На передовой равенства

11038

Как «Филип Моррис Казахстан» сокращает гендерный разрыв в компании

Алтынай Тезекова - директор направления People & Culture «Филип Моррис Казахстан»
ФОТО: Мария Попова
Алтынай Тезекова - директор направления People & Culture «Филип Моррис Казахстан»

В прошлом году международная табачная компания Philip Morris International получила сертификацию международного некоммерческого фонда EQUAL-SALARY, которая подтверждает, что компания применяет одинаковые принципы в оплате труда в отношении мужчин и женщин, а также предоставляет одинаковые возможности для карьерного роста. Мы решили узнать, как сертификация повлияла на работу компании «Филип Моррис Казахстан» и какие изменения произошли после решения о сокращении гендерного разрыва в рядах сотрудников. Об этом и о многом другом рассказала директор направления People & Culture Алтынай Тезекова.

– Алтынай, прежде чем мы затронем тему гендерного равенства в вашей компании, хотелось бы узнать о вашем бэкграунде, выборе профессии и профессиональных достижениях.

– На позиции директора направления People & Culture в Philip Morris Kazakhstan я работаю уже четыре с половиной года. Отвечаю за Казахстан и Центральную Азию. Я стратегический партнер, помогаю бизнесу именно с точки зрения человеческого капитала. Первоначально мой выбор профессии не имел ничего общего с HR. Первая освоенная мною специальность – это международный туризм, хотя никогда не работала по этому направлению. После окончания университета я работала на нефтяном месторождении Тенгиз. Можно сказать, что я попала туда случайно, потому что особо выбирать в начале 2000-х не приходилось. После того как я проработала в HR в различных компаниях и странах на протяжении семи-восьми лет и когда поняла, что уже действительно добилась многого, решила как-то структурировать свой практический опыт и знания. Я поехала учиться в Англию, получила степень магистра в сфере HR. А после перешла в компанию «Филип Моррис Казахстан», где работаю последние восемь лет.

– Вы, наверное, знаете лучше других все тонкости трудоустройства в вашу компанию. Какие условия и критерии являются основополагающими при выборе сотрудников?

– У нас в компании есть ключевые группы компетенций, которые мы называем энергиями лидерства, являющиеся частью нашей культуры. Но если говорить о каких-то общих качествах, то в первую очередь мы обращаем внимание на проактивность, гибкость, желание учиться и постоянно расти в профессиональном плане.

– Какой климат царит среди сотрудников вашей компании?

– За последние несколько лет он значительно поменялся. Во многом это связано с внутренней трансформацией, происходящей в компании. Глобально этот процесс связан с запуском новой категории продуктов с пониженным риском для здоровья, которую мы начали производить, а также с новой миссией компании. Один из продуктов в этой линейке – это электронная система нагревания табака IQOS, который является подтверждением философии компании о планах построить мир, свободный от сигаретного дыма.

Если говорить простыми словами, то мы хотим всех курильщиков мира переключить на продукты с пониженным риском для здоровья. И это глобальная миссия. С появлением новой категории мы также пересмотрели наши подходы в работе: стали намного более ориентированы на потребителя, на работу в проектах, развивающую гибкость и скорость принятия решений. Когда ты работаешь в компании достаточно длительное время, ты начинаешь видеть эти изменения на всех уровнях.

– Если говорить об изменениях в компании, то нельзя не коснуться темы гендерного равенства. Всем известно, что значительная часть сотрудников «Филип Моррис Казахстан» – женщины. Можно ли узнать об этом подробнее?

– В первую очередь хотелось бы сказать, что мы таким положением дел необычайно гордимся. Если брать топ-менеджмент, то женщин в нем в последние годы было больше, чем мужчин. Казахстан был одной из первых стран на карте PMI с таким процентным соотношением женщин в топ-менеджменте. Но отмечу, что количественное преимущество женщин не является для нас самоцелью, скорее мы стараемся соблюсти баланс в этом соотношении.

Мы пытаемся искоренять стереотипы, связанные с гендерным неравенством, особенно для подрастающего поколения. Когда ты сталкиваешься с выбором профессии, эта мысль так или иначе возникает в голове. Нет чисто мужских или чисто женских профессий. Есть твои способности, твои желания, твои устремления. Все остальное – это клише, и это нужно оставлять «за бортом». Решение принимаешь только ты. Поэтому мы делимся этой философией на разных площадках и призываем наших сотрудников делать то же самое.

– Недавно компания PMI получила сертификацию международного некоммерческого фонда EQUAL-SALARY. Какие изменения произошли в компании после получения подобного статуса?

– Мы были первой компанией в Казахстане, которая подняла этот вопрос и, следовательно, получила эту сертификацию два года назад. Для нас было важно не только получить подобный статус, но и подавать пример другим организациям. В рамках нашей компании принцип равенства был всегда ключевой составляющей нашей ДНК, поэтому сертификация дала возможность показать всем, что это возможно, и призвать другие компании задуматься развиваться в том же направлении.

ФОТО: Мария Попова

– Есть ли в Казахстане другие компании, получившие подобную сертификацию?

– Насколько я знаю, пока нет. Это еще одна причина, по которой мы стараемся говорить об этом на разных площадках. Что касается самой сертификации, то хотелось бы уточнить: несмотря на название, она охватывает не только уровень заработной платы, но и возможности развития, карьерного роста, а также различные льготы для женщин, касающиеся, к примеру, декретных выплат. Они у нас определенно выше, чем во многих других организациях. Для нас очень важно, чтобы женщины, уходящие в декрет, не беспокоились о деньгах.

– Существуют международные исследования, подтверждающие взаимосвязь между успехом компании и гендерным составом сотрудников. Так, например, равное количество мужчин и женщин в компании увеличивает финансовые показатели бизнеса. Что вы думаете по этому поводу?

– Я полностью согласна с результатами таких исследований. И здесь дело даже не в процентном соотношении. Просто мужчины и женщины думают по-разному. Именно разноплановость мнений создает подходящую платформу для развития всей компании в целом. У каждого есть своя призма, через которую человек смотрит на какую-то задачу. И чем больше таких мнений, причем не обязательно верных, тем лучше может быть потенциальное решение. Мужчины в каких-то случаях могут думать по-мужски и действовать по-мужски, могут не задумываться о вещах, которые больше присущи женщинам. Так же и женщины обладают качествами, которые не свойственны мужчинам. Именно поэтому я еще раз хочу сделать акцент на том, что мы стремимся к балансу в этом вопросе.

– Как к подобному балансу в компании относятся мужчины?

– Они это понимают и принимают. Особенно в тех подразделениях, где мужчин явно больше. Хотя бывали случаи, когда мужчины-сотрудники пытались доказать, что определенная работа не является женской. Например, в сфере мерчандайзинга, когда человек приезжает в торговую точку, работает с продуктом, представителями магазина. Были разговоры, что в таких случаях необходима мужская сила и выдержка. Вначале было какое-то непонимание, попытки переубедить, но женщины в нашей компании уже давно доказали, что любая работа им по плечу. И многие руководители полевых подразделений сейчас сами хотят видеть в своей команде больше женщин. Думаю, что их взгляд на эти вещи, безусловно, поменялся. Как говорится, вода камень точит.

– Не секрет, что европейские страны ушли дальше других в вопросах профессионального гендерного равенства. Можно сказать, что Швеция, Испания, Германия, Франция являются в этом плане показательными. Считаете ли вы, что Казахстан когда-нибудь окажется в одном ряду с этими странами?

– Думаю, да. И это скорее вопрос времени. Рынок труда в Казахстане постоянно двигается в этом направлении. Некоторые компании, к примеру международные, чуть более прогрессивны, некоторые менее, но веяния нынешнего времени не позволяют идти по другому вектору. Особенно учитывая тот факт, что женщины в последнее время становятся все более социально активными и, конечно же, успешными. Я могу судить об этом не только как HR-специалист, который видит, как на позиции топ-управленцев приходит много достойных женщин-кандидатов, но и как простой обыватель.

Что касается европейских стран. Думаю, что этот вопрос стоит во всем мире, в том числе и в странах Европы, просто там об этой проблеме говорят открыто. Когда в компании PMI задумались о сертификации EQUAL-SALARY, речь шла не только о компании в Казахстане или в какой-то другой стране – сертификация была получена в каждой из стран, где мы работаем. Нам важно было поднять этот вопрос на глобальной площадке и показать, что наш подход к гендерному равенству един во всех странах.

– Приходилось ли вам сталкиваться с гендерным неравенством в профессиональной жизни?

– К счастью, нет. Возможно, в силу того что я всегда работала в крупных международных организациях. Интересно, что впервые я задумалась об этом во время учебы в Англии. Там этот вопрос поднимался очень часто во время открытых обсуждений. Кстати, вот вам еще один пример того, что проблема существует во всем мире, а не только в Казахстане.

– Многие в нашей стране путают два различных понятия. Феминизм и равноправие в умах многих людей является чем-то идентичным. Как вы относитесь к такой неразборчивости?

– Каждый трактует эти понятия по своему усмотрению, но в целом в феминизме нет ничего негативного, если принимать его в адекватных рамках. Это понятие не подразумевает под собой какое-то превосходство женщин. Женщины и мужчины равны, но мы разные. И отрицать эти различия было бы как минимум странно. Поэтому я все-таки за равные возможности в образовании, работе и в остальных аспектах жизни, нежели за гипертрофированный агрессивный феминизм.

– Как вы считаете, уровень женской трудоспособности, ответственности и стратегического мышления отличается от мужского?

– Нет. Все это скорее индивидуально. Есть женщины, которые очень стратегически мыслят, это ни в коем случае не затрагивает гендерную принадлежность. А если говорить об уровне ответственности, то это точно не про пол, а про отношение к тому, что ты делаешь, насколько тебе важно делать свою работу хорошо.

– Не считаете ли вы, что в последнее время женское лидерство возвели в своеобразный культ?

– Честно сказать, я сама не очень люблю словосочетание «женское лидерство». Так же, как и «мужское лидерство». Даже в рамках того, как мы говорим о равенстве или о том, как мы хотим развивать его. Есть просто лидерство. Либо ты можешь управлять процессами, создавать новое, вести за собой команду, либо нет.

– И все-таки, что может помешать женщине на пути к своей цели и самореализации?

– Наверное, опять же клише, предубеждения, зарождающиеся в процессе становления личности. Они часто навязаны со стороны. Например, о том, что образование и самореализация вторичны, а главное всегда для женщины – это семья… Хотя я тоже считаю, что семья – это очень важно. И, конечно, рождение детей и забота о них в первые годы их жизни – это сугубо женская «переменная» в построении карьеры.

Но здесь речь идет о стойкости, о четком понимании того, чего ты ждешь от жизни и чего хочешь добиться. А также об умении делать выводы из ошибок прошлого опыта, для того чтобы добиваться намеченных целей.

Автор: Ольга Знаменская

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить