Как казахстанским стартаперам завоевать зарубежного инвестора

11356

Почему многие стартапы разоряются на пике популярности? Легко ли найти в Силиконовой долине инвестора для своего проекта? Какие ошибки совершают начинающие предприниматели? На эти и многие другие вопросы отвечает эксперт Алёна Островски из Калифорнии

Фото: Андрей Лунин
Алёна Островски.

Продолжение. Начало см. здесь.

Слишком много и чрезвычайно быстро

FАлёна, в первой части интервью мы говорили об успешных стартапах. А что вы можете рассказать о тех, кто высоко взлетел, но больно упал?

- Самый знаменитый провал, ставший печальным символом обвала 2000-х - это компания Pets.com по продаже в интернете еды, игрушек и вообще всего, что нужно домашним животным. Она просуществовала меньше двух лет. Маркетинговая кампания у них была необычайно эффектной: реклама в самом лакомом сегменте на ТВ, во время «Супербола» - трансляции главной игры сезона американского футбола. Многие до сих пор помнят симпатичную куклу из рекламы: собачку, сделанную из носка. Pets.com даже участвовала в параде на День благодарения в Нью-Йорке. Словом, их знали все.

Они получили $300 млн инвестиций - слишком много и чрезвычайно быстро. Потом вышли на IPO – тоже слишком быстро. Увы, выяснилось, что у них не было ни предварительного маркетингового исследования, ни работающего бизнес-плана. При общих расходах на рекламу в $11,8 млн прибыль составила всего $600 тыс.: оказалось, что очень дорого посылать по почте тяжелые мешки с наполнителем для кошачьего туалета и банки с кормом. Всплыли и прочие «милые» неожиданности.

Инвесторы отвернулись, стоимость акций упала с 11 долларов до 19 центов за штуку, работников уволили, компания закрылась. Но вот собачке из носка повезло: её купила за $125 тыс. компания, которая занимается финансированием автомобилей в кредит, для иллюстрации к слогану: «Каждый человек заслуживает второй шанс!».

FСловом, слишком быстрый рост – это далеко не всегда благо?

- Именно. Ещё могу привести в пример Webvan.com – компанию по доставке продуктов. Она закрылась через полтора года после старта. Причины похожи: росла слишком быстро, за год распространилась на территории 8 городов, торжественно объявила, что инвестирует $1 млрд в создание сети продовольственных складов. Вышла на IPO, оценивалась в $1,2 млрд. Но инвесторы скоро увидели полную несостоятельность бизнес-модели, и акции компании упали совсем трагически: с 30 долларов до 6 центов за штуку!

Предложение, от которого не стоило отказываться

FНо есть «неудачники», просуществовавшие достаточно долго.

- Например, Geocities. Это была первая компания, которая предоставляла веб-хостинг, многие строили на их платформе свои первые сайты. Начинали блестяще: 19 млн юзеров, третий по посещаемости сайт в 1999. Затем их купила Yahoo, и это, видимо, было роковой ошибкой: Yahoo не сделала ничего, чтобы противостоять конкуренции со стороны Facebook, MySpace и Blogspot, а шансы были. Конец Geocities наступил в 2010.

А основатель Friendster Джонатан Абрамс, наоборот, совершил роковую ошибку, отказавшись от предложения Google купить его компанию за $30 млн. Friendster была первой в мире социальной сетью, ещё до Facebook. Абрамс получил в 2002 $48,5 млн инвестиций, запатентовал идею, стремительно набрал 3 млн пользователей. А потом посыпались технические трудности, которые не удавалось оперативно исправлять: сайт зависал, исчезал. Пользователи разочаровались и сбежали на Facebook. Однако компания до сих пор существует как часть азиатской платформы MOL GLOBAL, посвящённой играм и развлечениям.

Не готовился? Садись, «два»!

FПо официальным данным, треть всех венчурных капиталовложений, которые делаются в США, инвестируются в Долине. Насколько тяжело здесь найти инвесторов и получить их деньги?

- Это тяжело просто чрезвычайно. Планка поднята высоко: огромная конкуренция, необыкновенная концентрация талантов и идей на душу населения. По словам Наташи Френч, основателя и руководителя консультационного стартапа для помощи иностранным предпринимателям в Силиконовой долине Engagepoint, многие начинающие предприниматели-иностранцы приезжают абсолютно неподготовленными: они не знают своих конкурентов, не в курсе, как сделать профессиональный анализ рынка, как провести элементарную инвестиционную презентацию, не могут четко изложить бизнес-модель. У них нет команды, технологий. Бывает, что они не понимают саму суть бизнеса венчурного капитала. А это - не филантропия. Инвесторы прежде всего хотят сделать деньги для себя, получить, по меньшей мере, пятикратную прибыль. Многие стартаперы не подготовлены, чтобы получать финансирование, поэтому деньги им и не дают. А часто дело не доходит даже до приглашения на интервью, рассказывает Наташа.

FМестным калифорницам проще найти своего бизнес-покровителя?

- Даже местным соискателям, знакомым со всеми тонкостями культуры Долины, приходится нелегко. Ведь каждому хочется получить в качестве инвесторов венчурных капиталистов из самых лучших фирм. Если им повезёт и их пригласят на интервью к тем же 16z или Sequoia Capital и им подобным, то вероятность получения финансирования составляет где-то между 1 случаем на 100 и 1 на 300. И ещё одна неприятная деталь: этого финансирования приходится ждать 6 месяцев и больше: инвесторы должны присмотреться, убедиться, что риски сведены к минимуму.

Поэтому перед атакой на крупные топ-фирмы можно попробовать другие пути. Например, обратиться к так называемым «инвесторам-ангелам», вкладывающим относительно небольшие суммы, но более трепетно относящимся к молодым талантам.

С миру по нитке

FА ещё в последнее время популярность набирают различные бизнес-акселераторы и инкубаторы.

- Да. Самый известный и престижный из них - Y Combinator. Два раза в год он проводит конкурс, по результатам которого побеждает примерно 3% участников. Там сразу, без томительных ожиданий, как у больших венчурных фирм, выдается $200 тыс., в обмен на 7% акций будущей компании. Три месяца там будут давать ценные советы, тренировать, знакомить со «сливками» Долины (например, каждый вторник – ужин с местными звёздами), всячески шлифовать и «переупаковывать» с тем, чтобы начинающая компания точно понравилась инвесторам. Такой инкубатор по высиживанию талантов, учебный лагерь, в своё время прошли ныне успешные Dropbox, Airbnb, Reddit и ещё около 1 тыс. компаний.

Наконец, всё большее распространение получает краудфандинг (от англ. сrowd — «толпа», funding — «финансирование» - коллективное сотрудничество доноров, которые добровольно объединяют свои деньги, как правило, через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.F). Платформа Kickstarter, доступная только в десятке стран, насчитывает внушительное количество историй успеха, когда «болельщики» собирали за отпущенный месяц $1 млн и больше. Через краудфандинг, например, получила инвестирование компания по производству очков виртуальной реальности Oculus Rift, которая впоследствии была куплена Facebook.

И последние станут первыми

FАлёна, вы назвали бы Силиконовую долину новым Клондайком, который непременно озолотит каждого приехавшего сюда трудолюбивого человека?

- Добиться успеха и создать определённую базу для жизни здесь может каждый, кто готов работать, кто способен адаптироваться и играть по местным законам. Всем всё равно, откуда ты, кто твой папа, в какой ты ходил университет. Покажи, что ты можешь сделать сейчас, что ты за человек, насколько ты можешь честно работать, как сумеешь функционировать в команде с людьми самых разных культур.

Насчет «озолотиться» - это во многом вопрос случая. Конечно, приятнее всего, если ты стал богатым, построив звёздный стартап. Прекрасно, если тебе повезло быть в числе первых работников Facebook или Google: ты стал мультимиллионером «за просто так». Но вот, скажем, Брэт Тэйлор пришёл в Google как сотрудник за номером 1500 и изобрёл Google Maps. Для этого ему не нужно было создавать свою компанию, но необычайно привлекательное финансовое вознаграждение он получил - настолько востребованным оказалось его изобретение. А Джастин Розенштейн был сотрудником Facebook номер 250. К нему пришел финансовый успех, когда он возглавил очередной хакатон и изобрел кнопку «лайк». То есть шансы «озолотиться» тоже всегда есть!

Окончание следует.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить