Профессия – дизайнер

9379

Как основать собственный бренд одежды в Казахстане

Татьяна Тарвердян
Фото: Юрий Выблов
Татьяна Тарвердян

Если сегодня Татьяна Тарвердян – успешный дизайнер, представленный в шоу-румах Италии, Казахстана, России и Кыргызстана, в команде которой трудится десяток сотрудников, то 10 лет назад она успешно продвигалась по карьерной лестнице, занимая позиции в международных банковских и нефтяных проектах. Перед тем как погрузиться в творчество, Татьяна координировала проекты в дочернем предприятии итальянского нефтегазового гиганта Eni. В качестве отдушины устраивала стилизованные вечеринки, которые пользовались большим успехом. В офисе будущего адепта моды разглядывали с ног до головы. «В какой-то момент стало понятно, что офисный дресс-код наскучил, мне хотелось носить боа из перьев и курить мундштук», – рассказывает собеседница. К тому, чтобы открыть собственное дело, Татьяну подвиг собственный работодатель, на протяжении двух лет восхищавшийся талантами начальника департамента. Так пришло решение покинуть компанию, отказаться от стабильного заработка, социального пакета и заняться делом, о котором она мечтала с детства.

«Я против дилетантства, поэтому решила начать с азов», – говорит Татьяна. Сначала была академия дизайна «Сымбат». Не удовлетворенная номинальной корочкой, Татьяна решила погрузиться в среду и отправилась в миланский институт моды Burgo, который, по ее словам, тоже почти ничего не дал. С заметно похорошевшим портфолио эскизов Татьяна поступила в лабораторию моды Вячеслава Зайцева, где получила концентрированные знания и окунулась в нужную атмосферу. «Мне, девушке из провинции, было сложно говорить на одном языке с людьми, жившими бок о бок с музеями, театрами, художественными галереями. Зайцев, отбиравший работы при поступлении, похлопал меня по плечу и сказал: «Сыро. Но вижу задатки», – вспоминает собеседница. Надежды оправдались: с дипломной коллекцией Татьяна победила в конкурсе «Русский силуэт».

По приезде из Москвы дизайнер вернулась в родной Актобе и открыла первую мастерскую. Первые месяцы сотрудники T-Studio выживали – шили для себя и друзей, но уже через полгода бизнес вышел на само­окупаемость. После полутора лет работы производства чистая прибыль составляла $3 тыс. «Я очень быстро стала известной, просто потому что была первой», – говорит Татьяна. Дела шли хорошо, но в какой-то момент ательерист осознала, что переросла масштабы города. По удачному стечению обстоятельств экс-руководитель пригласил Татьяну работать в Алматы, приходилось совмещать творчество и работу в офисе.

Первый опыт на алматинском рынке оказался неудачным. Татьяна начала с презентации коллекции молодежной моды. Веря в то, что ее клиент находится именно там, ательерист продолжала продвигать модную одежду в мультибрендовых бутиках и даже сняла небольшой шоу-рум. «Маленькая кучка ценителей – это не емкость рынка. Более того, для рентабельности масс-маркета нужны другие денежные вложения. Поэтому мы побаловались и закрылись спустя месяцев девять и сконцентрировались на индивидуальном пошиве», – рассказывает дизайнер.

По ее словам, в настоящий момент клиентская база ателье насчитывает порядка 100 человек, ее платья носят медийные личности Казахстана и России. Средний чек в ателье составляет $300–500. Однако ежемесячные накладные расходы на аренду, заработную плату и амортизацию превышают $6 тыс. «Каждую пятницу у меня маленький стресс – я бы хотела платить мастерам больше, но приходится балансировать», – сетует дизайнер. Татьяна признается: после девальвации ателье пришлось поднять цены, но в пересчете на валюту, в которой приобретаются ткани и фурнитура, цены упали. «Если раньше пальто стоило $1 тыс., то сейчас в пересчете на тенге оно продается за $600». Кризис не испугал клиентов, однако сократил количество их заказов на 30%.

Несмотря на то что Татьяна считает свою деятельность чистым творчеством, обучение в Алматы, Милане и Москве она оплачивала сама. Накопления, сделанные в период работы в неф­тесервисной компании, позволили ей не только получить образование, но и в течение трех месяцев жить в модной столице Италии, а также год снимать квартиру в Москве. Позднее на собственные средства ательерист арендовала помещение для первой мастерской и даже смогла закупить необходимое оборудование.

По словам уроженки Актобе, местным fashion-производителям приходится тяжело. «Сегодня казахстанские дизайнеры, пытающиеся поднять свой бренд, – влюбленные фанатики или герои», – поясняет она. Отсутствие сырьевой базы, швейного производства и грамотного ретейла – все это играет против развития fashion-бизнеса. Ткани Татьяна подбирает на выставках, фабриках и в стоках. «Мои любимые ткани – под Миланом и в Болонье, где материал реализуется по более доступным ценам». Однако доставка из Европы выходит накладной и не быстрой. Еще одна животрепещущая тема – кадры. Владелица модного производства признается: найти хорошего закройщика или швею практически невозможно. «Когда мой конструктор ушла в декрет, я оказалась в прострации». Дизайнер искала грамотного сотрудника в Казахстане, но нашла его в Белоруссии, снабдив специалиста квартирой и достойной заработной платой.

Сегодня дизайнер нацелена на сокращение сегмента индивидуального пошива, который считает слишком энергозатратным и накладным, в пользу продвижения брендов Tarverdyan T и Tarverdyan T Coat на международный рынок, а также создание капсульных коллекций для локального бренда Club 2711 в коллаборации с медийными личностями и it-girls.

В начале ноября казахстанский бренд отпраздновал свое 10-летие показом новой коллекции, которую уже заказали шоу-румы Милана и Гонконга. «Я уверена, за 10 лет я могла бы сделать больше и лучше, если бы не блуждала в темноте, интуитивно выбирая методы рекламы, продвижения, изучая рынок и потребности потребителя. Сейчас у меня есть сильная команда профессионалов, и мы верим в наш успех – готовы заявить о себе и отметить Казахстан на мировой fashion-карте», – поды­тоживает она.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить