Как маме четверых детей стать успешным бизнесменом

Управляющий партнер холдинга APM group Дана Орманбаева любит быть эффективной: в бизнес-вопросах, планировании личного времени и решении сложных задач

Фото: Руслан Тагаев
Дана Орманбаева.

Дана Орманбаева – публицист, член Союза журналистов РК, управляющий партнер холдинга APM group, основатель event-группы DANAPARTNERS. В разное время сотрудничала с газетами «Ленинская смена», «Индустриальная Караганда», «Вечерний Алматы», телеканалом «Казахстан-1», «31 каналом», МТРК «МИР», «Хабар», студией «Азия Дауысы». Работала PR-директором проекта SuperStar.KZ-1.

Автор книг «Откровения счастливого менеджера», «Инструкции эффективного менеджера». Организатор тренингового центра для родителей детей с особыми потребностями HOPE. Мама четверых детей.

В интервью Forbes Woman она рассказала, как из абсолютно творческого человека превратилась в руководителя – жесткого в решениях и мягкого в коммуникациях.

F: Вы уже шесть лет управляете таким неженским бизнесом. Можно ли вообще, на ваш взгляд, делить бизнес на женский и мужской?

– Пол никогда не был критерием выбора для меня, но я часто повторяю фразу: «Мир мужской». Иногда я прошу мужа договориться о чем-либо, так как мужчины умеют решать некоторые вопросы просто и быстро. Но одновременно я чувствую себя счастливой от того, что практически все переговоры компании и для меня лично сейчас стали эффективными. Достигаю я этого с помощью образования и развития, даже если это трехчасовой тренинг, который может принести мне пользу, я заставляю себя пойти на него – скорость обработки информации сегодня – главный залог эффективной работы. Я обожаю и свой род деятельности, и позицию, я стараюсь результативно тратить свое время с точки зрения денег, личного пространства и коммуникаций.

F: Какие перемены произошли в вас за время работы в APM group?

– У меня был комплекс – пока я работала в творческой сфере, мне всегда нужен был партнер, плечо, на которое можно опереться. Когда я входила в эту большую компанию управляющим, было страшно – казалось, ведь это абсолютно мужской бизнес! Но я решила, что надо преодолеть этот фактор страха. И, мне кажется, все получилось! Сейчас у меня есть юридические партнеры – это акционеры нашей компании, но за все проекты, которые мы реализуем, ответственность несу практически я одна. Мне это очень нравится.

Появилось бесстрашие – из абсолютно творческого человека я превратилась в делового, причем сделала это не в 25 лет, а значительно позднее – и сейчас я крепко стою на ногах. Я не побоялась познать новое и стала экспертом в ранее незнакомой для меня сфере.

Конечно, понадобилось время, чтобы разобраться в специфике. Зато сегодня для меня новинки светового, звукового и видеооборудования столь же привлекательны, как драгоценные камни. И когда мы выставляем концертные площадки, комплектуем гигантскую сцену, откуда звучит саунд мировой звезды, – это настоящий афродизиак для меня.

Еще я поняла, что нет ни одного вопроса на земле, который невозможно решить, пока ты жив. И договориться можно обо всем, поэтому я не боюсь ни с кем вступать в переговоры. Мне часто задают вопрос – какой я руководитель?

Наверное, в решениях – жесткий, а в коммуникациях – мягкий. Проявляется это и в отношениях с коллегами. Например, я категорически против системы штрафов – это не может быть мотивацией! У персонала есть возможность получать премиальные по итогам успешно реализованных проектов, а их отсутствие – и есть наказание. Но каждый сотрудник знает – он может рассчитывать на наши изначальные договоренности по финансовым ожиданиям, это позволяет ощущать социальную защищенность.

F: Оставаясь вовлеченным руководителем, который в курсе всех операционных процессов, легко ли делегируете ответственность? Или последнее слово в принятии решения все же остается за вами?

– Полученное 11 лет назад образование MBA окончательно утвердило меня в мысли: хорош тот руководитель, который умеет делегировать дела, осуществляет мониторинг и контроль. Я – такой руководитель. Мне нравится, когда все процессы дифференцированы и ты поручаешь какую-либо задачу линейному менеджеру. Иногда в нашей работе мы избегаем линейных менеджеров, работая сразу с исполнителями. То есть, с одной стороны, у нас управление централизовано, а с другой – каждая служба исполняет определенные функции. В такой структуре приятно работать.

Конечно, бывает, что влияет эмоциональный фактор и руководители ревниво воспринимают, когда результат достигается и без их непосредственного вмешательства. Когда у меня возникла такая ситуация с нашими акционерами, то все прояснилось после разговора, где я четко обозначила – мне дали власть и полномочия принимать решения, поэтому стихийные попытки внедриться в операционные процессы не дают понимания всей картины. Сотрудники, конечно, допускают ошибки, но мне как руководителю главное знать и вовремя принять конструктивное решение, чтобы выполнить все взятые на себя обязательства. А уже потом разбираться – в чем причина и какой фактор мог оказать влияние.

У нас в компании явная командная работа. И я уделяю очень большое внимание правильному подбору человеческих ресурсов. Сегодняшний коллектив  – настоящая шкатулка с изумрудами, где каждый человек выверен, а к линейным менеджерам уже относишься как к партнерам – потому что они разделяют с тобой ту самую глобальную ответственность. Также фактор моего неформального лидерства позволяет сотрудникам советоваться и не бояться. И им нужно не столько услышать мое «да», сколько моя вера в их действие, а иногда и мое участие. Надо признать, не было случая, чтобы мое вмешательство в производственные процессы было бессмысленным. В то же время, если в какой-то момент главный инженер скажет, что должно быть так, а не иначе, - я с ним соглашусь. Лучше него никто не  знает!

F: Важна ли для вас известность? Чтобы не приходилось объяснять, кто вы и почему нужно доверить свой проект именно вашей компании?

– Мне по-прежнему приходится периодически проводить самопрезентацию, но уже не так часто. Имя стало работать на меня. Правда, потом я строго себя спрашиваю: «Дана, тебе нравишься ты сама или то, что это решает много задач?». Я посчитала – у меня уходит 20 минут на то, чтобы емко, ярко и лаконично презентовать нашу команду и услуги. И люди верят, подписывают после встречи договор и начинаются равноправные отношения. Я вообще за то, чтобы в бизнесе не было антагонизма. Лучше быть на одной стороне с клиентом, а на другой будет реализация проекта. Большая часть нашей работы – интеллектуальная составляющая, которую сложно измерить в деньгах. Как, например, оценить стоимость работы режиссера? Только он сам может озвучить, сколько стоит его участие в проекте, его время и квалификация. При этом люди готовы тратить на нас деньги, так как видят результат в уникальном контенте, необычных декорациях и профессиональном подходе в целом. Я всегда повторяю – вы можете не говорить, как именно нужно что-либо сделать, мы реализуем поставленную перед нами задачу мастерски. Я за партнерские отношения и с другими игроками на рынке. Иногда совместная работа может привести обе компании к выигрышному результату.

F: Вам могут возразить, что говорить о совместных проектах можно, если компания уже сделала себе имя и входит в число лидеров рынка event-индустрии. Для молодых и небольших компаний важен каждый проект и каждое упоминание их названия...

– Не нужно бояться такого партнерства, если ты делаешь свою работу хорошо и пока не собираешься почивать на лаврах. И это применимо к самым разным сферам бизнеса. Бренды сегодня крайне нелояльны друг к другу, но, на мой взгляд, лояльность – один из залогов длительного нахождения на плаву. Может, мой подход несколько опережает рыночную реальность, но я считаю, что не у всех есть амбиция быть первыми, но у всех есть амбиция заработать деньги, и в этом можно быть полезными друг другу. Да, наш холдинг APM group – лидер на рынке event-менеджмента. Мы выстроили шесть лет назад модель, которая показала себя и во время кризиса, – на рынке нет другой компании, которая обладает стопроцентно своими ресурсами, – лидерство в этом. При этом я с бесконечным уважением отношусь к нашему конкуренту – компании с 20-летней историей и безупречной репутацией, которая может освоить четыре стадионных концерта одновременно. И если наш клиент вдруг решит перейти к ним, то я даже не буду удерживать – уверена, что деньги будут потрачены эффективно.

F: Заказать организацию ивента у вашей компании престижно, но дорого. Повлиял ли на вашу ценовую политику кризис?

– Люди всегда хотели хлеба и зрелищ. И можно сказать, что тем, кто выбрал эту отрасль и делает свою работу хорошо, повезло. Многие отмечают, что во время кризиса стали реже приглашать российских и зарубежных артистов, сократилось количество мероприятий. Но экономика таких компаний не строится на привозе артистов. Это далеко не основная составляющая наших доходов. Поэтому можно сказать, что кризис нас не тронул. Преимущество нашей группы компаний не только в материально-техническом ресурсе, но и в уникальной контентной составляющей: мы записываем мюзиклы, делаем декорации, креативим каждый раз новые «фишки». Относимся качественно к каждому нюансу – от пригласительного до последней клавиши, которую нажимает музыкант. Это более утомительная, можно сказать, ювелирная работа, но именно такое отношение к делу и держит компанию на плаву. «Всегда говори «да» – я когда-то услышала девиз в добром, поучительном фильме и решила, что всегда так и буду поступать.

F: Вышла ваша вторая книга «Инструкции эффективного менеджера, или Как стать хозяйкой своей жизни». Об эффективности – персонала, решений – много говорят в последнее время. Что вкладываете вы в это понятие?

– Я действительно часто использую это слово. Для меня это точное определение отношения деятельности за единицу времени. И выполнение обязательств в любом деле. И я всегда за то, чтобы быть максимально эффективным в любой социальной роли – менеджера, родителя, партнера, исполнителя. И я умею распределять свое время эффективно – эта самоорганизация позволяет сохранять баланс между бизнесом и другими аспектами – семьей, дружбой или общением с близкими.

F: Есть четкая граница между временем для работы и решения бизнес-вопросов и личной жизнью?

– Иногда я отключаю звук на телефоне и не выхожу на связь в рабочее время. Но чаще бизнес-дела смешиваются с личными вопросами: я могу встать в 7 утра и написать материал, который обещала, а мой маленький сын в это время будет терпеливо ждать завтрак. Или между встречами я заберу дочь из школы. Мне нравится внедренный мной ритуал: дорогу домой по аль-Фараби с напряженным трафиком я использую для решения всех незаконченных вопросов, а потом захожу домой и выключаю звук на телефоне. К этому же призвала и всю семью – быть деловой все время просто невозможно! Мне нравится перевоплощаться: приходишь домой - и ты уже мама. С гордостью могу констатировать, что я очень хорошая мама и друг всем нашим детям.

F: Издание книг для вас – коммерческий проект?

– Это вообще не бизнес, но и не каприз – мои книги на сто процентов благотворительный проект. Первую книгу – «Откровения счастливого менеджера» – я решила выпустить к юбилею – мне показалось это возможностью сделать что-то свое, не зависящее от издателей журналов, куда я писала статьи и колонки. Книга получилась автобиографичная, в ней много личного, мыслей и эмоций. Вторая книга вышла летом – «Инструкции эффективного менеджера», она получилась более академичной, впрочем, рассчитана не только на менеджеров, а на широкий круг читателей. Продаются книги достаточно хорошо, а все средства от продажи аккумулировались и на них я открыла тренинговый центр HOPE для родителей детей с ограниченными возможностями. Как-то мамы – участницы тренингов – спросили меня: «Дана, зачем мы вам нужны?». Наверное, было бы хуже, если бы не спросили. Я честно призналась, что высвободилось время, накопились опыт и знания, которыми захотелось поделиться. И никакой другой цели я не преследую.

Вообще производство книги в том качестве, как я хочу, – с хорошей бумагой, услугами художника, высокопрофессионального корректора – обходится даже дороже, чем деньги, которые получаешь от продаж. Но зато это решает сразу несколько социальных и нравственных задач – я реализую свой журналистский опыт в роли новатора для молодых людей и получаю средства на деятельность с родителями особенных детей. Мне близка именно такая благотворительность – не просто отдать деньги, а проводить системную работу в каком-либо направлении.

F: Какие у вас дальнейшие бизнес-планы?

– В этом году намечен серьезный апгрейд продакшн-студии, поэтому бизнес будет по-прежнему занимать важное место в моей жизни. Если говорить о личностном развитии, то я бы хотела обновить академические знания по программе DBA и, возможно, стать государственным человеком. И не просто чиновником, а, например, советником или консультантом национальных проектов – человеком общественности. Весь опыт, что собирается в больших масштабах, мог бы быть применим на уровне города или даже страны. И в этом проявляются мой патриотизм, материнство и, конечно, знание дела.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
13348 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
21 сентября родились
Мухамеджан Турдахунов
член совета директоров АО «ССГПО»
Сатыбалды Сазанов
независимый директор АО «Банк Китая в Казахстане»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить