Айнур Турисбек – дизайнер, одевающая казахстанских и мировых звёзд

92529

Дизайнер уверена, что к моде нужно относиться как к бизнесу – иметь финансовую модель, стратегию, маркетинговые инструменты, бизнес-план

Айнур Турисбек
Айнур Турисбек
ФОТО: © Ахат Сабидулла

«Если честно, я вообще не любитель давать интервью и куда-то выходить, – признается Айнур. – Всё по Бродскому: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку».

Если бы кто-то рассказал управленцу о fashion-будущем (и это при серьезной должности в компании нефтегазового сектора), она бы очень удивилась: «В моду я не планировала идти – и вдруг там оказалась. Судьба». По словам Айнур, первая коллекция сложилась сама. Сотрудничество с Казахстанской неделей моды тоже выстроилось удачно, и бренд стал жить своей жизнью. Дизайнер презентовала коллекции, отмеченные наградами на подиумах недель моды и арт-событиях Украины, Грузии, Азербайджана, Парижа, Монте-Карло, Милана, Давоса, Санкт-Морицы, Дубая, Мальдив и др.

Профессиональный подход стилистов и фотографов к коллекциям явили образы с характером и колоритом на страницах известных изданий – Numero, SSAW, Vogue, ELLE, L’Officiel, Harper’s Bazaar и др. Вещи из Казахстана начали появляться и на плечах главных редакторов европейского fashion. «Кстати, мы на этом не зарабатываем, мы понимаем, что реализация пиар-кампаний, посвященная философии бренда, есть неотъемлемый старт становления и аутентичности с ударением на качество и собственную ДНК», – поясняет она.

Главным изменением за десять лет присутствия в мире моды Айнур считает собственное взросление. «Мое взросление – это смена системы ценностей не для существования бренда, а для его жизни, – говорит она. – Бренд может плыть по времени, но в какой-то момент просто исчезнуть из-за отсутствия дотационной иглы. Как бы грустно ни было, но мода, помимо творчества, должна обязательно стоять на фундаменте рынка и его реалий. А реалии таковы: чтобы произвести следующую коллекцию, нужно зарабатывать и относиться к моде как к бизнесу – иметь бизнес-план, финансовую модель, стратегию и работающие маркетинговые инструменты. Нужно искать точки сбыта, выстраивать онлайн-магазин… И в целом – перестать бояться больших расходов, а начать опасаться маленьких доходов! Ведь взросление – это когда человек перестает перекладывать ответственность на государство или неделю моды. Всё, что с тобой происходит, – это ты сам, твои шаги, поступки, которые привели тебя к точке, в которой ты сейчас находишься. Если ты хочешь что-то изменить, это в твоих руках. Но при всём при этом нужно не потерять себя: за каждым брендом стоит личность – со своей историей, интересами, ценностями, философией, так называемой ДНК. Я, например, служила в органах – люблю милитари, бокс, восточные единоборства, кимоно, японскую философию».

«Я не эксперт по моде – я просто рассказываю свою историю»

В каждой коллекции бренд объединяет разные направления искусства – живопись, балет, театр, музыку. «Каждая из них о чем-то рассказывает и, помимо сезонности, имеет имена, которые провозглашают какую-то ценность, – объясняет дизайнер. – Первый монопоказ открыла коллекция «Бұйырған кетпейді», сакральная фраза, которая означает «Будет то, что предназначено», но в позитивно-мотивационном ключе. Затем последовали коллекции и показы ҚAHARMAN («Герой»); fashion film и показ «ШЕЖIРЕ» («Родословная»); fashion theater performance BATA («Благословение»); fashion opera & ballet ЫQPAL («Влияние»); fashion-этюд QADAM («Шаг»); fashion ballet TEGI («Род»); показ ALMA («Ода матери»); коллекция BEINE («Отражение»); fashion ballet NIET («Намерение»), а в процессе создания коллекции: fashion film и показ ZAÝYT («Ода отцу»), fashion musical LÚNA sezim («Чувство»).

Мне повезло, что как раз в тот момент, когда я приехала в Париж, актуализировалась мода на жизнь за железным занавесом, big-бренды стали продвигать именно этот тренд. И если вы посмотрите коллекции тех лет, то увидите много родного. В Balenciaga шел показ, и я понимала, что у меня был такой свитер с подиума, я в нем баранов пасла!» По словам топ-менеджера, в момент ее прихода в мир моды в тренды вошли искренность и реальность. «Люди устали от глянца, иллюзий, фальши и ретуши. Уже тогда, в 2014-м, я поняла, о чем речь, и начала работать с Парижем и инсайдерами большой моды».

ФОТО: © Ахат Сабидулла

Сегодня у дизайнера есть учитель, с которым казахстанка работает более семи лет. Туомас Лайтинен – один из ведущих стилистов мира, который работает с крупнейшими брендами и является ректором Parsons University Paris, соучредителем и модным директором журнала SSAW – издания о моде, искусстве и культуре, которое сотрудничало с Prada, Ann Demeulemeester, Balenciaga, Yohji Yamamoto, Louis Vuitton, Saint Laurent, Rick Owens, Jacquemus и пр. Благодаря ему юрист без профильного образования получила необходимые знания и опыт для выхода на европейский рынок и создания серьезного fashion-бренда. Долгое время коллекции готовились под его чутким руководством. «А в ZAÝYT он дал мне больше воздуха и выступал наблюдателем. Я ему готовлю и скидываю отчеты: и он доволен, и я довольна», – поясняет Айнур.

Бренд готовит концепции на три коллекции вперед от уже представленной, первая из которых – ZAÝYT – планируется к показу весной. «Она о рождении, о том, что всё, что мы создаем, – это наше детище. Это коллекция о мощи, о бесперебойности, в total blue – про мальчика. По мотивам показа в центре Алматы на машиностроительном заводе имени Кирова был снят fashion-фильм ZAÝYT. Режиссером проекта стал призер Берлинского кинофестиваля Аскар Узабаев. «У нас был опыт в кинематографии, наш первый fashion-фильм получил девять наград на международных кинофестивалях. Поэтому вторую ленту мы тоже отправили на европейские фестивали. В ZAÝYT мы решили рассказать про то рождение, к которому мы привыкли, – ребенка. Главный visual коллекции – фото УЗИ малыша в утробе матери. Мы готовим 27 образов со сложной концепцией и кутюрными элементами».

Для селебрити и инсталляций: о том, кто носит вещи

У вещей Ainur Turisbek есть имена, каждая из них для команды – ценность. Большинство образцов предоставляют на съемки, в качестве экспонатов инсталляций, но они не продаются. «Для нас коллекция – это не просто вещи, это – арт, произведения искусства, – говорит Айнур. – Поэтому вначале мне было очень тяжело продавать эти произведения. Первые паттерны не продаются до сих пор, я просто отшиваю дубликат».

Команда дизайнера одела целую плеяду казахстанских, российских и зарубежных музыкантов, актеров и ведущих, диджеев с мировым именем. Среди них – Димаш Кудайберген, Мачете, Джа Халиб, Медина, Miyagi & Эндшпиль, МОТ, Харизма, Макс Барских, Элджей, Назима и другие. «Наши вещи принимали участие в кампейнах журналов Парижа и Берлина. Курткой бренда в одном из европейских шоурумов заинтересовался костюмер «Игры престолов». «Но не прошли по бюджету – видимо, и у них есть рамки», – смеется Айнур.

Система маленьких шагов: о будущем бренда

В планах бренда Ainur Turisbek – запуск второй линии либо повтор коллекции из более демократичных материалов. Масштабироваться Айнур планирует аккуратно, пошагово. «Система маленьких шагов, как у Мересьева в «Повести о настоящем человеке», от дерева к дереву – есть микроцели, есть макроцели. Но мечтаю, конечно же, о том, чтобы бренд приносил доход, на который можно было поддерживать таких же творческих ребят, селебрити, – размышляет она. – Наш костяк – это аудитория, которая разделяет наш стиль, подход, смыслы, которая ждет наши показы, где творчество встречает бизнес, создавая площадку для нетворкинга после показа».

«Дайте одежду!»: о казахстанском fashion-рынке

По словам владелицы бренда, на рынке Казахстана девальвирована ценность самих модных брендов. «Селебрити или певцы могут прийти со словами: «Дайте одежду!» – и просто надеть ее, а мы как бренд должны радоваться. При этом переговоры об отметке в социальных сетях могут вестись по несколько месяцев. Я предлагаю: «Хорошо, тогда спойте для девочек, которые шьют вам одежду! Ведь просто выйти на сцену без стилистов, без контента, который продвигает селебрити, без одежды, которая была на подиуме, мало! И здесь, наверное, нам преподносят урок: нужно работать с теми, кто тебя ценит. Так же, как и жить, как и дружить, как и есть, пить и так далее».

ФОТО: © Ахат Сабидулла

Еще одна актуальная проблема fashoion-маркета в Казахстане, которую отмечает Айнур, – это точки и способы сбыта. «Дизайнеры появляются как грибы после дождя, в стране действительно есть подиумы, развивается маркетинг и PR… А дальше? Они нашли деньги, сшили коллекцию, вышли и показали ее, а дальше цепочка оборвалась. Здесь в игру должны вступать байеры и точки сбыта, где зарабатывают все – владелец магазина, профессионалы-продавцы и сам дизайнер. В Париже в первых рядах показов, как правило, располагаются пресса и байеры, которые после показа отправляются в шоурум для предзаказа. Они – компетентные двигатели рынка. К сожалению, сегодня реалии таковы, что дизайнер вершит под ключ весь процесс сам как может. Хотя, если брать best practice Парижа, где создаются крутые шоурумы сбыта, которые профессионально занимаются продажами,  дизайнер представляет коллекцию и занимается творчеством. Попасть в титульный непросто, нужно соответствовать: предоставить рекомендательные письма и сертификаты качества. Думаю, мы придем к этому, потому что на рынке Казахстана уже есть модные журналы, PR-агентства, недели моды, pop-up stores, шоурумы, где можно установить corner и работать, набирают обороты онлайн-магазины, следующий шаг – авторитетные fashion & design-агентства», – рассказывает Айнур.

Не быть страной футболок и худи: о fashion-репутации

«Не хотелось бы превращаться в страну футболок и худи, разница которых лишь в надписях, – продолжает основательница бренда. – Дизайнера определяют стиль, качество, крой, поэтому хочется, чтобы в казахстанских брендах присутствовали творчество и профессионализм. Здесь я не в роли эксперта, я – потребитель образов от брендов, где есть идея и качество, уникальность и неповторимость. Они бесценны, и я четко осознаю, зачем покупаю «рукописи, что не горят».

Айнур считает, что любой дизайнер представляет свою страну: «Важна личная ответственность – если ты что-то делаешь, нужно делать это на высоком уровне. Если я хорошо бегаю, то я не могу просто взять флаг и отправиться на Олимпийские игры. Любой акт может стать насмешкой в адрес индустрии. Договариваться о показе, где не поработал стилист, не проработали швы, не видно профессионализма, бессмысленно. Результат отразится на всей стране: репутация складывается годами, а рушится в одну секунду. Если кто-то едет на неделю моды, он представляет весь казахстанский институт дизайнеров».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить