К последнему рубежу

13542

Космос остался непокоренным, но это может измениться. Низифа Бактыбаева рассказала ForbesWoman о том, как надо стремится к звездам

Фото: Андрей Лунин

С самого раннего детства любимый вопрос Назифы Бактыбаевой был: «Вот мы люди, у нас планета маленькая, мы сидим тут, а галактика, она же бесконечна. Как это так?» В мае этого года она заняла призовое место на международном конкурсе I-SWEEEP-2012 в Хьюстоне, представив там макет автоматизированной станции для освоения Венеры, который она же и разрабатывала в течение последних двух лет.

Бабушка и Гагарин

Покорением космоса студентка увлеклась неспроста – ее бабушка была большой поклонницей первого космонавта в истории и литературы по теме. В домашней библиотеке почетное место занимали книги из серии «Жизнь замечательных людей», среди которых были и книги о Юрии Гагарине и Сергее Королеве. Гордость Назифы – издание 1970 года про космонавтов, в котором есть автографы всех, кто уже выходил на орбиту к тому времени. Все это плюс рассказы бабушки о том времени, когда все хотели побывать в космосе, о том, как народ радовался первому человеку вне Земли, привили ей интерес к полетам. Однако она решила не ограничивать себя одними рассказами.

Помимо этого у нее были и другие занятия: танцы, плавание и художественная школа. Тогда она уделяла им гораздо больше времени, чем учебе в школе. «Я особо даже не училась, – говорит она. – На курсах декоративно-прикладного искусства нас учили быть открытыми и изобретать новое». На таких занятиях дети не просто рисуют картины, они могут добавлять в них разные механизмы. Например, в виде часов, хотя на самом деле это часть от велосипеда. Или с помощью стекла создавать иллюзию, будто девушка на полотне стоит с бокалом вина, когда на самом деле бокал это специально подобранное стекло.

Тестируем мозг

С 7-го класса Назифа Бактыбаева училась в павлодарском Казахско-турецком лицее (КТЛ), где и случился переломный момент в ее жизни – тест на склад ума. Результаты теста выявили, что физика это ее стихия. В общеобразовательных школах физика вводится с 6-го класса, а в КТЛ – с 8-го, но ее определили в группу «олимпиадников», а они ходили в школу по выходным, чтобы заниматься отдельно. Физику ребята проходили по турецкой программе и на английском языке. «Я очень рада, что прошла тот тест. Для некоторых результаты оказались ошибочными, но я, как пошла на физику, так там и осталась», – вспоминает Назифа.

Фото: Андрей Лунин

В 10-м классе она начала участвовать в олимпиадах по физике. Из трех категорий «физика», «техника», «наука о земле и космосе» она выбрала последнюю. Тогда и началась ее работа над проектом «Венера». Это автоматизированная станция для подготовки Венеры для жизни.

Планета покрыта углекислым газом, который можно переработать в кислород. Существует вид водорослей, который выполняет эту задачу очень быстро. Они-то и будут использоваться на станции «Венера». Сам макет состоял из… зонтика, DVD-плеера, органической пленки, обогревателя, ножек от стульев и баллончика серебряной краски. Макет был сложным, то есть он мог выполнять какие-то действия, а конкретнее, он раскрывался и фиксировался, после чего включался обогреватель и макет становился аэростатом, активность выполнялась вручную.

Изначально планировалось, что проект будет готов к VII Международным научным соревнованиям по космическим исследованиям в Назарбаев университете, но к тому времени была готова только верхушка станции. Однако Назифа все равно представила его судьям. «Это очень интересно, но продолжайте работать» – такова была оценка жюри. На самом деле макет не был готов, да и 16-летняя участница не рассчитывала тогда на победу.

В течение следующего года, в 11-м классе, работа продолжилась. Готовая автоматизированная станция по освоению Венеры была представлена на суд в апреле этого года, в том же конкурсе, но уже на Байконуре. «Я столько трудилась, только попробуйте не дать мне первое место», – думала Назифа, когда должны были назвать победителей. И она стала первой.

С детства она решила не ограничивать себя географически. Незадолго до Байконура, в начале 2012 года, она отправила заявку на участие в I-SWEEEP, это международная выставка проектов в области устойчивого развития – энергии, инженерии и окружающей среды в Хьюстоне. Выставка проводится с 2008 года под эгидой Cosmos Foundation, крупнейшей образовательной организации Техаса. Партнерами организаторов выступают научные учреждения из 57 стран (партнер из Казахстана – Международный общественный фонд KATEV) и 43 штатов США.

В феврале Назифе пришел ответ от организаторов на заявку – она прошла отбор. То есть во время победы на Байконуре в апреле она уже знала, что в мае поедет в Америку. В этом году в I-SWEEEP приняли участие около 500 студентов и школьников из 68 стран.

Космический маркетинг

В первый день в Хьюстоне была защита проектов студентов и школьников. Организаторы конкурса создали этот этап для того, чтобы заинтересовывать молодежь космосом. В Штатах множество разных развлекательных центров, регулярные публикации, сувениры и детские игрушки на каждом шагу. Нацио­нальное космическое агентство NASA пытается завлекать детей с самого раннего возраста. Для участников конкурса были организованы экскурсии по университетам Техаса и музеям, где Назифе удалось попробовать мороженое в тюбике – вариация еды, которую едят в космосе.

Американские научные олимпиады сильно отличаются от отечественных тем, что в США ты стоишь около своего стенда в течение дня, а пятеро судей подходят только к заинтересовавшим их проектам. Могут подойти 2 раза, а могут и 10.

К макету станции «Венера» подошли 8 раз. В свете большой конкуренции Назифа сильно волновалась, думая, что это слишком мало. Китайцы, например, привезли «ходячий велосипед», робот на основе велосипеда. А когда жюри назвало ее проект во время награждения, она пошла проверять, не случилось ли ошибки. Нет, ошибки не случилось, и она заняла 3-е место!

За такие успехи Техасский университет предложил ей скидку на обучение до 80% в зависимости от специальности и количества выбранных предметов. По финансовым причинам поступить в зарубежный университет ей не удалось. Стоимость обучения довольно высокая, плюс для получения студенческой визы в США необходимо иметь на банковском счету не менее $30 тыс., которых у Назифы не было. Интересно, что ни один из казахстанских университетов не делал ей предложений. Она поступала как обычный абитуриент, в порядке очереди.

Жизнь после Америки

«После того как я вернулась в Казахстан, я была в недоумении. Я приходила в себя около месяца. Просто не понимала, чем занимаются наши дети», – недоумевая, рассказывает героиня статьи. Большое количество событий за относительно небольшой период времени заставило Назифу призывать к действию друзей, и не только. Она рассказала о своем не самом обычном опыте в Америке в своей школе, пытаясь объяснить, что нельзя сидеть на месте. Ей казалось, что все движется очень медленно, что люди занимаются одним и тем же: работа – дом, работа – дом, а неутомимая жажда открытий требует от нее идти туда, где еще никто не бывал.

Сейчас Назифа – студентка первого курса Университета им. Сулеймана Демиреля, факультет вычислительной техники и программного обеспечения (ВТиПО). Она ходит на пары, делает уроки – в общем, все, что делает обычный студент, но рассказывает, что ей скучно. Она думала открыть клуб робототехники в университете, но такими вещами можно заниматься только со второго курса.

Фото: Андрей Лунин

Назифа Бактыбаева планирует продолжить участие в научных конкурсах уже с новыми проектами. Еще она хочет стать летчиком-испытателем, как Юрий Гагарин. У нее есть друзья-пилоты, которые рассказывают ей о своих полетах, о том, что они делают это не ради денег, а ради процесса. Сама Назифа через 30 лет видит себя директором «Казкосмоса» и семейным человеком, который уже успел побывать на Венере и открыл школу, в которой детей будут учить действовать, а не сидеть на месте.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить