Переходная модель

Почему манекенщики Казахстана получают меньше своих коллег за рубежом

Фото: © Depositphotos.com/id1974

Модели на подиуме, модели в рекламе – это классика модельного бизнеса. Казахстан пока отклоняется от классической схемы – у нас можно встретить профессиональных моделей, подрабатывающих хостес и промоутерами. Почему одна из самых ярких профессий зачастую является лишь хобби или приработком для казахстанцев, выяснял Forbes Woman.

Будет одежда – будут показы

У нас бывали случаи, когда к нам обращались с просьбой подобрать девушку для съемок в музыкальном клипе. При этом заказчик не собирался оплачивать работу

Аморфность и «младенческий» возраст казахстанского модельного рынка не позволяют оценить его реальные объемы. По словам Евгения Коновалова, директора модельного агентства Andres, в этом сегменте крутится $600–840 тыс. в год. Роль луны, которая обеспечивает финансовые отливы и приливы, играют заказчики разных видов модельных работ, сезон (весной и осенью проходят показы, летом активно снимается реклама, зимой рынок впадает в спячку) и общее состояние fashion-индустрии страны.

Неразвитость fashion-индустрии, дефицит казахстанских производителей одежды, обуви, аксессуаров являются главным барьером на пути развития модельного бизнеса. «Я не могу найти качественные ткани, пуговицы, стразы местного производства при всем желании использовать отечественные материалы в пошиве одежды. Все приходится завозить из других стран», – сетует Балнур Асанова, арт-директор академии моды «Сымбат».

Цены на импортный товар «вшиваются» в стоимость конечной продукции. В результате одежда казахстанских дизайнеров и производителей проигрывает по цене, у нее нет стабильного массового спроса. Соответственно, она не рекламируется, и модели сидят без заказов. Хотя, как отмечают некоторые игроки, в последние несколько лет на рынке появляется больше молодых казахстанских дизайнеров, коллекции которых пользуются популярностью у казахстанских «фешенистов». Это может дать толчок развитию отрасли.
Помимо нехватки продукции казахстанских дизайнеров, на рынке отсутствуют производители косметики и парфюмерной продукции, что также ограничивает работу моделей.

Выставить счет

Еще одна подножка для манекенщиков и манекенщиц – сложности с оплатой работы. Это происходит из-за того, что в Казахстане несерьезно относятся к этой профессии, говорит управляющий директор модельного агентства EAT models Сергей Мальцев. Клиентам агентств приходится объяснять элементарное: за работу модели надо платить. «У нас бывали случаи, когда к нам обращались с просьбой подобрать девушку для съемок в музыкальном клипе. При этом заказчик не собирался оплачивать работу, оправдывая это тем, что клип будут показывать на телевидении и у девушки будет возможность «засветиться», – вспоминает Мальцев.

Кроме этого, эксперты в один голос отмечают, что часто клиенты путают модельные агентства с компаниями, оказывающими эскорт-услуги, или даже публичными домами. «К нам часто звонят клиенты, готовые заплатить большие деньги за то, чтобы наши модели оказывали эскорт-услуги, мы в свою очередь пытаемся объяснить, что модель не является девушкой по вызову», – говорит Айгерим Кадыркулова, генеральный директор модельного агентства Persona.

На чем модель держится

Поскольку модных событий в казахстанской жизни мало, модели сталкиваются с проблемой отсутствия работы. За исключением двух крупных модных показов – Kazakhstan Fashion Week и Mercedes-Benz Fashion Week, проходящих дважды в год, монопоказы отдельных дизайнеров бывают крайне редко. «К примеру, в Европе в среднем у модели бывает около 5–10 кастингов в день, а к вечеру еще проводятся съемки и показы. В Казахстане модели повезет, если она сможет попасть на один кастинг в неделю», – считает Яна Малер, генеральный директор Pro Fashion Group.

Соответственно, моделям приходится соглашаться на работу, не имеющую к миру моды никакого отношения, – работать в качестве хостес или промоутерами. «Иногда бывает так, что модели могут сидеть без заказов месяцами, а потом получить сразу несколько предложений на участие в показе или съемках», – говорит телеведущая и модель Екатерина Краснова.

Если ранжировать виды работ модели, то наиболее высокооплачиваемой является коммерческая съемка (lookbook для дизайнеров, реклама), на которой можно заработать $400–500 за один день. Участие в модных показах считается по большей части вложением в имидж, поскольку это дает возможность «показать себя» и получить интересные коммерческие предложения. По нашим данным, в среднем в Алматы за один показ модель зарабатывает от $50–100 и около $20 за один выход на подиум. Это ближе к российским гонорарам (на неделях моды и показах в Москве они зарабатывают $60–400) и очень далеко от американских (на Неделе моды в Нью-Йорке за показ коллекции платят $800–1000). Меньше всего моделям платят, если они подвизаются в промоутерской сфере – 1–2 тыс. тенге в час. К слову, местным модельным агентствам приходится работать в качестве промоутерских агентств, иначе просто не выжить.

Как отмечают эксперты, посчитать точный ежемесячный доход модели довольно сложно из-за нестабильности поступающих заказов. В зависимости от востребованности и опыта модели она может заработать от $200 до 1,5 тыс. в месяц. При этом ей нужно заплатить агентскую комиссию, в среднем на рынке она варьируется от 40 до 60%.

Непостоянный и зачастую низкий доход способствует тому, что многие рассматривают профессию модели как хобби, возможность получить дополнительный доход или обрести хорошие связи.

Тем не менее существуют и положительные тенденции на этом рынке. Так как азиатская внешность сейчас «в тренде», зарубежные агентства стали обращать свои взоры на казахстанских моделей в надежде найти новые интересные лица. Кроме того, поднять этот бизнес сможет ассоциация модельных агентств (если таковая появится). Как считает Евгений Коновалов, создание ассоциации позволит регулировать рынок: установить минимальную плату за работу модели, обеспечить их постоянными заказами, создать единую базу данных и исключить возможность демпинга цен на рынке.

 

Детство на кастинге

Фото: © Depositphotos.com/fashionstock

Базы данных агентств переполнены фамилиями детей, желающих попасть на обложки, билборды, баннеры, на съемки рекламных роликов. Однако сотрудники этих агентств с трудом вспоминают о единичных фактах, когда дети получали более или менее приличные гонорары. В Models Production за 19 лет работы, как рассказывает его владелица Ирина Байжанова, была лишь пара серьезных контрактов, когда детям предложили прорекламировать марку по всему Казахстану. Похожая ситуация в детском модельном агентстве «Тутси»: за 16 лет был один случай, когда ребенку заплатили $1000 за съемки для билборда и в ролике.

Еще год-два назад детей звали сниматься чаще. В среднем за съемки в массовках, второстепенные роли в роликах платили от 3 до 5 тыс. тенге («Тутси»), за главную роль – от $200 до 1000 или от $100 в час и выше (Models Production). Сейчас с рекламными заказами на детских моделей обращаются все реже и реже: кризис на рынке, и без того неразвитом, ощущается остро. Игроки говорят, что детского модельного бизнеса фактически нет и быть не может, пока в стране не появится своя серьезная индустрия моды, не заработает легкая промышленность.

Сами агентства и модельные школы зарабатывают на обучении моделей и проведении конкурсов красоты и талантов, за участие в которых родителям надо уплатить взносы.  

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6716 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
18 августа родились
Канат Ускенов
Бывший генеральный директор АО «Машиностроительный завод имени С.М. Кирова»
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить