Как уроженка Казахстана покоряет американский кинорынок

16388

Когда в 1995 году алматинка Дана Зияшева прошла отбор в программу молодых профессионалов и первой среди граждан независимого Казахстана попала на службу в ЮНЕСКО, то вряд ли предполагала, что спустя двадцать с лишним лет судьба приведёт её за режиссерский пульт в центр мировой киноиндустрии

К моменту отъезда из родного города в активе у недавней выпускницы журфака КазНУ им. аль-Фараби уже был опыт участия в телевизионных проектах на одном из отечественных телеканалов и на популярной в середине 1990-х студии «Икс Б». Со сферой СМИ и информационных технологий оказалась связана и работа в системе ООН.

- Начиная карьеру в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО, я хотела по максимуму показать, на что способны девушки из Казахстана. Мы с коллегами приложили огромные усилия, чтобы поддержать развитие информационных ресурсов для этнических казахов из Монголии и Китая: строили радиостанции и телецентры, выполняли коммуникационные проекты, включая компьютерную сеть HeritageNet, обеспечивали учебниками и литературой на родном языке, проводили конференции и тренинги для журналистов и даже помогали запустить в Монголии национальный общественный канал, вещающий на казахском, - рассказала Дана Зияшева.

Ограниченный бюрократическими рамками регламент серьёзной международной организации и жизнь в режиме жесткого цейтнота, которую диктовало участие в глобальных проектах, не смогли заставить девушку отказаться от реализации собственных творческих планов.

На протяжении 12 лет Зияшева работала над романом о французском пареньке, который из рыцаря плаща и кинжала превратился в наёмника, уличенного в канибализме в джунглях Мьянмы.

- Вслед за героем книги я побывала в Боснии, в Мьянме, добралась даже до Коморского архипелага, где согласно сюжету мой герой сверг президента. Роман «Шок» вышел во Франции в 2016 году, а в 2017 его изъяли из продажи: слишком противоречивой оказалась история для французской публики. В 2011 году во время службы в Никарагуа я заболела лихорадкой Денге, и время, проведенное на больничном, использовала для написания сценария фильма «Ангел Дракон», который получил один из призов XV Шанхайского кинофестиваля, - поделилась собеседница.

В 2015 году на экраны вышел первый полнометражный фильм Зияшевой «Защитники жизни» (Defenders of Life), рассказывающий о судьбе трёх поколений женщин нгабе, одного из племен Коста-Рики. Коммуникационные проекты, над которыми казахстанка работала по долгу службы в ЮНЕСКО, проживание в племени и общение с местными жителями сами собой сложились в философскую притчу о 12-летней Эсмеральде. Ни один режиссёр в Центральной Америке не решался снимать фильм на английском, испанском и языке племени нгабе, в труднодоступной резервации, жители которой, мягко говоря, весьма настороженно относились к чужакам. Зияшева взялась за режиссуру сама: «Мы работали вчетвером: оператор из Бразилии, звукорежиссёр-кубинец, директор фильма и по совместительству мой муж Игорь Дарбо и я. Работу осложняло отсутствие чётко расписанного сценария - большинство населения нгабе неграмотны и просто-напросто не смогли бы прочитать текст. Я привозила актёров на площадку по бездорожью на своем джипе, сама подбирала костюмы и организовала массовку из 70 человек».

Над съёмками «Защитников жизни» Зияшева работала без отрыва от основной деятельности на посту советника по информации и коммуникациям ЮНЕСКО в Центральной Америке.

- Однажды, попав в аварию, я очень расстроилась, но, оказавшись на больничном, оценила ситуацию, воспряла духом и полностью посвятила себя фильму. В монтажной работала с воротником Шанца на шее, - с улыбкой вспоминает Дана.

Результат вознаградил затраченные усилия: «Защитники жизни» попали в программу 22 международных кинофестивалей и получили 10 наград, включая приз за лучший иностранный фильм на Burbank Film Festival и New York Viva Latina. Рассказанная языком кино трагическая история девочки из племени нгабе не оставила равнодушными членов правительства Коста-Рики, и в стране был принят закон, запрещающий ранние браки и гражданские союзы с детьми.

Успех фильма помог нашей соотечественнице сделать решительный шаг и круто изменить жизнь. В 2015 году, отслужив в системе ООН 20 лет, поработав в 80 странах, она оставила стабильную карьеру и взяла курс на Лос-Анджелес - Мекку мирового кинематографа. Дана и её супруг Игорь Дарбо основали кинокомпанию «Popcorn&Friendsо». Таким образом, кинематограф оказался важной составляющей жизни семейства: старший сын Даны и Игоря Арман с восьми лет снимался в детских программах на телевидении Китая, где в тот период работала мама, а после того как семья переехала в США, сыграл главную роль в картине «А после я уйду» (And then I go).

Сегодня Зияшева - первый независимый режиссёр из Казахстана, работающий в Голливуде. Как правило, объясняет собеседница, наши соотечественники в центре американской киноиндустрии работают по типичным схемам. Кто-то, подобно одному из самых известных в мире кинематографа уроженцев Казахстана Тимуру Бекмамбетову, получает приглашение от крупной голливудской студии для работы над фильмом-блокбастером - это режиссер-звезда с оговоренным контрактом большим окладом.

Второй тип казахстанских режиссёров - студенты киноакадемии, снимающие бюджетные фильмы по студенческим разрешениям и вынужденные укладываться в очень скромный бюджет.

- Один из таких режиссёров делал очень хорошие и недорогие съёмки с помощью дрона, но я не могла использовать отснятый им материал у себя, потому что, во-первых, у него не было лицензии пилота дрона, а во-вторых, съёмки велись на любительскую, а не на профессиональную камеру, - объясняет Зияшева.

Особую категорию представляют состоятельные казахстанцы, для которых съёмка собственного кино в Голливуде – дело престижа, и совсем неважно, что этот фильм никогда не дойдёт до широкой публики.

- Я иду путём независимого американского режиссёра: нахожу здесь дистрибьюторов и деньги, получаю все необходимые разрешения, снимаю по голливудским правилам и голливудским расценкам, потому что хочу пробиться на американский рынок. Такой путь предполагает жёсткую борьбу за место под солнцем. Даже если вы готовы начать работу в американской киноиндустрии с самых низов, у вас должны быть, как минимум, безупречный английский, американские водительские права, разрешение на работу, а также готовность годами работать до седьмого пота, прежде чем реализовать первый творческий проект. На такое решаются немногие коренные американцы, не говоря о приезжих, - рассказала режиссёр.

Сценарий своего второго фильма Greatland Зияшева написала уже в Лос-Анджелесе в рекордно короткие сроки, буквально за месяц – хорошую службу сослужили знания, почерпнутые на курсах сценаристов. К съёмкам семейная команда готовилась целый год. Это долгий срок, если говорить о необходимости оплачивать работу задействованных в производстве фильма людей, и очень мало, когда речь идёт о поиске денег на реализацию проекта. Создатели фильма задались целью построить целую вселенную со своей эстетикой, правилами и специальными эффектами, и воплощение такой задумки потребовало серьёзных затрат. Опытные продюсеры оценивали проект не менее чем в $10 млн и предлагали перенести съёмки в те штаты, где был шанс получить льготы. Команда проекта, взвесив все за и против, решила не покидать Лос-Анджелес и уложилась в 18 съемочных дней и в $1 млн. Оптимизировать финансирование удалось, наняв опытного лайн-продюсера, следуя установленной шкале расценок и жёсткому расписанию, а также взяв на себя такие моменты, как скаутинг и кастинг. Привыкшая к менеджменту крупномасштабных проектов ООН, Зияшева установила железную дисциплину в съёмочной группе из 50 человек.

- Я тщательно репетировала с актёрами, мы обсуждали сценарий и каждую роль в деталях. В итоге во время съёмок они просто жили в своих образах и мы снимали очень быстро. Мы прекрасно сработались с известным актёром Эриком Робертсом, исполнившим одну из главных ролей, – поделилась воспоминаниями Дана. — Он великолепный профессионал и очень милый человек. В один из съёмочных дней на площадке одновременно работали звёзды, дети, животные, каскадёры и специалисты по визуальным эффектам. А вот с парикмахером, обладателем «Оскара», пришлось расстаться в середине съёмочного процесса: пожилому человеку было трудно справляться с таким большим объёмом работ.

В настоящее время Дана Зияшева с коллегами заканчивает монтаж Greatland и работает над визуальными эффектами; чтобы воплотить всё задуманное, требуется ещё $15 тыс. - совсем немного по голливудским меркам. В настоящее время команда запускает краудфандинговую кампанию на ресурсе для поддержки фильмов Seedandspark.com, где поддержать проект (а потом увидеть своё имя в титрах) могут все желающие помочь с финансированием. Выход фильма в прокат намечен на середину 2019 года. Режиссёр хотела бы получить поддержку от казахстанских коллег в плане продвижения фильма и защиты его от пиратов на русскоязычном рынке.

- Фильм «And then I go», в котором сыграл мой сын, украли и перевели на русский язык, из-за чего он не мог быть продан ни в Россию, ни на другие русскоязычные рынки. Конечно, это сильно ударило по карману всех, кто работал над фильмом, в том числе и по нашему, - объясняет Зияшева.

В её долгосрочных планах сериал о мамлюках, снятый по технологии успешных британских исторических проектов. Исторические сериалы, признаётся Дана, один из любимых её жанров, и воплотить в одном из таких проектов историю кочевников - давняя мечта и новый вызов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить