Как казахстанским стартаперам завоевать зарубежного инвестора
Почему многие стартапы разоряются на пике популярности? Легко ли найти в Силиконовой долине инвестора для своего проекта? Какие ошибки совершают начинающие предприниматели? На эти и многие другие вопросы отвечает эксперт Алёна Островски из Калифорнии
Продолжение. Начало см. здесь.
Продажи «робота с казахской душой» стартуют в Сан-Франциско
От $79 начинается цена на Robo Wunderkind, изобретенного командой во главе ... →
Слишком много и чрезвычайно быстро
F: Алёна, в первой части интервью мы говорили об успешных стартапах. А что вы можете рассказать о тех, кто высоко взлетел, но больно упал?
- Самый знаменитый провал, ставший печальным символом обвала 2000-х - это компания Pets.com по продаже в интернете еды, игрушек и вообще всего, что нужно домашним животным. Она просуществовала меньше двух лет. Маркетинговая кампания у них была необычайно эффектной: реклама в самом лакомом сегменте на ТВ, во время «Супербола» - трансляции главной игры сезона американского футбола. Многие до сих пор помнят симпатичную куклу из рекламы: собачку, сделанную из носка. Pets.com даже участвовала в параде на День благодарения в Нью-Йорке. Словом, их знали все.
Они получили $300 млн инвестиций - слишком много и чрезвычайно быстро. Потом вышли на IPO – тоже слишком быстро. Увы, выяснилось, что у них не было ни предварительного маркетингового исследования, ни работающего бизнес-плана. При общих расходах на рекламу в $11,8 млн прибыль составила всего $600 тыс.: оказалось, что очень дорого посылать по почте тяжелые мешки с наполнителем для кошачьего туалета и банки с кормом. Всплыли и прочие «милые» неожиданности.
Инвесторы отвернулись, стоимость акций упала с 11 долларов до 19 центов за штуку, работников уволили, компания закрылась. Но вот собачке из носка повезло: её купила за $125 тыс. компания, которая занимается финансированием автомобилей в кредит, для иллюстрации к слогану: «Каждый человек заслуживает второй шанс!».
F: Словом, слишком быстрый рост – это далеко не всегда благо?
- Именно. Ещё могу привести в пример Webvan.com – компанию по доставке продуктов. Она закрылась через полтора года после старта. Причины похожи: росла слишком быстро, за год распространилась на территории 8 городов, торжественно объявила, что инвестирует $1 млрд в создание сети продовольственных складов. Вышла на IPO, оценивалась в $1,2 млрд. Но инвесторы скоро увидели полную несостоятельность бизнес-модели, и акции компании упали совсем трагически: с 30 долларов до 6 центов за штуку!
Как реанимировать инновационный кластер Казахстана
Один из первых стипендиатов программы «Болашак» Санжар Кеттебеков создал в ... →
Предложение, от которого не стоило отказываться
F: Но есть «неудачники», просуществовавшие достаточно долго.
- Например, Geocities. Это была первая компания, которая предоставляла веб-хостинг, многие строили на их платформе свои первые сайты. Начинали блестяще: 19 млн юзеров, третий по посещаемости сайт в 1999. Затем их купила Yahoo, и это, видимо, было роковой ошибкой: Yahoo не сделала ничего, чтобы противостоять конкуренции со стороны Facebook, MySpace и Blogspot, а шансы были. Конец Geocities наступил в 2010.
А основатель Friendster Джонатан Абрамс, наоборот, совершил роковую ошибку, отказавшись от предложения Google купить его компанию за $30 млн. Friendster была первой в мире социальной сетью, ещё до Facebook. Абрамс получил в 2002 $48,5 млн инвестиций, запатентовал идею, стремительно набрал 3 млн пользователей. А потом посыпались технические трудности, которые не удавалось оперативно исправлять: сайт зависал, исчезал. Пользователи разочаровались и сбежали на Facebook. Однако компания до сих пор существует как часть азиатской платформы MOL GLOBAL, посвящённой играм и развлечениям.
Как казахстанский бизнесмен решил Россию и Китай накормить
Предприниматель Темиржан Жалгасбаев нашёл способ поднять с колен аграрный с... →
Не готовился? Садись, «два»!
F: По официальным данным, треть всех венчурных капиталовложений, которые делаются в США, инвестируются в Долине. Насколько тяжело здесь найти инвесторов и получить их деньги?
- Это тяжело просто чрезвычайно. Планка поднята высоко: огромная конкуренция, необыкновенная концентрация талантов и идей на душу населения. По словам Наташи Френч, основателя и руководителя консультационного стартапа для помощи иностранным предпринимателям в Силиконовой долине Engagepoint, многие начинающие предприниматели-иностранцы приезжают абсолютно неподготовленными: они не знают своих конкурентов, не в курсе, как сделать профессиональный анализ рынка, как провести элементарную инвестиционную презентацию, не могут четко изложить бизнес-модель. У них нет команды, технологий. Бывает, что они не понимают саму суть бизнеса венчурного капитала. А это - не филантропия. Инвесторы прежде всего хотят сделать деньги для себя, получить, по меньшей мере, пятикратную прибыль. Многие стартаперы не подготовлены, чтобы получать финансирование, поэтому деньги им и не дают. А часто дело не доходит даже до приглашения на интервью, рассказывает Наташа.
F: Местным калифорницам проще найти своего бизнес-покровителя?
- Даже местным соискателям, знакомым со всеми тонкостями культуры Долины, приходится нелегко. Ведь каждому хочется получить в качестве инвесторов венчурных капиталистов из самых лучших фирм. Если им повезёт и их пригласят на интервью к тем же 16z или Sequoia Capital и им подобным, то вероятность получения финансирования составляет где-то между 1 случаем на 100 и 1 на 300. И ещё одна неприятная деталь: этого финансирования приходится ждать 6 месяцев и больше: инвесторы должны присмотреться, убедиться, что риски сведены к минимуму.
Поэтому перед атакой на крупные топ-фирмы можно попробовать другие пути. Например, обратиться к так называемым «инвесторам-ангелам», вкладывающим относительно небольшие суммы, но более трепетно относящимся к молодым талантам.
Казахстанского «Стива Джобса» поддержали Фонд «Даму» и Сбербанк
Сам 23-летний Адилет Киясов считает, что ему еще далеко до знаменитого амер... →
С миру по нитке
F: А ещё в последнее время популярность набирают различные бизнес-акселераторы и инкубаторы.
- Да. Самый известный и престижный из них - Y Combinator. Два раза в год он проводит конкурс, по результатам которого побеждает примерно 3% участников. Там сразу, без томительных ожиданий, как у больших венчурных фирм, выдается $200 тыс., в обмен на 7% акций будущей компании. Три месяца там будут давать ценные советы, тренировать, знакомить со «сливками» Долины (например, каждый вторник – ужин с местными звёздами), всячески шлифовать и «переупаковывать» с тем, чтобы начинающая компания точно понравилась инвесторам. Такой инкубатор по высиживанию талантов, учебный лагерь, в своё время прошли ныне успешные Dropbox, Airbnb, Reddit и ещё около 1 тыс. компаний.
Наконец, всё большее распространение получает краудфандинг (от англ. сrowd — «толпа», funding — «финансирование» - коллективное сотрудничество доноров, которые добровольно объединяют свои деньги, как правило, через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. – F). Платформа Kickstarter, доступная только в десятке стран, насчитывает внушительное количество историй успеха, когда «болельщики» собирали за отпущенный месяц $1 млн и больше. Через краудфандинг, например, получила инвестирование компания по производству очков виртуальной реальности Oculus Rift, которая впоследствии была куплена Facebook.
Как начать производство уникального продукта без помощи инвесторов
Корреспондент Forbes Kazakhstan Анелия Жаналинова встретилась в Сан-Францис... →
И последние станут первыми
F: Алёна, вы назвали бы Силиконовую долину новым Клондайком, который непременно озолотит каждого приехавшего сюда трудолюбивого человека?
- Добиться успеха и создать определённую базу для жизни здесь может каждый, кто готов работать, кто способен адаптироваться и играть по местным законам. Всем всё равно, откуда ты, кто твой папа, в какой ты ходил университет. Покажи, что ты можешь сделать сейчас, что ты за человек, насколько ты можешь честно работать, как сумеешь функционировать в команде с людьми самых разных культур.
Насчет «озолотиться» - это во многом вопрос случая. Конечно, приятнее всего, если ты стал богатым, построив звёздный стартап. Прекрасно, если тебе повезло быть в числе первых работников Facebook или Google: ты стал мультимиллионером «за просто так». Но вот, скажем, Брэт Тэйлор пришёл в Google как сотрудник за номером 1500 и изобрёл Google Maps. Для этого ему не нужно было создавать свою компанию, но необычайно привлекательное финансовое вознаграждение он получил - настолько востребованным оказалось его изобретение. А Джастин Розенштейн был сотрудником Facebook номер 250. К нему пришел финансовый успех, когда он возглавил очередной хакатон и изобрел кнопку «лайк». То есть шансы «озолотиться» тоже всегда есть!
Окончание следует.