Могут ли приносить прибыль казахстанские фильмы?

На этот вопрос ответила в интервью Forbes.kz кинопродюсер Анна Качко

Анна Качко – кинопродюсер, работающий в Казахстане c 2008. Ее немецко-российская кинокомпания Tandem Production занимается совместными кинопроектами в ряде европейских и постсоветских стран. Анна выступила продюсером фильмов «Уроки гармонии» Эмира Байгазина, «Войско Мын Бала» Акана Сатаева, «Приключение» Наримана Туребаева и пр. С 2011 Анна возглавляет бизнес-площадку Eurasia Spotlight в рамках кинофестиваля «Евразия», на которой начинающие казахстанские  кинематографисты находят партнеров и единомышленников из западных стран.

F: Анна, скажите, почему Европа заинтересована в поддержке казахстанского кино?

- Европейское кино, в основном, финансируется из государственных средств. В отличие от американского кинематографа, который работает за счет частных средств, европейский живет на деньги налогоплательщиков. Деньги эти распределяются через фонды, каждый из которых имеет свои законы, интересы, сферы поддержки.

Многим странам в Европе интересно поддерживать кино, которое, по их мнению, имеет право на жизнь и должно развиваться. Логика такой поддержки такова: мы не просто даем деньги иностранным режиссерам, будь то казахстанцы или россияне – мы приглашаем их к сотрудничеству. Съемки они могут провести в своей стране, а постпродакшн, например, уже в Европе. Таким образом, европейцы создают рабочие места для своих кинематографистов и в то же время привлекают таланты со всего мира. Разумеется, поддержка кинематографий других стран проходит через большой конкурс, отборочные комиссии и конкуренцию.

F: И вы в рамках «Евразии» помогаете нашим молодым киношникам завязать нужные связи?

- Бизнес-площадка Eurasia Spotlight – это место, куда может прийти любой продюсер, режиссер, студент, сценарист, чтобы обсудить свои идеи, найти поддержку. Это круглые столы, презентации, мастер-классы. Такая площадка существует при всех крупных фестивалях – в Каннах, Берлине, Венеции, Локарно.

В центре Eurasia Spotlight - ежегодный питчинг проектов на стадии разработки сценария. В этом году было заранее отобрано десять проектов – все задумки молодых казахстанских киношников. В состав жюри вошли известные европейские кинематографисты, в числе которых – декан престижной пражской киношколы FAMU Джованни Робианно и представитель Министерства культуры Италии Сильвия Финацци.

Главный приз – помощь в размере 2 млн тенге на постпродакшн от студии «Кубик» – получила Екатерина Суворова с проектом «Из жизни планет». Аян Найзабеков с короткометражным проектом «Безмолвное путешествие» выиграл путевку на образовательные курсы Cinema Dance при FAMU, а Вениамин Илясов, представивший проект «Английский для начинающих», в награду будет обеспечен консультацией ведущего европейского сценариста и переводом материалов на английский.

Мы также устроили ряд круглых столов. В рамках одного из них обсудили социально значимое кино, посвященное людям с особыми потребностями. В Казахстане таких фильмов все больше. Например, фильм «Быть или не быть» режиссера Азиза Заирова, где главную роль сыграл мальчик с ДЦП. Мы хотим понять, кто такое кино готов снимать, кто готов давать деньги, и что нужно, чтобы такое кино смотрел зритель.

F: В каком направлении вообще движется фестивальное кино? Что вы можете сказать о расхожем в среде чиновников мнении о его деструктивном влиянии?

- Сегодня в мире существует несколько направлений в кинематографе. Каждое из них интересно. Одно направление называется авторским, арт-хаусным кино. Оно поднимает социальные вопросы, говорит о том, что волнует людей. Одна из задач создателей такого кино – разобраться в себе. К сожалению, такие фильмы кто-то считает исключительно пессимистичными, но на самом деле они призваны помочь нам всем понять, что же происходит в мире.

То, что фестивальное кино несет один только негатив – неправда, это всего лишь стереотип. Я очень не люблю словосочетание «чернушное кино», которое часто используется в отношении фестивального кинематографа. Авторские картины бывают разными по жанру. Например, одна из резонансных фестивальных картин этого года Тони Эрдман повествует о жизни молодой женщины в современном европейском обществе – о ее работе в нефтяной компании, об отношениях с отцом, о поисках себя. Это очень тонкое авторское кино, снятое при этом в жанре комедии. Мне бы хотелось, чтобы и в Казахстане было больше таких фильмов – сами казахстанцы смотрели бы их с удовольствием. В то же время такое кино может рассказать о стране миру.

F: Где же молодым кинематографистам найти деньги на создание таких фильмов?

- Как я уже сказала, существуют два основных направления финансирования кино. С одной стороны – государственное,  деньги налогоплательщиков. Здесь посредниками выступают различные фонды. Второй источник финансирования – это частные вложения. В Казахстане, как и в других странах, сейчас активно обсуждают закон о кино, одна из целей которого – проработка механизмов частного финансирования кинематографа.

В написании нового закона Казахстану может пригодиться опыт европейских стран – там существуют налоговые льготы для частного капитала, финансирующего кинематограф. Это очень важно – привлекать в кино инвесторов и не зависеть от государственных денег. Так развитие кинематографа получит мощный толчок.

F: Говорят, что окупить фильм в Казахстане очень сложно из-за низкой численности населения. Это так?

- Да, это одна из проблем Казахстана. Бюджет даже небольшого фильма составляет от $500 тыс. до $1 млн. Отбить эти деньги с казахстанским населением сложно, поэтому фильмы, которые здесь производятся, должны иметь международный прокат. Это можно осуществить, если казахстанское кино будет затрагивать универсальные темы через призму местных историй. И это не так сложно: вопросы, которыми задается здешняя молодежь, не особенно отличаются от таковых в других странах.

Кино может быть прибыльным бизнесом. В Казахстане и в мире достаточно режиссеров, которые способны снимать коммерчески успешные фильмы. Главное – правильно выстроить бизнес-модель, в том числе, на этапе разработки сценария привлечь агента по продажам, который поможет организовать прокат фильма за рубежом.

F: То есть частные инвесторы могут удостовериться в прибыльности проекта еще на ранних стадиях производства фильма?

- Фильм может окупиться еще до выхода в прокат, если правильно выстроить все бизнес-процессы. Он может быть продан телеканалам, дистрибуторам, интернет-порталам. Таким образом, к моменту начала съемок вы можете быть уверены: ваши вложения принесут дивиденды. Я восемь лет работаю в Казахстане и убеждена в том, что это возможно и в казахстанском кино.

Главное – иметь сильный сценарий, актеров, творческую группу. Затем вы привлекаете к сотрудничеству телевидение, прокатчиков по всему миру. То есть начинаете заниматься продажами на ранней стадии. Один из авторских проектов, в создании которого я участвую, еще не начал сниматься, а уже продан в разные страны. Именно так работает западная система финансирования кино: продюсер должен обеспечить окупаемость проекта и минимизировать риски.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

 

Статистика

9632
просмотр
 
 
Загрузка...