Путевка в кино. Как занятия спортом и знание маркетинга помогают сделать карьеру

11091

Когда участница рейтинга «30 моложе 30» 2020 года 26-летняя Акжан Оксыкбаева уходила с позиции главы департамента в Satbayev University (бывший КазНТУ), чтобы с нуля начать карьеру в киноиндустрии, коллеги крутили пальцем у виска

Акжан Оксыкбаева
ФОТО: Андрей Лунин
Акжан Оксыкбаева

- Меня спрашивали, чем я занимаюсь на съемочной площадке, – вспоминает Акжан Оксыбаева. – Я говорю: таскаю стулья, столы. Они мне: «Ты что, с ума сошла? Ты такие проекты здесь реализовывала!» А я понимала, что если буду работать на 100%, то результат не заставит себя ждать. За любой труд воздается.

Родители Акжан тоже не были в восторге от такой крутой смены карьерного пути. Работа в кино предполагает ненормированный график, частые форс-мажоры, поездки, общение с самыми разными людьми. Все это казалось консервативному отцу Акжан не лучшей средой для дочери. Съемки часто проходят ночью и длятся порой по несколько суток, в течение которых члены съемочной группы должны неотлучно находиться на площадке.

Карьерный поворот в жизни Акжан случился совсем недавно, в 2018 году. Всего за два года она прошла путь от хелпера («принеси-подай» на съемочной площадке) до соосновательницы собственного агентства Creativity Studio. Учиться, признается Акжан, приходилось на ходу. Видимо, у нее неплохо получалось: сегодня в активе Акжан и ее партнера по Creativity Studio Алибека Калиева – сотрудничество с такими крупными брендами, как Pepsi, McDonalds, JýsanBank и «Яндекс.Музыка».

Самостоятельная продюсерская деятельность началась для Акжан с видеоклипа на песню исполнителя The Limba (еще один участник рейтинга «30 моложе 30» 2020 года) под названием «Обманула». Несмотря на мизерный бюджет в $1 тыс., клип привлек внимание онлайн-аудитории: сегодня видео насчитывает 8,5 млн просмотров в Youtube. Удачный старт задал тон работе Акжан в видеоиндустрии.

Проверка огнем

За два года Акжан успела поработать с разными режиссерами. Среди них – россиянин Макс Шишкин, с которым Акжан трудилась на съемочной площадке клипа группы «Би-2» на песню «Пекло», и Айсултан Сеитов, последняя работа которого (на момент написания материала) – видео­клип на песню «Неведомый мир» исполнителя Масло Черного Тмина. Под этим псевдонимом скрывается Айдын Закария – 25-летний музыкант из Караганды, записывающий утонченно-мистические композиции, которые могли бы стать саунд­треком к фильмам Дэвида Линча.

Видеоклипы, которые снимает для Масло Черного Тмина Айсултан Сеитов, под стать мрачному настроению музыки исполнителя. Видео на песню «Неведомый мир» снято в черно-белых тонах, сменяющихся цветовым взрывом, когда сюжет достигает кульминации. Режиссер предлагает зрителю визуальные образы, отсылающие к доминанте новейшей истории Казахстана – нефти. Так же как и сама композиция, видеоряд пронизан тщательно скрываемой болезненной эмоциональностью и эсхатологическим настроением.

Впечатление отрешенности исполнителя от происходящего соответствует скупости пейзажа, на фоне которого разворачивается действие в клипе. Видео кажется простым, но только на первый взгляд: внимательный зритель поймет, что за внешней простотой прячется цельность замысла и выверенность каждой сцены. Многое из предложенного Айсултаном Сеитовым для Акжан было в новинку.

- Приходилось выходить из зоны комфорта, что-то придумывать, с кем-то договариваться. Это было очень интересно, – вспоминает она.

ФОТО: Андрей Лунин

Одна из задач, стоявших перед ­командой Акжан, – зажечь огненный столб высотой около 30 метров и обеспечить его бесперебойное горение во время съемок каждого дубля. Подобных экспериментов с огнем в Казахстане никто не устраивал, поэтому готовились тщательно: собирали информацию, советовались со специалистами, пригласили единственную в стране команду пиротехников с соответствующим опытом. Особое внимание уделили безопасности: у съемочной площадки дежурили спасатели и пожарный расчет.

- Снимали в степи, недалеко от Чемолгана, – говорит Акжан. – Там сильный ветер, столб наклонялся, поджигал траву. У меня каждый раз душа в пятки уходила. Но мы все предусмотрели.

Помимо огненного столба беспокойство Акжан доставляла погода. Заранее сверившись с прогнозом, команда решила снимать клип в определенный день, который обещал быть облачным, но не дождливым. По прогнозу, дождь с переходом в снег должен был пойти только после полуночи, когда съемки уже должны были закончиться. Как водится, все случилось иначе: ливень зарядил еще засветло.

- Ко мне подходит механик камеры и говорит: «Акжан, заливает линзу. Что делать?». Оборудование очень дорогое, рисковать им нельзя, – вспоминает Оксыкбаева.

Раздумывая о дальнейших действиях, Акжан стала ковырять носком ботинка землю и тут заметила, что глинистая в тех местах почва уже превратилась в кашу.

- Съемки планировали закончить за один день, – вспоминает она. – Дополнительный день – это и новые расходы, и поломанный график. Вся команда смотрит на меня. Айсултан спрашивает, что нам делать. Я говорю: «Останавливайте съемку».

Решение оказалось верным: дороги развезло так, что часть машин застряла в поле. Пришлось вытаскивать их с помощью «шишиги» – так среди автолюбителей и киношников называют грузовик ГАЗ-66. Досняли клип позже, щетками расчистив заваленное снегом поле.

Рыночные условия

Кандидат в мастера спорта по фигурному катанию, Акжан не боится брать на себя ответственность и умеет «в нужный момент от всего отключиться и принять решение». Учась в старших классах алматинской школы «Престиж», она по приглашению тренера решила себя попробовать в хоккее. Этот опыт научил ее командной работе.

- В фигурном катании ты один, сам за себя – а тут работа в команде. Благодаря хоккею у меня сформировался подход к работе, который помогает в продюсировании: команда – единый механизм, и если кто-то не справляется, то ему надо помочь, – говорит Акжан.

Если отношение к работе помог сформировать спорт, то понимание делового контекста и требований рынка возникло у Акжан в результате многолетней работы маркетологом. Поступив на факультет маркетинга в AlmaU (тогда – МАБ) в 2012 году, она почти сразу начала подрабатывать: ходила по школам Алматы и рассказывала будущим выпускникам о вузе, в котором училась. Затем были студенческие проекты, конкурсы – все это помогало Акжан быть на виду. Окончив вуз в 2016-м (Акжан была признана лучшим выпускником года), она сразу же устроилась в Сбербанк, где опять же занималась маркетингом.

Опыт работы в корпоративном секторе оказался неоценим и в креативной индустрии.

- Когда мы работаем с крупными клиентами, я знаю, что их беспокоит, какие показатели для них важны. Я ведь сама раньше была на стороне заказчика, – говорит Акжан. – Я легко могу заранее подготовить ответы на вопрос, что даст рекламный ролик.

Всесторонняя подкованность сейчас важна как никогда: по мере роста важности креативных индустрий для экономики бизнес становится требовательнее к рекламе и прочей аудиовизуальной продукции. Если раньше познания крупных клиентов ограничивались именами режиссеров, то сегодня заказчики выбирают все, вплоть до художника по кос­тюмам. Поэтому съемочную команду Акжан чаще всего приходится формировать индивидуально, под заказчика. Работают в Creativity Studio и с непрямой рекламой, например интегрируют продукцию заказчика в те же музыкальные видеоклипы.

- Мы не просто приходим и делимся идеями. Как правило, я обосновываю клиенту каждую мысль и каждое действие, – говорит Оксыкбаева.

Такой подход помогает не только убедить консервативных клиентов в уместности тех или иных творческих решений, но и выстроить долгосрочные отношения, основанные на взаимном доверии. Когда настороженность сменяется доверием, бизнес дает креативным работникам карт-бланш.

- Говорят: снимайте, а там посмотрим, – смеется Акжан.

Некоторые клиенты так доверяют ее команде, что привлекают Creativity Studio к работе над большими коммуникационными кампаниями, в рамках которых Акжан занимается разработкой идейных концептов.

Работа для души

Акжан нравится работа с корпоративным сектором, но больше нравится «делать что-то свое». По словам Оксыкбаевой, ей периодически хочется творческого всплеска – возможности создать самостоятельное произведение без оглядки на заказчиков или спонсоров. Такой возможностью для Акжан и ее партнера по Creativity Studio Алибека Калиева стал весенне-летний локдаун 2020 года. Засев по домам, ребята решили, что готовы к эксперименту, о котором давно задумывались: снять веб-сериал на свои деньги.

Сюжетная канва сериала «Смотреть без регистрации» строится на столкновении главного героя – выросшего в Англии казаха по имени Олжас – с казахстанской действительностью. Олжас в исполнении Аскара Ильясова – воплощенный домашний мальчик, создание настолько тепличное, что даже не знает, как дать отпор назойливым таксистам в алматинском аэропорту. В Казахстан он вряд ли приехал бы, если бы не наследство, оставленное ему недавно почившей бабушкой, хоть и не видевшей своего заграничного внука много лет, но проявившей к нему беспримерную щедрость.

ФОТО: Андрей Лунин

Автором сценария сериала выступил Асылбек Шауалиев, а режиссером – Куаныш Бейсеков, знакомый казахстанской Youtube-аудитории как участник популяр­ного коллектива «Ирина Кайратовна». Проба пера в новом для Акжан жанре прошла довольно удачно, если судить по количеству просмотров в Youtube. У первой серии «Смотреть без регистрации», выложенной в сеть 2 октября 2020 года, более 308 тыс. просмотров. Всего серий четыре; финал последней – открытый, что дает зрителям основания ждать нового сезона.

Акжан признается: снимать было нелегко. Специфика жанра предполагает четкое планирование и длительную работу на съемочной площадке. Дело осложнялось коронавирусом: поскольку актеры снимались без масок, а часть съемочной группы работала с ними в близком контакте, значительная часть команды регулярно сдавала обременительные для бюджета ПЦР-тесты. Со свойственной ей добросовестностью Акжан следила за соблюдением всех предписанных санитарными службами норм. На открытом воздухе работали в масках, в помещениях – в респираторах. «Я была очень требовательна», – говорит Акжан.

Для Creativity Studio сериал «Смотреть без регистрации» – возможность прощупать почву Youtube, «перспективной с точки зрения контента площадки». Акжан и команда экспериментировали со временем публикаций новых серий, следили за реакцией аудитории. В целом эксперимент удался, говорит Акжан. Она планирует вылазки в другие жанры и будет продолжать работать с Youtube.

За два года, проведенных в киноиндустрии, Акжан научилась разбираться в том, как устроена съемочная площадка и что от нее требуется как от продюсера. Она быстро схватывает благодаря своей любознательности:

- Я такой человек, который не стесняется задавать вопросы. Пусть я буду выглядеть глупой, но я пойму то, что непонятно, раз и навсегда.

При этом она знает, что ей есть куда расти: в планах детально изучить работу операторов, световиков и постпродакшен. «Потихоньку я все это познаю», – уверенно говорит Акжан, и этому охотно верится.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить