Российский режиссер открывает в Алматы свою киномастерскую

18450

Российский режиссер и педагог Анна Фенченко открывает в Алматы свою киномастерскую – хотелось бы сказать, что в рамках межгосударственного сотрудничества, но сотрудничество в этом случае сугубо межличностное. Организовать годичные курсы помогает журналист Тулеген Байтукенов, отучившийся у Фенченко на Высших режиссерских курсах в Академии искусств им. Жургенова

Анна Фенченко на съёмочной площадке.

Анна Фенченко рассказала Forbes.kz, кому нужна еще одна киношкола и зачем вообще учиться снимать фильмы, ведь Ким Ки Дук и Квентин Тарантино не учились. 

- Какие впечатления у вас от работы в «Жургеновке»?

- В академии я была гостем, и не столь уж частым. Но я признательна Андрею Эшпаю и Сергею Азимову за приглашение к сотрудничеству, за опыт работы с людьми другой культуры и возможность открыть для себя новую среду со своими ментальными особенностями. Это был экспериментальный курс, когда в течение двух лет на базе высшего образования приобретается степень магистра. Интересно, что магистранты могли защищаться двумя способами - как теоретической работой, так и фильмом. Большинство из них, правда, предпочло снимать фильм. Без всякого преувеличения, приезжала я всегда с большой радостью, а казахстанских студентов полюбила практически сразу. Не часто встречаешь таких благодарных людей. Всё-таки работа с аудиторией подразумевает процесс энергообмена, и здесь я столкнулась с какой-то невероятной степенью отдачи.

Что касается отношения к жизни, то, как мне показалось, казахстанские студенты более оптимистичны и, да простят меня московские ученики, более инициативны. Взяли и создали событие: пригласили меня и Андрея Эшпая в Алматы, созвали пресс-конференцию, повесили афиши, показали при полном зале свои дипломные фильмы в одном из центральных кинотеатров города, вызвали тем самым резонанс. За пять лет моей работы со студентами в Москве они ни разу не проявили инициативы для совместного показа или встречи выпускников. То есть показы и встречи случались, но исключительно с подачи педагогов. То есть пассивность сегодняшних российских студентов отражает нашу проблему разобщённости в целом. Каждый – сам за себя.

- Чего вы ждете от своей новой мастерской?

- В первую очередь, я жду встречи с интересными и одарёнными людьми. А дальше – полноценной и обоюдно занимательной работы.

-  Кинообразование обходится не очень дёшево, и ваша мастерская, судя по всему, не станет исключением (годичное обучение на курсе стоит $6 тыс. - F). Стоит ли игра свеч?

- Это индивидуальный вопрос. Для кого-то – стоит, для кого-то – нет.  Далеко не все выпускники обретают себя в режиссуре, и это касается буквально каждой киношколы. Но всякое образование, как правило, подразумевает некий системный подход. Не вижу тут принципиального отличия кинообразования от любого другого. Врачом, конечно, без диплома не стать, а у творческого человека всегда остается выбор. Кто-то предпочитает самостоятельный путь, однако такие всё же в меньшинстве. И кинообразование, каким бы оно ни было, не отменяет необходимости саморазвития: нужно смотреть, видеть, читать, слушать и слышать. Если сравнивать индивидуальную работу с учениками и  работу в группе, то уровень результатов последней, конечно же, выше. Я связываю это не только с близкой по интересам средой, но и с атмосферой соревнования, которая обычно возникает в группе.

-  Чем ваша методика отличается от всех других? Почему люди, желающие научиться снимать кино, должны идти именно к вам?

- Почему же – должны? Опять-таки, у людей всегда есть выбор. Мне довольно трудно заниматься самопиаром, это, пожалуй, самая проблемная для меня часть профессии. Но об уровне работы можно, наверное, судить по её результату. За пять лет жизни моей московской киномастерской на медиафакультете при Высшей школе экономики было снято более шестидесяти короткометражных фильмов, некоторые из которых составили фестивальную конкуренцию работам ВГИКа и ВКСР. На последней дипломной защите в ноябре прошлого года было показано четырнадцать короткометражек, которые ещё заявят о себе. Наши выпускники снимают «полные метры»: это Арсений Гончуков, Илья Чижиков, Маргарита Михайлова. Олег Маслов организовал киношколу в Оренбурге. Тот же Арсений Гончуков стартовал с режиссёрской онлайн-мастерской. Я считаю, неплохой результат для годичного вечернего курса. Но подводить итоги ещё совсем не время, не всегда у ребят получается реализовать себя сразу после выпуска. Что касается методики, то затрудняюсь сравнивать её с какими-то другими. Я училась именно по данной программе, которая была разработана в процессе нашего обучения во ВГИКе Владимиром Хотиненко и Владимиром Фенченко, моим отцом. Надо сказать, что в тот момент, 15-20 лет назад, они действительно реформировали модель преподавания режиссуры во ВГИКе. Уже на первом курсе мы активно снимали упражнения на VHS-камеру и монтировали их на линейной монтажке, чем шокировали, к примеру, старожилов факультета кинооператоров. Почему-то считалось, что раньше середины второго курса режиссёров к камере допускать нельзя. Потом уже мои учителя дорабатывали и отшлифовывали этюдную систему на последующих мастерских. И когда я примкнула к их работе в качестве преподавателя во ВГИКе, программа значительно видоизменилась. Но она и сейчас остаётся подвижной, постоянно возникает что-то новое. В целом методика основывается на последовательном усложнении задач и постоянной практической работе, с её последующим анализом. Да, отец в буквальном смысле слова передал мне своё дело, доверив все наработки и материалы. Разумеется, я не могу составить ему конкуренции, он непревзойденный педагог. Но всё же отец оказал на меня колоссальное влияние, и на самом деле, мы с ним во многом похожи, только обычно я более сдержанна, поэтому сходство не бросается в глаза. Теперь он говорит: «Многие преподают и пытаются пользоваться этой программой. Но не у всех получается, а у тебя вот выходит».

- Какова сейчас ситуация в российской киноиндустрии? Как она выглядит в сравнении с прошлыми годами?

- Киноиндустрия полностью зависима от экономического положения страны. И ситуация, мягко говоря, далека от оптимистической. Проекты закрываются, бюджеты сокращаются, возможностей становится всё меньше. Ясно, что доходы съемочных групп будут снижаться, а условия труда – ухудшаться, хотя зачастую они и без того были далеки от нормы. Один будет терпеть и работать на благо госканалов и Минкульта, второй – попытается освоить «эзопов язык», а третий – проснётся и уйдёт в андеграунд. Во всяком случае, свобода выбора пока ещё есть.

- Видели ли вы казахстанские новые фильмы, и если да, то какое впечатление они на вас произвели?

- Видела неожиданный, смелый сюрреалистический фильм «Хозяева» Адильхана Ержанова, отличная картина. Наслышана, конечно, о дебюте Эмира Байгазина «Уроки гармонии», но, к сожалению, не совпала с его единичными московскими показами. С интересом посмотрела в своё время фильм «Шал» Ермека Турсунова и рекомендовала его кинофестивалю города Вюрцбург в Германии, которому помогаю с программой от России и стран СНГ. Картина была показана там в 2013 и вызвала зрительский отклик. Вряд ли можно назвать новой тонкую камерную короткометражку «Антиромантика» Наримана Туребаева, снятую в 2001, но сама я увидела этот фильм только пару лет назад и с тех пор показываю ее студентам, когда мы подходим к теме отражённого действия.

Справка

Фенченко Анна Владимировна, режиссер-постановщик.

Образование: ВГИК (мастерская В. Хотиненко и В. Фенченко, 1994 – 1999).

Руководитель мастерской режиссуры игрового фильма при Высшей школе экономики (2009 - 2014), преподаватель режиссуры во ВГИКе (2009 - 2015) и Академии искусств им. Жургенова, Казахстан (2012 - 2014).

Член Гильдии кинорежиссеров России.

Фильмография:

2010 – полнометражный художественный фильм «Пропавший без вести» (Missing Man, к/с Proline Film, 97 мин.).

Участие в кинофестивалях и награды:

- Berlinale 2010, программа «Панорама» (Германия) – участие;

- Chicago International Film Festival 2010 (США) — участие;

- Festival de Films de Creteil 2011 (Франция) – главный приз;

- Serseliafam 2010 (Литва) – главный приз;

- «Кинотавр» 2010 (Россия) – приз за лучший дебют;

- Warsaw Film Festival 2010 (Польша) – Special mention;

- «Сталкер» 2010 (Россия) – приз Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека в РФ;

- «Московская премьера» 2010 (Россия) – приз жюри Федерации киноклубов России;

- «Славянска приказка» 2013 (Болгария) – специальный приз;

- вошел в четверку лучших российских кинофильмов 2010 по рейтингу Киносоюза РФ.

2008 – полнометражный телефильм «Квартирантка», «Первый канал» (к/с «Профит»), 90 мин.

2007 – полнометражный телефильм «Так бывает», РТР (к/с «Слово»), 90 мин.

- «Верное сердце» (Россия): вошел в тройку лучших телефильмов 2007 по рейтингу критиков журнала «Кинопроцесс».

2006 – короткометражный фильм «Сватовство» (к/с «Слово»), 27 мин.

2005 – документальный фильм «Танцы в стиле ретро», ТВЦ, 26 мин.

2004 — теленовелла «Таланты и поклонницы», ТВЦ, 39 мин.

2003 — документальный фильм «Театр от кутюр», телеканал "Культура", 26 мин.

2001 - 2002 – режиссер-постановщик более 20 телепрограмм «Куклы», НТВ.

1999 – короткометражный фильм «Подлинник Шагала», ВГИК, 20 мин. «Кинотавр» 2000 (Россия) — диплом фестиваля

1999 – короткометражный фильм «Свидание», ВГИК, 13 мин.

Награды фестивалей:

- фестиваль ВГИК 2000 (Россия) — приз за режиссуру.

- «Кинотавр» 2001 (Россия) — приз за работу с актерами.

- «Сталкер» 2000 (Россия) — диплом фестиваля.

1997 – короткометражный фильм «Сны», ВГИК, 7 мин.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить