Помогают помогать: как в Казахстане развивают интеллектуальное волонтёрство

42994

Чем можно помочь некоммерческим организациям и какую пользу от этого получают сами волонтеры, рассказали основатели первого в Казахстане pro bono проекта DOS

ФОТО: © Баур Бисмильдин

Волонтерство в Казахстане в цифрах: порядка 160 тыс. человек и более 600 организаций, которые на регулярной основе занимаются благотворительностью. Показатели невысокие, но растущие.

Резкий скачок развития волонтерского движения произошел два года назад. После пандемийного 2020-го количество организаций увеличилось в 3 раза, а казахстанские волонтеры успели запустить более тысячи проектов, в том числе социальных, экологических, культурных, медицинских, спортивных и т. д. Выросло и число активных людей, желающих помогать и развивать это направление.

По данным исследования Charities Aid Foundation, в 2022 году Казахстан поднялся на пять позиций по сравнению с прошлым годом и занял 93-е место из 114 исследованных. При этом по таким показателям, как денежные пожертвования, страна на 40-м месте, по времени, потраченному на волонтерство, – на 87-м. К слову, самое щедрое государство мира – Индонезия, оно является таковым пятый год подряд.

Интеллектуальное волонтерство

Во всем мире деятельность волонтеров имеет широкие границы – от медицины, экологии и культуры до ИТ, онлайн- и этносферы.

Самыми популярными видами помощи являются социальное и эковолонтерство, а также сбор средств на благотворительность. Хорошо развита и пользуется спросом добровольная помощь в рамках профессиональной деятельности. Но если за рубежом термином «интеллектуальное волонтерство», или pro bono (от лат. pro bono publico – ради общественного блага), уже никого не удивишь, то на территории Центральной Азии в целом и Казахстана в частности оно только развивается. И уже имеет потенциал стать социальным трендом.

Айнур Аймурзина
Айнур Аймурзина
ФОТО: © Баур Бисмильдин

«Люди классные. Этические ценности и социальная ответственность становятся важны, – рассказывает CEO проекта DOS Айнур Аймурзина. – Интеллектуальное волонтерство – новая суперсила. И тренд на него будет набирать обороты по мере активного вхождения поколения Z на рынок труда и управленческие позиции».

По словам Айнур Аймурзиной, люди не в курсе, что есть такая возможность – реализовать профессиональные компетенции в благотворительных целях. «Крупные компании не знают, как нематериально могут помочь некоммерческим организациям, а НКО, в свою очередь, не знают, где быстро найти специалистов, которые справились бы с поставленной задачей», – отмечает она.

Ответ на этот вызов – проект DOS. Инициатор – Гульнар Досаева, учредитель некоммерческого фонда Dos.Co и благотворительного фонда «Дара», который более 15 лет на системной основе реализует различные проекты в сфере НКО и НПО.

Проект запускается по всем правилам построения крепкого и классного бренда – со своими собственными тональностью, языком дизайна и четко прописанными ценностями. По формату DOS – диджитал-платформа, удобно спроектированная, с понятным и эстетичным UX/UI-дизайном. НКО и интеллектуальные волонтеры проходят процедуру быстрой регистрации и легко могут найти друг друга для коллаборации.

«DOS – это первый pro bono проект в Казахстане, – говорит Айнур Аймурзина. – Цели у нас нескучные – от развития интеллектуального волонтерства в стране и привлечения лучших практик в сферу НКО до продвижения Казахстана в мировом рейтинге благотворительности. Волонтерство – не героизм и не сверхзадача, это нормальная составляющая лайфстайла современного человека».

Онлайн-проект DOS с философией win-win

«Помогаем помогать!» – основной месседж платформы DOS. При этом выгодоприобретатели обе стороны – НКО и волонтеры. Последние получают не только ощущение своей полезности и важности, но также опыт, новые знания и моральное удовлетворение от решения социальных задач в своем регионе. В свою очередь, фонды – при нулевых затратах решение задач с привлечением дополнительных рук, которых обычно не хватает в этом секторе, и, как итог, устойчивую и эффективную работу организации.

Чтобы начать оказывать или принимать помощь, необходимо зарегистрироваться на платформе. «Технически она представляет собой маркетплейс задач для волонтеров. НКО выставляет задачи, а волонтеры на них откликаются, если их профиль соответствует заданию, – поясняет диджитал-директор проекта Жания Сауранбаева. – На одну задачу могут откликнуться сразу несколько волонтеров. НКО, в свою очередь, выбирает одного исполнителя, исходя из портфолио кандидата».

И к волонтерам, и к НКО предъявляются требования. В частности, некоммерческие организации должны быть официально зарегистрированными, числиться в государственной базе данных НПО, вести прозрачную деятельность и иметь чистую репутацию. По части волонтеров критерии тоже есть: важны опыт, наличие портфолио и свободного времени, которое он готов уделять интеллектуальному волонтерству. Местонахождение и в том и в другом случае не имеет значения.

К слову, в онлайн-проект уже поступило более 100 анкет от волонтеров и более 10 заявок от НКО. «Какие люди хотят помогать? Молодые, знающие языки, с высшим, часто зарубежным образованием», – отмечает диджитал-директор проекта. С ней соглашается Айнур Аймурзина и добавляет: «Глядя на такие профайлы, очень вдохновляешься. Ценные кадры – специалисты IT, маркетинга, дизайна и других сфер».

Данара Карсакбаева
Данара Карсакбаева
ФОТО: © Баур Бисмильдин

«Это поколение возраста 25–30+, они активны, эмпатичны, экономически стабильны и хотят помогать. Они не возлагают надежды на кого-то, а действуют сами», – отмечает директор волонтерской службы DOS Данара Карсакбаева.

Итак, чем конкретно проект DOS поможет НКО? В Казахстане насчитывается более 2,4 тыс. некоммерческих организаций. У большинства из-за ограниченного бюджета работа не систематизирована, управление стихийное, что сказывается на их развитии и росте. Чаще всего проблемы и задачи, требующие решения, лежат в сфере цифровизации, фандрайзинга и его организации, финансового и юридического управления, маркетинга и SMM.

«Проблем у НКО ворох. Поэтому в плане постановки задач мы их ограничивать не будем. Задачи могут быть разные: единоразовые (например, составление контент-плана в SMM) и ограниченные по времени исполнения, а также проектные, где могут потребоваться силы более чем одного волонтера (например, создание полноценного сайта). Более того, мы будем помогать им выявлять проблемы», – рассказывает CEO проекта.

«Мы помогаем тем, кто уже помогает другим: благотворительным фондам, НКО. В этих организациях работают люди, которые сконцентрированы на основных целях, – говорит Данара Карсакбаева. – А вот организовать внутренний менеджмент, написать стратегию развития соцсетей или апдейтнуть сайт уже могут помочь волонтеры. Мы даем НКО не рыбу, а удочку, которая поможет им стать эффективнее».

Амбассадоры DOS

У проекта есть амбассадоры – профессионалы, люди медийные и авторитетные среди своей целевой группы.

«10 профессионалов представляют такие направления, как стратегия, дизайн, маркетинг, медиа, финансы, IT, фандрайзинг, фотография, юриспруденция, HR, SMM и диджитал, PR, – отмечает директор волонтерской службы. – Они готовы давать советы, делиться своими опытом и знаниями, а также привлекать специалистов из своих сфер в волонтерскую деятельность».

По словам организаторов проекта, это те люди, с кем у них совпали ценности.

Мольдер Рысалиева
Мольдер Рысалиева
ФОТО: © Марина Айбасова

«Я искренне верю, что человек приходит в этот мир не только, чтобы брать, но и чтобы отдавать. Так соблюдается жизненный баланс», – делится Мольдер Рысалиева, генеральный директор Ozon в Казахстане, амбассадор направления «Стратегия».

По ее словам, ранее в интеллектуальной благотворительности она не участвовала, если не считать более двух лет в качестве ментора в социальном проекте для женщин. «Эта работа дала возможность понять истинную важность наставничества. Поэтому когда ко мне обратились из частного фонда Dos.Co, я без промедления согласилась. Это соответствует моим ценностям, мировоззрению. Мои знания и компетенции в сфере выстраивания корпоративного управления – то, чем я могу и готова помогать НКО».

Зачастую НКО организуются из-за желания помогать людям. А если к этому добавить выстроенные операционные, корпоративные и внутрикомандные процессы, то, по мнению амбассадора, можно построить успешную благотворительную организацию с точки зрения самоокупаемости и масштабирования проектов.

«В интеллектуальной благотворительности человек делится самым ценным, что есть в его жизни, – своим временем. Моя задача как амбассадора – периодически брать в работу проекты НКО, но основная цель – рассказывать и показывать на своем примере, что такое интеллектуальная благотворительность и как она работает. Я хочу, чтобы мои дети росли и развивались в осознанном и эмпатичном обществе», – заключает Мольдер Рысалиева.

Для Сомерсет Карин, сооснователя дизайн-бюро Étage и амбассадора DOS в сфере «Дизайн и верстка», волонтерство в любой форме – «неотъемлемая часть и норма качественного осознания жизни».

Сомерсет Карин
Сомерсет Карин
ФОТО: © Марина Айбасова

«Это инструмент, который дает специалисту уникальный опыт, позволяя почувствовать значимость своей экспертизы и расширить нетворкинг, привнося пользу и решения даже на расстоянии. Везде, где есть человек, он может найти того, кто нуждается в нем, – рассказывает Сомерсет Карин. – Самое важное – помнить, что интеллектуальное волонтерство – это полноценная работа, требующая ответственного подхода и внимания».

Вклад бюро дизайна Étage она видит в следующем: «Наша страна на протяжении многих лет была в культурной изоляции. И нам просто необходимо единое коммьюнити и время, чтобы восполнить пробелы. При этом любое творческое начинание, которое зарождается в Казахстане, должно быть самобытным, самостоятельным и должно поддерживаться на регулярной основе. На мой взгляд, это и есть ключ к успеху».

Будущее DOS

У проекта серьезные планы. Первое время упор будет сделан на индивидуальное волонтерство, но как только все внутренние процессы онлайн-платформы будут обкатаны и автоматизированы, фонд начнет работать с компаниями, тем самым развивая корпоративное волонтерство. Тем более что запросы от бизнеса уже есть, в том числе на разработку, внедрение и реализацию проектов внутри компании по корпоративному и интеллектуальному волонтерству «под ключ».

Бизнес понимает, что «польза обществу» влияет в том числе на их экономические показатели. По данным исследования консалтинговой компании Watson Wyatt Worldwide, в фирмах с высоким уровнем вовлеченности персонала выручка на одного сотрудника на 26% выше, а общая прибыль для акционеров – выше на 13%.

Также в планах руководителей проекта проведение мастер-классов и информационных встреч в компаниях по теме КСО, разнообразия и инклюзии. «Это уже запросы от компаний, – рассказывает Айнур Аймурзина. – Выросло поколение, которое хочет работать в социально ответственной компании и быть вовлеченным в реализацию волонтерских проектов в рамках HR-задач».

Вместе с тем планируются нетривиальные коллаборации и интеграция с городскими проектами и пространствами: интеллектуальное волонтерство должно сначала стать модным, потом популярным среди масс и уже после - привычным.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить