С Wall Street до Facebook

3848

Как выводить продукты на американский рынок и построить успешную карьеру

Айгерим Шорман
ФОТО: Надежда Беседина
Айгерим Шорман

Сегодня Айгерим Шорман работает в Facebook, возглавляя команду разработчиков Facebook Ads. До управления продуктами она занималась инвестиционным банкингом, преподавала в Teacher for America и даже основала собственную компанию Wist. О том, как достичь успеха и устроиться в топовую фирму Кремниевой долины, она рассказала в эксклюзивном интервью Forbes Woman Kazakhstan.

Шесть лет назад я присоединилась к команде Facebook. Свою карьеру я начала с позиции Product Manager Facebook Profile & Identaty. Впоследствии наша команда еще разработала Facebook Dating. Сервис онлайн-знакомства внутри соцсети был анонсирован в США в сентябре 2019 года и уже работает в Европе, Колумбии, Мексике, Бразилии, Канаде, Таиланде, Вьетнаме и других странах.

С января этого года я возглавляю команду из 25 менеджеров по продукту в подразделении Facebook Ads. В частности, мы работаем над интерфейсом рекламного кабинета – Ads Manager и Ads Manager App. Этот инструмент позволяет бизнесу создавать, таргетировать и редактировать рекламные кампании в Facebook, Instagram, Messenger, отслеживать их результативность, управлять бюджетом и графиком.

Facebook – это не просто социальная сеть для общения и знакомств, но и мощнейший диджитал-канал для продвижения товаров и услуг. К слову, уже сегодня в соцсети создано более 80 млн бизнес-страниц, которыми пользуются свыше 2 млрд пользователей по всему миру. Этот продукт (Ads Manager) важен для компании, так как генерирует большую часть ее дохода.

– Расскажите, пожалуйста, как складывалась ваша карьера до прихода в Facebook.

– Я родилась в Алматы в семье врачей, но идти по их стопам никогда не хотела. Сначала мечтала быть юристом, в 7–8-м классе – заниматься бизнесом, а в более старших классах – реализоваться в финансовой сфере. Работать на Wall Street в Нью-Йорке было пределом мечтаний.

После окончания школы я поступила в Лос-Анджелесе в одну из самых рейтинговых бизнес-­школ при Университете Южной Калифорнии – USC Marshall School of Business, которую успешно окончила и получила степень бакалавра в области делового администрирования.

После третьего курса я получила предложение пройти производственную практику в USB Investment Bank, а уже после – вакансию. И в 2007 году я начала работать на позиции финансового аналитика в нью-йоркском офисе USB Investment Bank на Манхэттене. Для меня это было нечто невероятное. В сферу моих обязанностей входило просчитывать возможные риски и прибыльность для определенного игрока на рынке, строить финансовые модели и планы и т. д. Я работала по 120 часов в неделю. Одновременно это было сложно и очень интересно.

Спустя год, в 2008-м, на рынке произошел финансовый кризис. Компания сократила штат наполовину, а тем, кому посчастливилось остаться, урезали зарплату и нагрузили дополнительной работой. Было тяжело и финансово, и морально. Работала в таком режиме изо дня в день, создавала сухие таблицы, пока не пришло понимание, что я так больше не могу. Я хотела заняться делом с пользой для общества, как бы высокопарно это ни звучало.

– А чем именно вы хотели заняться?

– Параллельно с работой в UBS я стала изучать программы различных негосударственных организаций, целью работы которых является помощь другим. От своего сокурсника я услышала про Teach For America. Эта некоммерческая организация привлекает выпускников-педагогов для преподавания в районах США с низким уровнем доходов населения. Срок преподавания – два года.

Проникнувшись идеей и ее важностью, стала готовиться к сдаче теста. На тот момент конкурс был очень высокий – в год из 40 тысяч заявок отобрали лишь 10%. И меня в том числе. По распределению я попала в государственную школу в Лос-Анджелесе, в которой преподавала с 2009-го по 2011 год мировую историю и историю Америки в 9–10-х классах.

Это кардинально отличалось от того, что я делала в UBS, зато решало мою внутреннюю потребность быть полезной.

– Как от преподавания вы пришли к мысли создать собственный стартап?

– Преподавала я в «родном» Лос-Анджелесе, где ранее училась и где у меня было много друзей. Так, на одной из встреч мы с моей школьной подругой подумали, что неплохо было бы запустить свой стартап. Это было актуально еще и потому, что срок моего преподавания был ограничен двумя годами и надо было думать, чем я буду заниматься дальше.

Мы размышляли, исходя из собственного опыта: приезжая в другую страну туристом или студентом, как правило, сталкиваешься с одной и той же проблемой – совсем нет знакомых из местных. А именно они могут рассказать об особенностях жизни в своем городе, дать рекомендацию по тому, как и где лучше отдохнуть или развлечься, провести экскурсию или даже предложить проживание в собственном доме. Идея заключалась в том, чтобы создать веб-сайт, который помог бы, независимо от того, куда вы по­ехали, найти друга среди местного населения.

В 2011 году я стала соучредителем Triptrotting. А наша компания в итоге завершила сбор средств в рамках серии А на сумму $1,5 млн от Google Ventures, Launchpad LA, 500 Startups, Idealab и других

Мы сделали минимально жизнеспособный продукт под названием Triptrotting, который представлял собой интернет-страницу в виде splash page (заставки), на которой было всего две кнопки. Обе вели на специальную форму для заполнения личных данных – одна «для местных» и другая «для путешественников».

Вся поступающая информация обрабатывалась нами вручную. То есть, когда заявка поступала от путешественника, который решил отправиться в Париж, мы ему писали письмо, в котором указывали контакты местного парижанина, готового с ним встретиться.

Так мы работали полгода. Наша база контактов росла. Это нас очень мотивировало и доказывало, что интерес к подобному продукту есть.

– В том числе и со стороны инвесторов?

– Да, но не сразу. Собственных средств на развитие и масштабирование проекта не было. Мы подавали заявку на финансирование в рамках конкурса стартапов, который проходил в USC Marshall School of Business. А еще посещали различные мероприятия по нетворкингу для стартапов, где знакомились с бизнес-ангелами. И именно одно из таких знакомств впоследствии стало решающим – в нас поверил инвестор из венчурного фонда Idealab и дал на развитие $330 тыс. На момент инвестиций база пользователей Triptrotting составляла примерно 500 человек. Это позволило увеличить команду и нанять профессиональных разработчиков, дизайнеров и создать полноценный сайт.

В 2011 году я стала соучредителем Triptrotting. А наша компания в итоге завершила сбор средств в рамках серии А на сумму $1,5 млн от Google Ventures, Launchpad LA, 500 Startups, Idealab и других.

– Как состоялась ваша встреча с Google Ventures? Какие уроки вы извлекли из общения с инвесторами?

– Это была очередная запланированная встреча с инвестором. Мы, как и всегда, пришли в компанию, только на сей раз это был офис Google Ventures, и после недолгих переговоров они согласились нас профинансировать. Но свое решение они озвучили по телефону через час после встречи. После этого многие инвесторы тоже захотели вложиться в наш стартап.

Главный урок – бизнес-ангелы инвестируют не в точки, а в линии. Им сложно взять на себя обязательство финансировать в вас и ваш проект. С инвесторами надо выстраивать диалог. И первая встреча становится точкой отсчета ваших долгосрочных отношений. И от встречи к встрече вы рассказываете о себе, о своем прогрессе в проекте, какие шаги предприняли для этого и т. д.

Еще общение с инвесторами закаляет характер. Прежде чем услышать «да», мы раз сто получали «нет», что очень деморализует. Но унывать нельзя и после очередного отказа надо снова идти на встречу и доказывать, что проект жизнеспособен. Крайне редко бывает, что после первой встречи инвестор выписывает чек. В нашем случае прошло шесть или семь месяцев с момента запуска проекта до первого раунда финансирования.

Но хочу отметить, что помимо денег мы получили еще и возможность работать в инкубаторе среди других предпринимателей и советников.

– В интервью techcrunch.com о проекте Triptrotting вы сказали: «Мир перешел к принципу «здесь и сейчас», а не «я сделаю это через четыре недели». Это было огромным открытием для нас». Как вы считаете, почему проект в итоге не выстрелил? Какие еще уроки вы извлекли и насколько они актуальны и применимы сейчас в вашей жизни, работе?

– Первое и самое очевидное – необходимо анализировать спрос и предложение. Triptrotting был уникальным как идея и тем, что мы смогли привлечь венчурные инвестиции. Но мы очень долго тянули с масштабированием, все придумывали новые «фишки» и поздно поняли, насколько у него небольшая аудитория. По факту оказалось, что путешествующих людей, которые были готовы к такому «культурному обмену», очень мало. Да, мы достигли показателя в несколько десятков тысяч пользователей (по 30% в Азии и Европе, 10–15% – в Северной Америке, остальные в Южной Америке и Австралии) в 175 странах мира.

Но! Продукт должен часто использоваться – это два. По большому счету мы были «витамином», а не «обезболивающим». Что я имею в виду? Например, когда человек планирует путешествие, ему необходимо купить билет, забронировать жилье и т. д. Сервисы, которые предлагают такие услуги, – необходимость. А проведение досуга с местными – это скорее «витамин», второстепенное. Если продукт является второстепенным, то надо, чтобы барьер при его использовании был как можно ниже. Поэтому мы переформатировали нашу идею и вывели на рынок приложение Wist с персонализированными рекомендациями in your pocket on the go.

Приложение анализировало ряд факторов – текущее местоположение, дату, время, личные предпочтения, интересы и т. д. – и предлагало пять вариантов мест, где можно поесть или выпить в данный момент. Проект в этом смысле был более удачен – к нему пользователи обращались чаще. А само приложение несколько недель было в категории Top best new apps в AppStore, а также в топе рекомендуемых Travel Apps by Apple.

– Уход из собственного бизнеса в Facebook был таким же плавным в вашей карьере?

– Все верно. Мы с командой часто ходили на различные технологические мероприятия, где можно узнать, как создать новый проект, поделиться собственным опытом, познакомиться с лучшими практиками. Я советую начинающим предпринимателям ходить на такие встречи по интересам. Возможно, девять из десяти будут не самыми результативными, но одна изменит все.

К слову, я до сих пор посещаю Q&A-панели, наставнические сессии и технологические мероприятия, включая Women 2.0, USC Marshall School of Business, Product School и другие. Я с удовольствием делюсь своим опытом с молодыми предпринимателями.

Именно на одном из таких мероприятий наша команда познакомилась, а затем сдружилась с ребятами, которые тоже развивали свой проект в Travel-направлении, а позже устроились в Facebook. Однажды они предложили нам попробовать себя в большой команде социальной сети в качестве продуктовиков. Компания активно нанимает сотрудников, особенно из числа тех, кто не понаслышке знает, как вывести на рынок новый продукт, кто думает наперед (zero-to one).

Собственно, мы решили попробовать. Двое из четырех людей моей команды попали в Facebook. Я прошла стандартное интервью на позицию менеджера продукта. Просто рассказала, с чего начинается работа над проектом, как наладить процесс внутри команды, вывести продукт на рынок и т. д. В 2014 году меня и моего партнера по Wist пригласили в команду Facebook. А сам проект Wist был закрыт.

– Айгерим, а какие у вас планы дальше?

– Когда я шла работать в Facebook, то не ставила сроки. Прошло уже шесть лет, и я никуда не собираюсь уходить, потому что здесь и сейчас я работаю над интересным проектом с многомиллиардный аудиторией. И моя задача делать продукт – ads manager – удобным, многофункцио­нальным, интуитивно понятным для миллионов бизнесов по всему миру. Ведь они на нас полагаются каждый день – это самый большой мотиватор. Каждый день для меня интеллектуальный вызов, что очень меня мотивирует ходить на работу. Здесь невероятное количество умных ребят, у которых я каждый день чему-то учусь, и в целом приятная корпоративная среда.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить