Куралай Нуркадилова: Какая бы ты ни была креативная личность, надо уметь зарабатывать

26870

Женское предпринимательство со всех ракурсов было рассмотрено на форуме Women in Business, прошедшем в четверг, 20 февраля, в Алматы. Отдельное панельное заседание было посвящено креативной экономике

Куралай Нуркадилова
ФОТО: Роман Егоров
Куралай Нуркадилова

В программе форума значилось приветственное слово акима города Бакытжана Сагинтаева, но, честно говоря, мало кто ждал экс-премьера. На такие мероприятия обычно посылают чиновника уровнем пониже или вовсе зачитывают «слово» по бумажке — сами организаторы.

«Дайте знать — я потом не отстану»

Но на этот раз все было не так. Аким и приехал самолично, и долго говорил о том, чем женщины - бизнес-лидеры могут помочь городу. Например, оказать поддержку многодетным матерям — но не «рыбой», а «удочкой», то есть показать пример успешного бизнеса.

Бакытжан Сагинтаев
ФОТО: Роман Егоров
Бакытжан Сагинтаев

- Многие многодетные матери хотят работать, - констатировал аким. - И мы запустили программу «Іскер ана» в рамках «Бакытты отбасы» - более тысячи матерей получили поддержку. В каждом районе есть активные женщины, которые занимаются бизнесом и хотят помочь другим. Идет конкуренция, переходящая в конфронтацию, между лидерами. Они могут и на улицу вывести их. Такого рода направления должны возглавлять настоящие бизнесвумен, такие, как вы. Нужно не бояться их, нужно культуру привести туда, разговаривать с ними, вкладывать деньги, патронировать. Они будут стремиться быть такими же, как вы, тоже сидеть в этом зале. А сейчас кричат — где пособия, где АСП?

Как хороший пример инициативы со стороны женщины-лидера Бакытжан Сагинтаев привел предложение главы Халык банка Умут Шаяхметовой выдать алматинцам беспроцентные кредиты на газификацию домов. Затем аким назвал ещё несколько возможных точек приложения усилий, в том числе организацию производства в индустриальных зонах: акимат вернул под свое крыло 60 гектаров заброшенных площадей и предоставляет там места для малого бизнеса на льготных условиях.

- Мы жадные до идей! - заявил Сагинтаев. - Если что-то хорошее принесете, мы готовы поддержать, нам не хватает хороших идей. Поэтому я принял приглашение, пришел к вам, рассказал вам всё, чтобы мы что-то вместе сделали. Дайте знать — я потом не отстану.

Участницы форума, среди которых были руководители банков и крупных компаний, топ-менеджеры институтов развития, предприниматели и селебрити, хором ответили: «Ловим вас на слове!»

«Женский сберегательный банк»

Выступавшая вслед за акимом Лаззат Рамазанова, председатель Совета деловых женщин НПП РК «Атамекен», заверила, что для 1725 женщин — членов совета, из которых большая часть - многодетные матери, миссию и составляет — стать примером, показать горизонт развития для женщин. Среди предпринимателей Алматы 43% - женщины, и такой же процент женщин среди руководителей всех 174 тыс. субъектов МСБ в Казахстане, сообщила спикер.

Лаззат Рамазанова
ФОТО: Роман Егоров
Лаззат Рамазанова

По словам Рамазановой, сервисной поддержкой со стороны «Атамекена» обеспечены 19796 женщин, бизнес-школу прошли 12,4 тыс., информподдержку получили 38,6 тыс., в рамках «Бастау-Бизнес» обучились 30 511 женщин.

Болевая точка женского предпринимательства — легкая промышленность, 90% занятых там — женщины. Но в Казахстане легпром занимает доли процента в общем объеме обрабатывающей промышленности, и правительство, по мнению спикера, не всегда видит смысл в поддержке таких предприятий. В то же время при поддержке Всемирного банка несколько десятков предприятий получили лицензии и сертификаты, позволяющие стать поставщиком транснациональных корпораций, а не только «кормиться» гособоронзаказом.

- В 2016 году, когда я работал премьер-министром, мы собрали разные ассоциации, и у всех был вопрос - дайте доступ к гособоронзаказу. Я говорил — вы так никогда на рынок не выйдете. Сейчас алматинские компании должны показать пример, должны стать лучшими, знаменитыми, - вступил в разговор Сагинтаев. - У нас 2 млн официального населения, 3 млн с агломерацией — представляете, какой рынок? И все хотят одеваться. Вот куда можно поставлять. Необходимо улучшать качество продукции. Мы готовы развивать легкую промышленность. Это колоссальное количество рабочих мест. Мы готовы поддержать, покроем расходы, только творите, от вас требуется только ваши руки, ваши желания!

Заверив собравшихся в своей поддержке, аким встал. «Можно, я уже пойду?» - как-то нерешительно спросил он и прошел через зал под громкие аплодисменты участниц.

Ляззат Ибрагимова
ФОТО: Роман Егоров
Ляззат Ибрагимова

Взявшие слово главы банков - Ляззат Ибрагимова из Жилстройсбербанка и Умут Шаяхметова из Халыка — единогласно заявили, что женщины — это более дисциплинированные и ответственные заемщицы, которые всегда могут рассчитывать на теплый прием в банках.

- Женщины-заемщицы лучше возвращают займы, и многие наши продукты направлены на них, - объяснила Ибрагимова. - Мы единственный банк, который активно кредитует женщин предпенсионного возраста. С прошлого года запустили программу «Бакытты отбасы» для многодетных, неполных семей и семей с детьми-инвалидами. Фактически это наш женский банк, где мы заботимся о всех.

Умут Шаяхметова
ФОТО: Роман Егоров
Умут Шаяхметова

- Я сегодня узнала, как на самом деле расшифровывается «ЖССБ» - это женский сберегательный банк, - пошутила Умут Шаяхметова, выслушав свою визави, и привела доказательства в пользу женщин-заемщиц: - Уровень NPL (кредиты с просрочкой более 90 дней — F) у женщин — 3,9%, у мужчин — 4,9%. Однако женщины берут меньшие суммы и в менее рисковых сферах, чем мужчины.

Обе руководительницы банков в своих выступлениях несколько раз подчеркнули роль образования для бизнесвумен.

- Женщинам сложнее получить знания, они заняты домом, бытом, детьми, поэтому все программы, которые здесь озвучены, оправданы и востребованы, - отметила Шаяхметова.

В ответ Асель Караулова, президент Казахстанского пресс-клуба и глава Совета деловых женщин Алматы, сообщила, что уже есть планы провести мероприятие с обсуждением доступа женщин к образованию.

Мода как новая нефть

Проблемы легкой промышленности плавно перетекли во вторую сессию форума, которая называлась «Fashion-индустрия как драйвер креативной экономики». Тему под под руководством модератора Инны Апенко (основатель бренда детской одежды Mimioriki) обсуждали Ольга Ким (бренд украшений Brosh), Жанель Бертаева (интернет-магазин одежды казахстанских дизайнеров Lenazh), Айнур Турисбек (бренд Ainur Turisbek), Куралай Нуркадилова (модный дом Kuralai) и Асель Адиль (аксессуары Adili).

Участницы сессии
ФОТО: Роман Егоров
Участницы сессии

Для начала дизайнеры печально констатировали, что Казахстан занимает 84 место по креативности, хотя все данные для развития креативной экономики у него есть, особенно в Алматы, которая, по их словам, «не про нефть и газ». Так, Куралай Нуркадилова считает, что «Казахстан полон талантов, среди нас почти каждый второй креативно и интеллектуально хорошо развит», но проблема — в отсутствии поддержки государства и связей с производителями.

- Наш интеллектуальный труд, наши разработки иногда продавались на китайскую фабрику как образец и потом производились. Если бы правительство задумалось о том, что наша молодежь могла бы под его эгидой творить, а рядом Китай, который может производить - почему нет? - сказала она.

Айнур Турисбек поддержала коллегу, отвечая на вопрос, может ли fashion приносить деньги:

- Один в поле не воин. Творчество может приносить прибыль лишь в коллаборации. Мода — это огромный ресурс для экономики, это рабочие места, это легкая промышленность, это туризм — смотрите, сколько людей приезжают в Милан и Париж. Потому что там есть креатив, которого они не боятся. Если вы пришли в моду, нужно не бояться что-то создать.

По мнению Асель Адиль, и сами дизайнеры должны не только «креативить», но и иметь базовые знания в экономике: уметь просчитать себестоимость продукции, найти помещение в аренду, организовать систему продаж.

- Когда дело доходит до того, чтобы произвести коллекцию, уже не до вдохновения. И в наших университетах должны понимать, что какая бы ты ни была креативная личность, надо переключаться с правого на левое полушарие, от творчества к аналитике, чтобы зарабатывать, - назвала вещи своими именами Куралай Нуркадилова.

А ещё к процессу должно подключиться государство, дополнила Жанель Бертаева, причем государство не должно превалировать — нужно поддерживать, но не контролировать процесс.

- Жанель номинировала нас на участие в Лондонской неделе моды, мы полгода готовились, прошли все этапы, но нам отказали, потому что государство нас не поддерживает, - подкрепила мысль Бертаевой Айнур Турисбек примером из опыта.

Такая же история произошла с проектом «Казбренд», напомнила Инна Апенко: программу защитили в парламенте, презентовали елбасы, но Минфин ее «зарубил» - за «невесомый» вклад в ВВП.

- С точки зрения инвестиционной модели мы им не интересны, - вздохнула она.

Но нельзя измерять вклад креативной сферы в процентах ВВП, считают участницы дискуссии. Например, Корея, поддерживая k-pop и телесериалы, вывела страну на международный рынок.

- Через моду мы можем говорить о нашей стране и внести вклад в экономику, можем продвигать имидж страны, мы могли бы «упаковывать» «страновые смыслы» в бренд и транслировать их миру, - наперебой предлагали участницы, а черту повела Айнур Турисбек: - Мы даем идентификацию, даем душу!

Каждая из участниц предлагала свой вариант развития fashion-индустрии: сотрудничество между брендами, коллаборацию с производителями, привлечение блогеров, расширение диапазона коллекций — не только элитная, но и доступная мода, проведение выставок, где могли бы встретиться дизайнеры и инвесторы, владельцы фабрик.

- Просто время пришло, - сделала вывод Жанель Бертаева. - До этого каждый занимался постановкой своего бизнеса, а сегодня созрели для развития совместного.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить