Почему казахстанки стремятся к современным стандартам красоты

За всю историю человечества облик женщины менялся. Перестали пользоваться популярностью формы и образы палеолитических венер, в тренде – "тонкие и звонкие"

Фото: Richard Avedon

Что стоит за изменениями в стандартах красоты и почему женщины активно включаются в гонку за призрачным эталоном?

«Тело женщины, ее облик изменился в силу того, что изменились условия жизни. Нас меньше века отделяет от суровой жизни. Раньше, чтобы выжить, нужна была крепкая физическая форма: низкая, коренастая, с хорошо развитой мышечной массой – гипертрофический тип телосложения. Но в современном мире мы практически никуда не прикладываем наши физические силы. И в связи с облегчением образа жизни, с улучшением условий питания, в связи с тем, что одежда становится легче, функциональнее, постепенно меняются и физические данные женщины», – рассказывает косметолог центра эстетической медицины «Дарус» Асель Баяндарова.

Социологи сходятся во мнении, что мода на «тонкую и звонкую» внешность появилась именно тогда, когда продукты перестали быть дефицитом, внушительные габариты – признаком богатства и детородности, а худоба – свидетельством болезни. Мода на внешность стала продуктом глобальной индустриализации.

«За последние 100 лет женщина приобрела свободу выбора, свободу самостоятельно определять свою судьбу, повысился статус женщины. Она вышла из приватной сферы в публичную, приняла на себя разные роли и связанные с ними обязательства: профессиональные, семейные, общественные, государственные, – перечисляет Назым Шеденова, доктор социологических наук, директор Центра гендерного образования КазНУ им. Аль-Фараби.Но вместе с тем у общества возросли требования к женщине. Она должна быть успешна в карьере, заниматься домашними делами, воспитанием детей, сохранением домашнего очага, быть интересной личностью. И при этом быть красивой!»

И если во всех сферах жизнедеятельности общества женщина – субьект, то в вопросах стандартов красоты женщина становится объектом. «Наше общество очень подвержено коллективным представлениям и стандартам. И происходит это без особого внутреннего сопротивления. Эти искусственные стандарты заставляют женщину включаться в гонку за красотой, тратить все больше средств на соответствие этим стандартам и поддержание этой красоты, которую от нее требует общество. Все потому, что гармоничное телосложение женщин, данное от природы, не соответствует стандартам индустрии красоты», – рассуждает эксперт, добавляя, что «за такими явлениями всегда стоит экономика».

Здесь уместно вспомнить известную книгу американской писательницы Наоми Вульф «Миф о красоте: как образы красоты используются против женщин», согласно которой женщину, как бы успешна она ни была, сковывают стандарты красоты. «Если коротко, то миф о красоте утверждает, что качество, которое называется «красота», существует объективно и универсально. Женщины должны желать ее воплощать. А если женщина ему не соответствует, то она как минимум испытывает неудовлетворение или же предпринимает активные попытки привести себя в соответствие. Стандарты красоты, которые сегодня выставляет общество женщине, – это новый инструмент скрытой дискриминации», – отмечает директор Центра гендерного образования КазНУ им. Аль-Фараби.

Интересно, что требования со стороны общества постоянно меняются. «Достаточно вспомнить 80–90 годы ХХ века, когда во внешности женщины преобладали принципы too much – это большая грудь, большие губы, пышные прически, нарощенные огромные ногти, – отмечает Асель Баяндарова. – В XXI веке у каждого региона есть свои стандарты красоты. Например, на Западе постепенно идет возврат к естественности, к стремлению подчеркнуть свою индивидуальность. Пусть на лице будут морщинки, но зато это естественно.

Стандарты красоты, которые сегодня выставляет общество женщине, – это новый инструмент скрытой дискриминации.

Окрас волос также приближен к естественному цвету. А в моду вошли минимализм и простота. В связи с этим в косметологии вмешательства становятся более тонкими и дифференцированными, используются малоинвазивные методы коррекции. Тем временем в Юго-Восточной Азии основной тренд – европеизация внешности и кукольная красота с налетом инфантильности».

У Казахстана в этом вопросе есть свои особенности. Наши женщины как бы на перепутье: с одной стороны, мы не стремимся тотально подражать кукольным веяниям Юго-Восточной Азии, а с другой стороны, такая косметологическая процедура, как европеизация век и скул, – одна из самых популярных. И несмотря на то что для титульной нации характерны совершенно определенные монголоидные черты, которые в глазах всего мира делают наших женщин уникальными, запоминающимися, индивидуальными, для наших женщин эти же самые черты не являются эталонными.

Однако эксперты призывают к плюрализму мнений. «Постиндустриальное общество отличает отступление от универсальности к многообразию форм. Конечно, когда норма становится множественной, тогда человеку самому приходится принимать решение, кем ему быть и как выглядеть. Это требует от человека, от женщины в частности, осознания своей уникальности», – отмечает социолог Назым Шеденова.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
17205 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
12 июля родились
Тимур Исатаев
член совета директоров АО "ForteBank"
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить