pandaland у вас еще два проекта – один в интернет-коммерции, второй в сегменте HoReCa. Как быть успешным серийным предпринимателем и все успевать?

– Сейчас, имея опыт в бизнесе, я поняла, что моя основная работа – собрать правильную команду, основа которой – профессионализм и общие ценности. Если в команде заводится токсичный человек, мы не будем с ним работать, каким бы крутым профессио­налом он ни был. Человеческий ресурс очень важен. В нашем обществе иногда неправильно понимают, когда новый начальник меняет команду. Люди думают, что это так называемое кумовство. Но, например, у меня свой стиль управления и коммуникация легче идет с определенным типом людей. Более того, я так или иначе принимаю участие в каждом из своих проектов. Для Pandaland, например, я сама иногда беру интервью, меня вдохновляют истории успеха. Pandaland – мой любимый проект, который дает пищу для размышлений, всегда есть инсайдерская информация о том, какой вид бизнеса развивается. К слову, FreshU логично вышел из Pandaland. Мы обсуждали с читательницами экологически чистую продукцию, организовали клуб мам-экспертов, сами тестировали продукты, изучали составы. Во время развития Pandaland я глубоко погрузилась в интернет-маркетинг, и было решено запустить онлайн-экомаркет FreshU под Новый год – 31 декабря 2017 года состоялся официальный запуск.

Фото: Андрей Лунин

FreshU в отличие от Pandaland изначально был задуман как коммерческий проект. В интернет-магазине главным показателем является посещение сайта целевой аудиторией. За два года мы выросли ровно в 2 раза, достигнув 1200 заказов в месяц. Это только онлайн-продажи, без учета офлайн-продаж.

Планы на этот год – вырасти еще на 50%. В 2019 году количество сделок в месяц пока увеличить не удалость, однако средний чек вырос на 25% за счет расширения ассортимента с 7500 тенге до 10 000 тенге. Сейчас на FreshU можно приобрести не только органическую косметику и экологически чистые продукты, бытовую «нехимию», принадлежности для бани и кухонные гаджеты. Так, на данном этапе проект FreshU вышел в небольшой плюс. Ранее мы два года активно инвестировали в развитие сайта: в интернет-маркетинг, поисковую оптимизацию и так далее.

Возвращаясь ко второй час­ти вопроса – как все успевать, мне помогает планирование. Я изучала различные методики тайм-менеджмента, но так и не дочитала ни одну книгу. Исходя из опыта, поняла, что нужно планировать свои дела за месяц вперед. Расписываю все: семейные дела, задачи, встречи по проектам. Использую программу Asana, очень удобно для трекинга прогресса.

– Как вам удается конкурировать с крупными ретейлерами, в ассортименте которых также есть натуральная косметика, экопродукты?

– FreshU – это нишевой проект со своими конкурентными преимуществами и целевой аудиторией. Мы выручаем тех клиентов, у которых нет времени или возможности выбираться в классические магазины, поэтому мы доставляем товар в любое удобное место для клиента. Исходя из анализа, наш основной покупатель – женщины в возрасте от 24 до 36 лет. На них приходится 86% покупок, остальные 14% – это мужчины. Кстати, мужчины более благодатный сегмент клиентов, они быстро принимают решения. Если женщина до совершения покупки может раз пять зайти на сайт, то мужчины заходят максимум два раза. Кроме того, им нужна экспресс-доставка, и они готовы переплачивать за это.

Доставку мы осуществляем по всему Казахстану, но 80% продаж приходится на Алматы. На втором месте Нур-Султан, далее Атырау. К сожалению, сложно осуществлять доставку по всей стране, так как нет хорошей клиентоориентированной курьерской компании. Мы поменяли уже четыре, и все еще в поиске. На пути от нас до клиента происходят какие-то сложности. И отсутствие определенной инфраструктуры по доставке очень тормозит развитие интернет-коммерции в целом. Люди не хотят долго ждать свой заказ, особенно зимой, когда вместо пяти-семи дней курьерская компания доставляет его две недели.

– Помимо недостаточно развитой инфраструктуры доставки, тормозящей развитие интернет-коммерции, какие еще есть сложности в продаже экокосметики?

– Сезонность бизнеса. У нас авральный период – с декабря по март. Кстати, если в прошлом году у нас к 8 Марта было больше онлайн-заказов, то в этом году большую часть заказов мы получали по телефону, кол-центр был сильно загружен. После праздника ажиотаж утихает, и мы активно начинаем продвигать такие товары, как бытовая «нехимия» и питание, которые не зависят от сезона. Эти товары дают нам возможность балансировать – поддерживать объем продаж на необходимом уровне. Напомню, FreshU это не только интернет-магазин косметики, мы позиционируем себя как экомаркет, где собраны товары, активным компонентом которых являются натуральные продукты – косметика, средства для уборки дома, органическое питание.

– А как вы пришли в сегмент HoReCa и почему решили заняться пиццерией, что совсем не связано с интернетом и медиа?

– Три года назад в Казахстане не было ни одной международной крупной сети пиццерий, и как раз тогда очень активно развивалась российская сеть «Додо Пицца». Стоимость франшизы была недорогой, первоначальный взнос составлял 300 тыс. рублей, и мы с партнерами решили попробовать себя в этом деле.

Нам понравилась легкая модель управления «Додо Пиццы» – высокоавтоматизированная, каждый процесс контролируется онлайн, что позволяет предоставлять продукт высокого качества.

– Вам понравилась легкая модель управления, но в сегменте HoReCa не каждый проект выстреливает. С какими сложностями вы столкнулись?

– Основная проблема – поиск локации с учетом трафика и населенности вокруг. Все интересные места на рынке были уже заняты. Более того, локацию надо согласовать с головным офисом, который не всегда согласен с выбранным местоположением по тем или иным причинам. Так что долгий и тщательный поиск локации – основной фактор, который может тормозить развитие бизнеса.

Первую пиццерию мы открыли три года назад в Костанае. Дело в том, что сначала «Додо Пицца» дает тебе возможность попробовать открыть пиццерию в небольшом городе. Костанай мы выбрали исходя из проведенного маркетингового анализа, а еще – наши близкие друзья живут там, они помогали советом на этапе старта. Первая пиццерия окупилась через два года. На сегодняшний день в Костанае у нас уже две пиццерии, что покрывает потребность города.

Два года назад мы приняли участие в тендере франшизы на Алматы. Первую локацию мы открыли на пересечении улиц Кунаева и Алимжанова. Сейчас у нас в Алматы уже три пиццерии, и по контракту мы должны открыть еще три.

– У «Додо Пиццы» есть сервис по доставке. При этом не все субъекты HoReCa это делают, учитывая, что относительно недавно появился отдельный сервис по доставке еды. Насколько доставка важна в этом бизнесе и какие есть сложности в этом деле?

– Для нас важно быть быст­рыми, что отражается в нашем правиле доставки за 60 минут. Если в течение 60 минут пицца не доставлена, мы дарим сертификат на пиццу среднего размера. Быстрая доставка для нас важна по двум причинам: во-первых, заказчик голодный, во-вторых, пицца должна быть горячей, что называется, только из печи. И для обеспечения оперативности у нас в штате есть свои курьеры. Часто курьеров не хватает. Это случается в авральные моменты – обед, вечер. Бывает, курьеры простаивают. Но для нас курьер в штате – ключевой фактор, так как ни одна курьерская компания не сможет доставить пиццу за час. Средний чек заказа на доставку составляет 5000–5200 тенге, в ресторане – 2700–2900 тенге, это в Алматы, в регионах на 1520% ниже.

– Какие планы у вас на развитие «Додо Пиццы», кроме того что откроете еще рестораны в Алматы?

– Мы сейчас активно рассматриваем возможность выхода на другие рынки. Хочу добавить, что в данном проекте мне очень повезло с партнерами, это случай, когда мы можем совмещать крепкую дружбу с работой.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить