Птичий рынок

5510

Как развивается холдинг Aitas

Ксения Верба - директора по предназначению и миссии Aitas KZ
ФОТО: © Илья Афанасьев
Ксения Верба - директора по предназначению и миссии Aitas KZ

Холдинг Aitas хорошо известен на севере, востоке и в центре Казахстана – во многом по бренду «Кус&Вкус», который найдется здесь в каждом магазине. Но если говорить о деятельности холдинга, то охлажденная и замороженная куриная продукция составляет только верхушку айсберга – хотя именно птицефабрики позволили холдингу завершить 2020 год с 41,1 млрд тенге выручки, из которых чистая прибыль составляет 9,3 млрд тенге. Сегодня в холдинг входит 15 предприятий в области растениеводства, производства и переработки мяса птицы, дистрибуции, проектирования и строительства, кроме того, есть еще фонды устойчивого развития сельских районов. Работа фондов – одна из сторон работы собеседницы Forbes Woman Kazakhstan Ксении Вербы, директора по предназначению и миссии Aitas KZ. Ксения с 2013 года занимает в холдинге разные должности: стартовав в HR-отделе, занималась позже координацией проектов, затем руководила администрацией. Сейчас руководит работой в области корпоративной культуры, изменения системы управления компаний под ценности, предназначение и миссию. По ее словам, главная цель холдинга – совсем не заполнение холодильников бройлерами, а подъем с колен АПК целой страны. Разумеется, с оглядкой на наше без преувеличения великое аграрное прошлое.

Группу компаний Aitas в 1996 году основал Серик Толукпаев, он же сегодня является генеральным директором управляющей компании Aitas KZ. Все 15 компаний холдинга объединены вертикальной интеграцией. Это значит, что холдинг работает по уникальной схеме – буквально от поля до прилавка.

Есть агронаправление – это порядка 20 000 га пашни в ВКО, на которых выращивают необходимые для птицеводства подсолнечник, сою, пшеницу, кукурузу, рапс, тритикале, ячмень. Они идут на корм птице на Усть-Каменогорской и Макинской птицефабриках (УКПФ и МПФ). Постройка последней началась в 2015 году, уже запущена в эксплуатацию вторая очередь, увеличившая производительность на 100%, третья же очередь прирастит к текущим объемам еще 200% к концу 2022 года.

«Усть-Каменогорскую птицефабрику холдинг приобрел в 2004 году, когда она считалась, мягко говоря, плохим активом. В 2009 году на ее базе запустили завод по переработке мяса птицы с проектной мощностью 6000 голов в час. Это инновационный проект, с ним мы начали производить совершенно новый для Казахстана вид продукции – охлажденное мясо под брендом «Куc&Вкус». Сегодня это 30 наименований замороженной продукции, 32 – охлажденной и 14 полуфабрикатов в маринаде. Через эту фабрику пришло понимание о необходимости агронаправления. 70% себестоимости мяса на прилавке – это кормовые компоненты, снизить цену можно только за счет собственных кормов», – рассказывает Ксения Верба.

ФОТО: пресс-служба Aitas group

Кроме того, в холдинге с 2013 года работает колбасный завод «Айтас-МП», где курицу, выращенную на фабриках, перерабатывают в колбасы, закупается и красное мясо – для производства 10 тыс. тонн вареных колбас, сосисок, фарша и мясных деликатесов в год. Это направление планируется развивать на юг, а именно строительством завода, способным выпускать 80 тыс. тонн продукции в год.

Вместе с ростом производства мяса курицы растет и дистрибуционная сеть холдинга. Объемов производства хватает на «родные» регионы, плюс в 2020 году бренд появился в 45 точках по Алматы и области. Продукция Aitas явно выделяется своим качеством, которое обусловлено самой большой экспертизой в области производства и продаж охлажденного мяса птицы в Казахстане. К 2027 году производство составит 300 тыс. тонн, в том числе и за счет реализации новой Алматинской птицефабрики.

«Когда мы в 2015 году приступили к проектированию Макинской птицефабрики, понадобился проектный институт. Пробовали работать с белорусскими и израильскими специалистами, но со временем поняли, что никто лучше казахстанцев не сможет адаптировать проект под наши реалии. Мы в полной мере ощутили последствия глобальной ориентации страны на сырьевой сектор в 90-х. Проектирование объектов пищепрома на 20 лет потеряло актуальность, знания о нем ушли со специалистами той эпохи. По сути, мы потеряли целое поколение инженеров. В итоге Aitas KZ пришлось помогать восстанавливать это направление, создавая среду под себя и свои нужды. Так появились проектный институт Saryarka Project, строительная компания «СК Сарыарка». Они гарантируют холдингу полное соответствие ожиданиям по срокам, бюджету, качеству. У компании большие планы по строительству новых птицефабрик, колбасных заводов, племрепродукторов птицы. В 2020 году холдинг приобрел и запустил в Алматинской области предприятие Nauryz Agro как птицеплемрепродуктор», – делится директор по предназначению и миссии.

Желая принести Казахстану больше пользы, компании холдинга развивают местные технологии, а также импортируют и учатся. Локальные специалисты работают на родной земле, используя западные технологии и бенчмарки, – это тоже своего рода патриотизм на фоне того, как в тех же 90-х страна потеряла многие научные институты и базы, а вместе с ними и наработки ученых-селекционеров и агрономов. Например, инкубационное яйцо везут из Чехии, а на МПФ выращивают бройлеров двух кроссов – Кобб 500 компании Cobb Vantress и Росс 308 компании Aviagen, мировых лидеров по поставке генетической продукции. Примерно по этой же причине на предприятиях Aitas используются белорусские, немецкие или голландские комбайны и тракторы, европейское оборудование для убоя и выращивания птицы.

ФОТО: пресс-служба Aitas group

Вооружившись лучшими мировыми технологиями, птицефабрики холдинга произвели в 2020 году порядка 60 тыс. тонн курицы, став лидером по объемам производства в Казахстане. Учитывая, что за 2020 год страна употребила около 400 тыс. тонн мяса птицы, это серьезный вклад, но импорт в размере 190 тыс. тонн из России, Украины, США еще присутствует. И с этим решено бороться сообща.

«В Aitas KZ не принято другие фабрики Казахстана называть конкурентами – мы вместе работаем над задачей импортозамещения в стране. Ясно, что нам нужно больше производить – это поможет экономике и позволит создать экосистему. Да, сегодня мы с другими брендами мяса птицы делим рынок, но лучше поделить ту долю, что приходится на импорт, верно? В 2020 году нас очень показательно объединил птичий грипп, который для АПК страшнее коронавируса. Мы сплотились, чтобы разрушить информационный вакуум, проводили совместные пресс-конференции и делились материалами с коллегами. Все вместе мы могли бы поднять в Казахстане престиж агросектора. Нам хочется работать в голубом океане, а не в красном. Это настолько же патриотично, насколько экологично», – отмечает Ксения Верба.

В то же время агробизнес – очень рискованное занятие: он зависит от технологий, удобрений, команды, погоды. С погодой, например, ничего нельзя поделать, но можно минимизировать потери – так, в 2020 году Aitas Agro застраховался от засухи и потери урожая, в итоге часть убытков удалось восполнить за счет страховой выплаты. Можно также вкладываться в человеческий капитал, чем холдинг и занимается, и на редкость успешно.

«Нельзя сказать, что мы пришли в голое поле – УКПФ, например, досталась нам с хорошим экспертным опытом. Это предприятие с 1976 года было градообразующим в регионе, и у нас до сих пор есть сотрудники, которые работают тут с первого дня. Без людей – ветеринаров, птицеводов, механизаторов – невозможно достичь результатов стратегий и производственных показателей. Поэтому мы постоянно занимаемся обучением и развитием. Работаем с университетами, занимаемся вопросом доверительного управления сельскохозяйственного колледжа, приглашаем экспертов из-за границы, не только занимаемся социальным пакетом внутри предприятия, но и творим инфраструктуру вокруг него», – добавляет собеседница Forbes Woman Kazakhstan.

Четыре общественных фонда Aitas располагаются в четырех сельских районах, где базируется холдинг. Всего в стране таких районов 164, и недалек тот день, когда в каждом будет свой фонд с функцией поддержки и развития.

ФОТО: пресс-служба Aitas group

«Почему моя должность называется «директор по предназначению и миссии»? В Aitas все держится на человеческих ценностях, корпоративной культуре и предназначении, которое определено как служение народу. А своей социальной миссией мы видим устойчивое развитие страны через развитие сельских территорий. Почему именно села? В городах хорошие бюджеты, в них едут как лучшие специалисты из регионов, так и непрофессионалы, которые создают ложную урбанизацию. А в селах в это же время происходит вымывание кадров. Мы хотим уровень жизни во всех 164 сельских районах Казахстана поднять до уровня городов. Наша главная идея – пускать средства на социальную работу. В этом отношении, полагаю, наш проект уникален. И меня это каждый день драйвит. Мы запускаем в селах лучшие школы уровня НИШ, мы открываем с местными предпринимателями диагностические лаборатории. И все это происходит системно, на основе стратегий района и с выделенными проектами в каждом регионе», – утверждает Ксения.

Для многих видов бизнеса 2020 год стал испытанием, и прошлая весна для Aitas также оказалась нелегкой. В апреле продажи ожидаемо просели из-за закрытия оптовых рынков и сложностей с общепитом. Каждый день производился мониторинг ситуации по COVID-19, в том числе и по нахождению регионов в «красной» и «желтой» зонах.

Кроме того, пришлось перераспределить каналы сбыта, сделав упор на торговые сети и магазины у дома. Но во многом благодаря запуску второй очереди МПФ рост выручки в итоге превысил прогнозы. Год холдинг Aitas закончил с приростом: производства продукции – до 70,2 тонны, средней зарплаты – до 189 тыс. тенге. Удалось, что очень важно, не сократить, а увеличить штат – к концу 2021 года он вырастет на 1200 человек и достигнет в общем 3500 сотрудников. У холдинга много планов по развитию стратегии на этот год – и дальше.

ФОТО: пресс-служба Aitas group

«Я часто шучу, когда меня спрашивают, кем я работаю. И отвечаю, что я разнорабочий. Ну правда, где у меня была бы возможность заниматься и управлением проектами, и разработкой корпоративной культуры? Я рада возможности примерить несколько ролей на себя: быть одновременно и в PR, и в общественных фондах, и в управлении предназначением и миссией. Я живу в нескольких городах параллельно. И если раньше задавалась вопросом, кем я хочу стать, когда вырасту, то пару лет назад стало ясно: важнее понять, какой я хочу стать. В этом плане моя деятельность меня же и определяет», – резюмирует Ксения Верба.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить