Бизнес, появление которого в стране обрадовало казахстанских сникерхедов

66947

Как в Казахстане запустили бизнес по химчистке кроссовок

Айгерим Тулемисова
ФОТО: © Мария Попова
Айгерим Тулемисова

Запустить актуальный, прибыльный и при этом не имеющий аналогов бизнес в наше время становится все труднее. Рынок перенасыщен предложениями, а все идеи, которые когда-либо появлялись в светлых умах первопроходцев, давно реализованы и воплощены в жизнь. Но найти свою незанятую нишу все же возможно. Об этом свидетельствует история семейной пары Ануара Каркимбаева и Айгерим Тулемисовой, открывших на территории Казахстана первую химчистку кроссовок Sole Fresh.

В 2017 году пара заядлых сникерхедов* с внушительной коллекцией обуви приобрела франшизу у россиян. Ранее молодые люди успешно работали в московском fashion-ретейле, но желание открыть собственный бизнес на территории Казахстана подтолкнуло их к поиску новых альтернатив. Тогда сникер-химчистки для казахстанцев были в новинку, но за рубежом пользовались большой популярностью. Под необычным названием обычно подразумевается специализированный уход и целый комплекс услуг по профессиональной чистке и реставрации любимой обуви.

«Кроссовки давно перестали быть обычным предметом гардероба – из практичной обуви они превратились в объект желания коллекционеров, реселлеров и трендсеттеров. Высокие цены на некоторые модели – на редкие и эксклюзивные экземпляры они могут достигать десятков, а на аукционах и сотен тысяч долларов – поставили ребром вопрос об уходе за такой обувью. Даже в случае с менее дорогими кроссовками их владельцы рады продлить жизнь своей любимой обуви, вот только сделать это в домашних условиях почти невозможно».

Зачем вообще нужны химчистки кроссовок?

Как известно, кроссовки, особенно если при их создании использовались дорогостоящие и притязательные материалы, очень привередливо относятся к обычной стирке, поэтому самостоятельные опыты со стиральной машинкой и другими домашними манипуляциями нередко приводят к грустному финалу. Обувь теряет презентабельный вид, рвется и в целом выглядит неносибельно. Этим наблюдением руководствовались и будущие владельцы бизнеса, имеющие в своей домашней коллекции более 50 дорогих экземпляров кроссовок.

Конечно, появление подобного ответвления от привычных химчисток в первую очередь связано с модой. И пришло это веяние опять же с Запада, где всегда рождались самые ключевые модные тренды. В США и Европе подобные услуги появились более 10 лет назад. Отцом-основателем идеи принято считать предпринимателя Джейсона М. Ангсуварна из Нью-Йорка, который запустил линейку специальных чистящих средств в 2007 году, а уже в 2014-м открыл настоящий «салон красоты для обуви». Его американская марка Jason Markk хорошо знакома сникерхедам и теперь представлена в магазинах десятков стран.

Российским же первопроходцем стала именно компания Sole Fresh, открывшая свой первый пункт приема заказов в сентябре 2015 года. На сегодняшний день она предоставляет услуги в 17 городах России. При этом представительство компании есть в Германии, ОАЭ, Узбекистане, Кувейте и, конечно же, в Казахстане. В нашей стране благодаря Ануару и Айгерим профессиональными услугами могут воспользоваться жители Алматы, Нур-Cултана, Караганды, Атырау, Актау и Шымкента.

«Толчок к развитию этого бизнеса в минувшем десятилетии дали энтузиасты, которые увидели серьезный пробел на рынке и не побоялись запустить собственное дело. Их всех объединяет большая любовь к кроссовкам и желание создать нечто большее, чем просто качественный сервис, – они успешно собирают вокруг себя сообщества единомышленников, сделав из своих проектов настоящие lifestyle-бренды», – отмечают владельцы.

Что собой представляет казахстанский SOLE FRESH

По словам Айгерим, покупка франшизы на территории Казахстана с целью последующего масштабирования и первые инвестиции в проект обошлись семье в $100 тыс. Цифра очень символична. Потому как за четыре года работы в Казахстане через руки заботливых профессионалов первой химчистки обуви Sole Fresh прошли более 100 тысяч пар разнообразной обуви, начиная от обычных кроссовок и заканчивая всевозможными кедами, слиперами и лоферами. Также компания осуществляет услуги по чистке зимней обуви из замши, классической обуви, ботинок и сапог.

ФОТО: © Мария Попова

Интересно, что наряду с привычной химчисткой специалисты так же требовательно подходят и к реставрации. Клиент может заказать перекрашивание подошвы, устранение следов соли и реагентов, восстановление цвета замши и нубука, дезинфекцию и даже устранение запаха. В арсенале компании более 16 видов оборудования, обеспечивающего 20 этапов чистки. Айгерим отмечает, что мастера Sole Fresh относятся к работе с изрядной долей авантюризма, каждая пара для них – это своеобразный вызов. Мастера берутся за любую пару обуви, которой требуется помощь, и не возвращают ее клиенту, пока результат не удовлетворит их самих.

Айгерим вспоминает, что еще на заре открытия бизнеса случилась абсолютно непредвиденная ситуация. Мастера взяли в работу лимитированные кроссовки из нежной телячьей кожи и случайно испортили их внешний вид. Чтобы не дожидаться негативной реакции от клиента, владельцы приняли решение заказать точно такую же пару из московского магазина. В итоге клиент был удивлен, но нисколько не разочарован. К счастью, неоднозначный опыт полностью исключил повторение подобных ситуаций в будущем.

Цены на услуги при этом варьируются от 2200 до 10 000 тенге в зависимости от материала. Больше всего востребованы они у алматинцев – в руки мастеров попадают 50–70 пар в день, у жителей столицы это 30–50 пар в день. Именно на Алматы приходится самый внушительный доход компании – он составляет около 10 млн тенге в месяц. Чуть меньше зарабатывают филиалы в Нур-Султане и регионах. В среднем доходы по сравнению с 2017 годом каждые 12 месяцев растут на 50%, а стопроцентный рост показали доходы в 2018 году.

Сказать, что услуги популярны только у молодежи, означает слукавить. Вопреки расхожему мнению за обувью следят не только миллениалы, являющиеся главными покупателями кроссовок, но и более зрелая аудитория. В целом это люди в возрасте от 18 до 45 лет с хорошей покупательской способностью. Есть у казахстанской Sole Fresh и корпоративные клиенты – это компании, сотрудники которой обязаны носить специальную обувь (например, нефтедобывающие), а также компании, предоставляющие услуги по аренде лыжных и сноубордических ботинок. Отдельный поток свежих клиентов обеспечивают партнеры – крупные обувные ретейлы, которые советуют своим покупателям относиться к обуви с уважением и не экономить на уходе, который обязательно продлит жизнь любимой паре. Владельцев радует и тот факт, что с каждым годом ощущается довольно внушительный прирост клиентов, а основным источником его является сарафанное радио и положительные отзывы в сети.

Что касается формирования цен на услуги, то основная статья расходов на содержание бизнеса приходится на чистящие средства, которые поставляются из России. Дело в том, что Sole Fresh – это не только сникер-химчистка, но и производитель чистящих средств и аксессуаров для обуви, защиты от грязи, восстановления формы и стирки кроссовок в домашних условиях. Все представительства и филиалы компании используют только запатентованные средства, входящие в оригинальную товарную линейку. Также цена на услуги формируется, исходя из заработной платы сотрудников и мастеров, количество которых по Казахстану составляет почти 100 человек, и арендной платы. В итоге себестоимость химчистки с учетом всех расходов составляет 5–6 тыс. тенге за пару.

Решение проблем и перспективы роста

Отдельного упоминания стоит настоящая инновация в работе компании – автоматический приемный пункт Sneaker Point, или постамат. Предназначен он для установки в торговых и бизнес-центрах, жилых комплексах и различных арт-пространствах. Благодаря удобному и продуманному функционалу клиент может оставить обувь в одной из 18 свободных ячеек в любое время дня и произвести бесконтактную оплату. О том, что заказ выполнен и его можно забрать, клиента предупреждают по СМС-уведомлению. В Алматы воспользоваться услугами постамата можно на территории крупного торгового центра. Его локация стала третьей точкой, в которую могут обратиться алматинцы сегодня.

Ожидаемо, что идея приобрести постамат пришла к владельцам бизнеса уже во время пандемии, когда многие компании стали искать новые пути реализации и оказания услуг. Покупка сникерпоинта обошлась в 2,5 млн тенге. Ежемесячно владельцы оплачивают абонентскую плату в размере 21 тыс. рублей и не жалеют о своем приобретении, так как популяр­ность новой услуги растет с каждым днем.

Конечно, были и другие способы повысить продажи во время локдаунов и ограничений. Именно тогда клиенты получили возможность воспользоваться доставкой заказов, скидками в размере 20–30% и другими инструментами для повышения лояльности. Подобные меры помогли компании не уйти в убыток, сохранив объемы продаж и рабочие места.

Интересно, что помимо проблем с пандемией владельцам пришлось столкнуться и с другими трудностями, такими как демпинг и плагиат. Основными инициаторами подобных явлений стали уже существующие в Казахстане химчистки, предоставляющие услуги по чистке одежды. Вдохновившись успехом Sole Fresh, многие решили внести в список своих услуг и профессиональную чистку обуви, значительно занизив ее стоимость. Некоторые и вовсе стали заводить аккаунты с отсылкой на название. Но отсутствие опыта, мастерства, необходимого оборудования и доступа к эксклюзивным чистящим средствам не позволили им закрепить за собой статус компаний, которым можно доверить обувь.

Сегодня, несмотря на некоторые трудности и сложные времена, владельцы бизнеса рассказывают о своих начинаниях с особой гордостью. В их планах расширение на территории Казахстана и выход на рынок Дубая и Баку.

* Сникерхеды (англ. sneakerhead) – это люди, коллекционирующие кроссовки. Обычно они в курсе всех новинок в этой индустрии и точно знают, как отличить поддельную пару от настоящей

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить