Новый Qaganat: как мода на ЗОЖ меняет казахстанский рынок общепита

17010

Чинара Бугимбаева, основательница крупнейшей в Казахстане сети столовых Qaganat, рассказала Forbes.kz, почему она провела рестайлинг сети

Чинара Бугимбаева
Фото: личный архив
Чинара Бугимбаева

Сеть столовых Qaganat начала рестайлинг - пожалуй, самый масштабный за время существования на рынке. Меняется почти все: от логотипа, который теперь пишется на латинице, до меню и интерьера. Закуплено новое оборудование. В отделке дизайнеры используют яркие цвета, декоративные панели и натуральное дерево. Владелица сети Чинара Бугимбаева рассказала, что Qaganat уходит от старой концепции обычных столовых.

О ребрендинге, говорит она, вопрос пока не стоит, поскольку бренд достаточно сильный и узнаваемый. Но в столовых появились мягкие диваны, пространство зрительно стало больше. Теперь это место, где можно не только вкусно поесть, но и просто выпить стакан ароматного чая с корицей, назначив встречу с друзьями.

Фото: личный архив

Казахстанцы хотят быть красивыми и здоровыми

- Мы ищем новые формы взаимодействия. Трансформация идёт, потому что есть конкуренция. Мы хотим, чтобы гости оставались с нами, и делаем всё, чтобы не только удержать долю рынка, но и увеличить её, - говорит Чинара Бугимбаева, отметив, что за последние пару лет в Алматы как грибы после дождя появляются сети столовых, донерных, лапшичных. При этом редкие концепции держатся дольше трёх лет, но заставляют держаться в тонусе.

Конкуренция обострилась после девальвации 2015 года. Тогда сеть Qaqanat приняла решение не повышать цены, хотя подорожали многие «базовые» продукты: сахар, масло, соевый соус и т.д. Сейчас 25 столовых (20 в Алматы, 4 в Нур-Султане и одна в Караганде) работают на минимальном уровне маржи, выигрывая за счёт круглосуточной работы и большого потока клиентов.

- Многие предприниматели перешли в нашу нишу из ресторанов и кафе. Есть и ещё один фактор – пошла мода на масштабирование. Люди хотят быстро заработать денег, но быстрый рост не всегда означает сервис и качество. Редкие концепции выживают больше трёх лет. Я открывала новые столовые, когда видела, что гостей столько, что яблоку упасть негде. И мы, видя спрос, чтобы не повышать цены, открывали следующий объект, - рассказывает она.

Изменения затронули кухню: ассортимент блюд изменился на 70%. Теперь в меню можно найти овощные супы (грибной - 420 тенге порция), брокколи (280 тенге), салаты из цветной капусты (280 тенге). Ушли в прошлое высококалорийные заправки с майонезом, кетчупом. И дело тут не в экономии. Если 10-15 лет назад посетители просили что-то посытнее - вроде макарон с мясом, то сейчас вкусы изменились.

- Раньше мы готовили большие порции жирной, калорийной еды. Помните, 2004-2007 - потребительские предпочтения тогда были совсем иные. Сейчас тренд на здоровое питание, здоровый образ жизни. Об этом говорят запросы наших  гостей, и особенно молодёжи. Началось всё в столовой на набережной реки Есентай возле Центрального стадиона. Среди наших клиентов много спортсменов, которые просили включить в меню блюда с высоким содержанием белка и овощные салаты. Мы пересмотрели меню. Поэкспериментировали. Оказалось, что люди охотно покупают здоровую, вкусную, полезную еду. И мы запустили во всей сети обновлённое меню, - рассказала предприниматель.

Фото: личный архив

Мечта Чинары - построить инновационную, модную, автоматизированную от начала и до конца столовую. Останавливают разные факторы.  Среди них, деликатно отмечает собеседница, и то, что культура поведения людей не всегда соответствует уровню высоких технологий. Сеть столовых несколько раз в год закупает столовые приборы, очень часто приходится ремонтировать оборудование, сантехнику, мебель. Что толкает людей на такие поступки - кризис? Или всё же воспитание? Чинара Бугимбаева надеется, что общество постепенно эволюционирует. Произошёл же кардинальный сдвиг в сторону здорового питания. Произойдёт это и с культурным развитием, если посетителей, как детей, постепенно приучать к красоте и порядку.

- Переживаю за низкий уровень культуры. Когда мы приезжаем куда-то с детьми, я им всегда говорю: ведите себя как дома. Не надо полотенца на пол бросать; вы ими несколько дней дома вытираетесь - и здесь так же: спокойно повесьте и вытирайтесь дальше. Не надо есть мороженое на диванах и оставлять пятна шоколада - хозяева для вас старались. Я это всё понимаю. Многие даже дома ведут себя не очень. Я была на одном тренинге, где многие люди говорили, что не ругают детей, если они запачкают шторы или диван. А у меня, извините, никто не пачкает. Никто! Поели - идём мыть ручки. Несколько раз. Повторите это неделю, месяц, если нужно - два месяца.

Мама, я буду продолжать ваше дело

Детей у Чинары Бугимбаевой четверо. Тем, кто не знаком с этой привлекательной женщиной лично, может показаться, что бизнес достался от богатой семьи или мужа. Однако лишь несколько фактов из биографии заставляют изменить мнение. С супругом она тоже познакомилась на работе. Срочно нужен был электрик, и, набрав его номер, Чинара Бугимбаева совсем не думала, что встреча окажется одним из важных этапов в её жизни:

- В списке его номер был самым последним. Сотовых телефонов ещё не было, а по городскому номеру было видно, что он живёт далеко от столовой. Но из этого списка мне никто не помог. А он - пришёл и помог. И помогает всю жизнь.

Чинара Бугимбаева с мужем и детьми
Фото: личный архив
Чинара Бугимбаева с мужем и детьми

Если спросить, что важнее, работа или семья, оба супруга скажут, что такой выбор не стоял никогда. Наоборот, дети подтолкнули к расширению бизнеса. Сейчас средняя дочь ходит в школу, младшие - в детский сад. С выбором профессии, понятное дело, не определились, но склонности налицо.

- В пять лет уже тесто катают, пиццу делают, - рассказывает Чинара.

Старший сын учится ресторанному делу в швейцарском Les Roches. Когда он сказал, что намерен развивать семейный бизнес, перед глазами пронеслись все бессонные ночи, начиная с момента открытия первого «Каганата». Она вспоминает, как  постаралась объяснить сыну: чтобы занять достойное место среди казахстанских рестораторов, нужны крепкие нервы.

- В семь лет он мне сказал: «Мама, я буду продолжать ваше дело». Я расписала сыну в красках все вызовы, стоящие перед предпринимателями. Он мне ответил: «Я подумаю». Думал три года. В 10 лет он мне сказал: «Мама, не расслабляйтесь. Я всё-таки буду продолжать ваше дело». И вот, с 14 лет он работает у меня на всех позициях, от грузчика до мойщика посуды. Как поступил в университет, стал работать с маркетологами, а сейчас проходит практику в столице, в The Ritz-Carlton.

Разговор с сыном изменил многое.

- Понимаете, мне надо не просто работать, а сохранить бизнес и передать в достойном виде, - объясняет Чинара Бугимбаева.

Она и раньше охотно инвестировала в хорошее оборудование и в развитие персонала, следуя правилу «деньги надо вкладывать в то, что приносит деньги». Но сейчас - совсем другое дело. Покупается не просто качественное – самое лучшее:

- Бизнес я строю уже не на время, а на долгие годы, зная, что я буду передавать наследие.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить