Как работодателям мотивировать сотрудников из поколения Y

22713

Проблема «отцов и детей» сейчас в полный рост встала перед руководителями и владельцами компаний из поколения X, которым нужно наладить взаимоотношения с сотрудниками из поколения Y. О том, как это можно сделать, Forbes.kz рассказала специалист по вопросам формирования корпоративной культуры Светлана Познякова, которая до недавнего времени в течение 7 лет выстраивала внутренние коммуникации в kaspi bank

Фото: Гана Дронова
Светлана Познякова.

В субботу, 25 октября, в Алматы прошла конференция «Игровые подходы в бизнесе». Почему серьезные дяди и тети начали играть в игры? Причиной тому стали молодые наемные работники из поколения Y, которых никак не могут понять и принять работодатели из поколения X.

Иксы могут – игреки хотят

Сама теория поколений была сформулирована в 1991. «Папами» теории стали ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус. Они не поленились и исследовали поведенческие особенности homo sapiens от времен Колумба до наших дней. Ученые выяснили, что людей, рожденных в определенный 20-летний период, объединяют одни и те же ценности и что они возвращаются на круги своя через каждые 4 поколения, то есть у прадеда и правнука похожие взгляды на жизнь. Ценности формируются примерно до 14 лет, и личность придерживается их на протяжении всей своей жизни. Поэтому дети не «взрослеют» и не становятся такими же, как отцы.

Теорию поколений можно подвергать сомнению. Но, по глубокому убеждению Светланы Позняковой, руководителям и владельцам бизнесов из поколения X обязательно надо держать в голове то, что люди, которые сейчас приходят на работу, здорово отличаются от своих начальников.

– Без опыта работы молодежь приходит в розницу, в call-центры, в редакции журналов. Первое, что они заявляют: «Я хочу высокую зарплату, я хочу свободный график работы», то есть начинают с «я хочу».

Когда мы (а я типичный представитель поколения Х) приходили устраиваться, то начинали с того, что я могу предложить. Поэтому «иксы» испытывают возмущение: «Ничего себе! Я вкалывал всю жизнь, выживал в 90-е, а это дите хочет всё готовенькое». Даже в семьях ревность: родители впахивали, а солнышко лежит на диване, и на него сваливается «мечтовая» работа, на которой ему интересно, на которой он – заметьте! – готов работать больше положенных 8 часов, потому что там прикольно, он получает удовольствие! – рассказала, чем отличаются ценности двух поколений, Светлана.

Если для «иксов» вся жизнь – борьба, то «игреки» не понимают, зачем бороться: ведь можно жить без напряга.

– Для «иксов» мотивация – деньги и статус: «Я буду много, упорно работать, я буду ответственным, я буду суперпрофессионалом и в силу этого  поднимусь по карьерной лестнице, стану больше зарабатывать». «Игрекам» не нужен статус, для них деньги не самоцель, а возможность, к примеру, в любой момент сорваться с друзьями в Берлин на фестиваль. Их нужно эмоционально вовлекать. Это очень хорошо понимают компании в России и особенно на Западе. Вот какими объявлениями привлекают к себе на работу «новобранцев» в московском «Макдональдсе»: «Неделя работы – два билета на поезд до Питера: будет с кем оттянуться».

Поколение Х – дети с ключами на шее

Откуда же у «игреков» такое ощущение жизни? Оно родом из детства. Им не было так трудно, как «иксам», они не стояли в жутких очередях за курицей по «рупьшесят», не рыскали в 90-е в поисках оплачиваемой работы, им давалось всё с легкостью.

– Поколение Х – это поколение детей с ключами на шее: ты сам ходишь в школу, сам разогреваешь котлету, сам делаешь уроки, сам убираешь, сам гуляешь, сам идешь в кружки. У нас какие были каникулы? Либо лагерь, либо к бабушке в деревню, в лучшем случае с родителями в Сочи. «Игреки» уже в детстве побывали как минимум в Турции, Египте, Арабских Эмиратах, – отметила Светлана Познякова.

«Иксы» переписывались со школьниками из дружественных государств и, если очень везло, могли встретить в «Артеке» ребенка из Африки. «Игреки» выросли в эпоху цифровых технологий и соцсетей. У них френды в десятках стран. Они сами уже успели поучиться в Чехии или Сингапуре. То есть у них более широкая картина мира. А с учетом того, что на их глазах каждый день совершаются новые потрясающие открытия, для них в мире вообще нет ничего невозможного.

Как сократить количество инфарктов у 40-летних?

Но на кой, извините, ляд работодатель, который платит зарплату, должен подстраиваться под своих молодых сотрудников?

– Вот это наш, «иксовый» поход: «Мне платят деньги, я должен отработать». «Игреки» по-другому думают: «Я сюда не за деньгами и карьерой пришел. Я пришел сюда, чтобы попробовать себя, понять, нравится мне эта деятельность или нет (у «иксов» дело, как обычно, выбиралось один раз и на всю жизнь). Поэтому «иксы» как более опытные и мудрые люди должны это осознавать и подстраиваться. «Игреки» этого делать не будут в силу своего мировосприятия, – назвала одну из причин Светлана.

Еще одна причина: «игреки» родились во время «демографической ямы», эти ребята в дефиците, вскоре работодатели будут за ними в очередь выстраиваться.

– У «иксов» так: «Дом – работа – дом – работа – выходные – отоспаться – постираться – нагладить - наготовить. Вот и год закончился». «Игрек» итоги года подводит так: «Я был в Новой Зеландии, я летал на параплане, я научился водить машину, я выучил французский язык, я сменил два места работы». «Иксам» надо учиться этому у «игреков», чтобы понимать, что жизнь есть и за пределами офиса. Тогда, глядишь, и инфарктов в 40 лет станет меньше, – привела еще один довод собеседник Forbes.kz.

Выиграй, играя!

Как же «иксам» взаимодействовать с «игреками»? Играючи! По своему опыту Светлана знает, что геймификация как инструмент мотивации отлично походит к характеру поколения Y.

– В одной компании, где была поколенческая проблема, мы попробовали создать собственную реальность: нарисовали с «игреками» волшебную карту - что происходит с клиентом, когда он попадает в мир этой компании (по сути, это карта бизнес-процессов). «Игреки» включились в игру, у них глаза загорелись. Кроме того, для них важно ощущение внутреннего комфорта на рабочем месте, важно воспринимать компанию как семью, где они развиваются, получают опыт, общаются с клёвыми людьми, где они испытывают счастье, где о них заботятся. К тому же они сами подготовили и провели отличную конференцию с гуру интернет-маркетинга. Это был успех, а успех окрыляет. В результате выросли продажи, были заключены крупные контракты, – привела пример удачной игры Светлана, которую в этой компании называют «наш Сказочник».

Для тех же работодателей из поколения Х, кто и на порог не хочет пускать «игреков» и не собирается под них подстраиваться, Светлана составила несколько «вредных советов».

1. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. Вводите жесткую дисциплину. Если опоздал на 6 секунд – штрафуйте сразу, если нарушил дресс-код – отправляйте переодеваться немедленно.

– Если же вы на самом деле хотите, чтобы игреки приходили вовремя, не надо прыгать по лампочкам, когда они опаздывают. Придумайте соревнование, чтобы ему было прикольно приходить первым. Сделайте кресла королей, которые могут занимать только те, кто приходит первым. И «отстойные» места, куда садятся опоздавшие, – дала невредный совет Познякова.

2. Будет сидеть! Я сказал. Используйте абсолютно авторитарный стиль управления. Доводите до сведения игреков информацию в суровой форме: «Ты должен к такому-то времени вот это сделать». Ни в коем разе не обсуждайте с ними, зачем это надо, что в результате этого получит компания и сам игрек.

3. Морковкино заговенье. Прямо на собеседовании начинайте с таких разглагольствований: «Лет этак через пять, если ты будешь хорошо работать, соблюдать дисциплину и не будешь обсуждать приказы начальства, сможешь подняться на первую ступеньку карьерной лестницы. Возможно, еще лет через пять поднимаешься на вторую». Чем более отдаленной будет перспектива получения бенефитов - тем больше шансов, что «игреки» у вас работать не будут. Ведь им нужно всё здесь и сейчас. Принципу «Вотпрямщас!» они свято следуют.

4. Длиннее, Склифосовский! Проводите собрания, во время которых делайте коротенькие доклады минут на сорок. Не вздумайте иллюстрировать эти доклады веселыми картинками и инфографикой. Если пишете корпоративные письма, не забывайте, что это должны быть плохо читаемые, набранные мелким шрифтом «кирпичи».

5. Штирлиц без связи. Никакой обратной связи. Пусть «игрек» живет, как разведчик в тылу врага без радистки Кэт. Дайте ему сегодня задание на отдаленный срок и выйдете с ним на связь только в тот день, когда работа должна быть готова. «Вы в назначенный день придете на работу. Но не факт, что придет «игрек», – подвела итоги специалист по вопросам формирования корпоративной культуры.

...Кстати, на конференции по игровым подходам в бизнесе один из работодателей-«иксов» предложил свой способ борьбы с «игреками»: «Мы им будет нанимать в подчинение поколение Z». Эти ребята появились (и еще будут появляться) на свет с 2000 по 2020. Они как рыбы в воде чувствуют себя в виртуальном мире, и неизвестно, как будут вести себя в реальном мире. Вот они-то и дадут «игрекам» прокашляться!

Рисунки Владимира Сикорского.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить