Как продавать одежду designed in Kazakhstan

10903

Что нужно сделать, чтобы одежду казахстанских модельеров стали покупать за границей? Об этом Forbes.kz поговорил с учредителем и генеральным директором Mercedes-Benz Fashion Week Almaty и основателем Kazakhstan Fashion Institute Жанель Бертаевой

Фото: Андрей Лунин
Жанель Бертаева.

– Жанель, Mercedes-Benz Fashion Week в Алматы была организована для того, чтобы казахстанские дизайнеры стали узнаваемы за рубежом, чтобы их коллекции начали покупать. Но кто хочет, тот выходит на глобальный рынок и без этого, например Камила Курбани, Аяжан Жаксыбай. Или вы считаете, что этого недостаточно?

– Конечно, недостаточно. Они где-то точечно показывают свои коллекции, однако о них не пишет мировая пресса. А если казахстанских дизайнеров представлять с нашими международными партнерами (компанией Mercedes-Benz), приглашать сюда международную прессу, это гарантия того, что о них напишут в глобальных СМИ. Это не значит, что через несколько месяцев наши дизайнеры станут мегапопулярными. Для этого нужно работать и работать, нужно потратить два-три года на то, чтобы создать у людей представление, что в Центрально-Азиатском регионе много талантливых модельеров. 

Фото: Илья Алешковский
Mercedes-Benz Fashion Week в Алматы: байер Лилия Рах (слева) с гостьей вечера на фоне пресс-стены Esentai Apartments.

– Что еще планируете делать, чтобы этот образ закрепился в умах и стал «локомотивом» продаж?

– Мы будем проводить в Казахстане показы, приглашать международных гостей и дизайнеров, чтобы повысить статус наших мероприятий. Также будем возить наших дизайнеров за границу на показы, на выставки. Это традиционный способ продемонстрировать себя на международном рынке, ничего нового – но в Казахстане до нас и эти способы не использовали.

– Могут ли наши дизайнеры удивить мир чем-то абсолютно новым?

– Мода циклична, к сожалению, уже нельзя придумать ничего сверхнового, но можно по-своему интерпретировать то, что было. Если раньше акцент делался на европейских дизайнерах, то сейчас мир моды следит за азиатскими странами – Корея, Япония демонстрируют миру удивительных новых модельеров. Я уверена, что в нашей стране тоже появится звезда, имя которой прогремит на весь мир.

– Стоит ли интерпретировать национальные казахские мотивы в одежде или нужно ретранслировать какие-то глобальные тренды? 

– Стилем Рика Оуэнса, когда на тебе балахоны, черные тряпки, никого не удивишь. Надо привносить что-то свое. Помните, несколько лет назад во всем мире был популярен узбекский принт, его использовали в своей одежде даже первые леди разных стран. То же самое и с казахским принтом. Он непривычен для европейского глаза, для них это неизбитая тема. С казахским орнаментом своеобразно работает Аяжан Жаксыбай: у нее нет переизбытка национального, но культурный код очень четко прочитывается. Однако не всем дизайнерам стоит работать с национальными мотивами: в этом нет никакого смысла. Главное, чтобы у бренда была своя ДНК, чтобы бренд был узнаваем и здесь и там.

– У кого из наших модельеров вы видите самый большой потенциал для выхода «вовне»?

– У Аяжан Жаксыбай, о которой я уже говорила, у Леонида Жеребцова, у молодого бренда The Rolly Polly. Эти молодые дизайнеры хороши тем, что у них четко прослеживается стиль, они понимают, чего хотят, осознают, что в дальнейшем им нужно будет продаваться.

– Государство может сыграть какую-то роль в продвижении наших модельеров на международном рынке?

– Неделю моды в Лондоне открывает мэр города, администрация столицы Великобритании спонсирует это мероприятие от начала до конца. Если бы так же поступали наши власти, было бы здорово. Да, сейчас акимат Алматы помогает нам с рекламой, но этого недостаточно. В будущем, надеюсь, такие вопросы будут решаться на уровне правительства. Я также надеюсь, что у нас возродят легкую промышленность, достроят фабрики на юге Казахстана. Тогда бы наши модельеры могли закупать ткани внутри страны. Сейчас они вынуждены приобретать ткани и фурнитуру за рубежом, а это очень дорого.

– Объясните такую особенность: почему одежду наших модельеров начинают покупать в Казахстане только после того, как о бренде заговорят за границей? 

– Это не только наша особенность, так происходит по всему миру: как только кто-то со стороны начинает интересоваться локальным брендом, местные начинают говорить: «О, нам тоже надо попробовать». Да и нашим дизайнерам надо повышать свой уровень, постоянно менять коллекции, а не продавать одно и то же несколько сезонов подряд. Нужно выставлять адекватные цены, изучать рынок, налаживать связи с байерами, регулярно ездить на выставки, а не только тогда, когда есть настроение. Раз ты вкладываешь деньги в свои коллекции, раз хочешь на них заработать, тебе нельзя расслабляться.

– Как можно будет определить: теперь казахстанскую моду знают в мире, мы достигли своей цели?

– Когда за коллекциями наших дизайнеров захотят приезжать байеры из Парижа, Лондона и Нью-Йорка, когда их захотят продавать в таких магазинах, как Saks Fifth Avenue, тогда мы поймем, что работали не зря. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить