Как стать коллекционером, имея 20 тысяч тенге

9016

Forbes Woman провёл первую в истории встречу на тему smART-инвестиций – выгодных вложений в искусство

Фото: Артём Золотарёв

Блистательные участницы, живой интерес к умному разговору, прекрасная атмосфера – встреча Forbes Woman доказала, что женский бизнес ничем не уступает мужскому, а кое в чём даже превосходит – внешности фигурантов, например.

Первое собрание «женского клуба» было решено посвятить искусству, и рассказать о современных трендах и устоявшихся принципах пришли очень компетентные спикеры: искусствовед Валерия Ибраева и галерист Гаухар Сатпаева. Они сразу же принялись разрушать стереотипы. Например, о том, что на картинах можно разбогатеть, или о том, что искусство – это всегда нечто прекрасное.

Несмотря на относительно небольшой опыт руководства галереей Artmeken, Гаухар Сатпаева очень ясно, чётко и образно представила главные особенности инвестирования в предметы искусства.

Гаухар Сатпаева
Фото:
Гаухар Сатпаева

Первое – инвестиции в искусство всегда имеют долгосрочную перспективу.

- Вы не сможете сразу же получить какие-то дивиденды, не сможете сразу же перепродать предмет, это в лучшем случае для ваших детей или внуков, - подчеркнула она.

Второе - инвестиции в искусство зависят от состояния арт-рынка в стране.

- От развитости рынка зависит, как субъекты будут между собой взаимодействовать – художники, коллекционеры, галереи и т.д. Чем неразвитее арт-рынок, тем меньше у вас будет шансов инвестировать. Если мы с вами не будем вместе работать и развивать арт-рынок, инвестиций не получится, - предупредила Гаухар.

Ещё один фактор – не существует объективных критериев оценки предметов искусства.

- Лучшее, что вы сможете сделать – это обратиться к профессионалам,- посоветовала она.

Четвёртый принцип – на стоимость предмета влияет провенанс, то есть его история, всё, что стоит за ним.

- Возможно, работа, которую вы хотите приобрести, была в руках какой-то знаменитости, это увеличивает её ценность, - уточнила Гаухар. – Или была интересная подача со стороны художника, или она побывала на известной выставке…

Выбирать коллекцию нужно сердцем, уверена Гаухар Сатпаева.

- Первую работу, которую соосновательница галереи Artmeken Гульмира Пазилова приобрела в свою коллекцию, она увидела на выставке, полгода о ней думала, не могла её забыть, а когда наконец приобрела картину, она сказала: «Мне кажется, я стала лучше», - рассказала Гаухар.  

Лучшие коллекции, подвела итог Сатпаева, создаются людьми, которые не ориентируются на цены, тенденции или чужое мнение, а опираются на свои знания и свои личные ощущения.

Валерия Ибраева
 
Валерия Ибраева

 - Почему-то все крупные казахстанские коллекционеры – мужчины: Нурлан Смагулов, Ричард Спунер, Сержан Жумашов, - заметила спикер встречи Валерия Ибраева. – Но поскольку мы соревнуемся с мужчинами в бизнесе, давайте посоревнуемся в любви к прекрасному.

Правда, Валерия Валентиновна тут же оговорилась: «за прекрасным идите к визажисту».

- Потому что искусство – это не прекрасное. Искусство – это идея, мысль, форма, это вещь, которая несёт определенную энергию. Коллекционирование – это не просто украшение дома, это то, что придаст вашей жизни часть смысла, придаст вашей жизни интерес, наконец это способ общения, - объяснила Валерия Ибраева и посоветовала в первую очередь понять себя: - Чего вы хотите?

Кто-то, как экономист Берлин Иришев, ищет работы, которые связывают Казахстан с внешним миром, «а искусство – один из самых прочных мостов», отметила спикер встречи. (Иришев на днях представил в музее имени Кастеева своё приобретение – портрет музы Кристиана Диора и Ива Сен-Лорана Аллы Ильчун – женщины с казахскими корнями; автор – Леон Цейтлин.) Кто-то получает удовольствие от созерцания картин ушедшей эпохи, например голландских натюрмортов XVII века, в которых отразилась аскетичная протестантская идеология, или фламандских картин, на которые повлияла роскошь католицизма. А кто-то просто хочет сделать свой дом красивее.

- В любом случае ваша жизнь изменится: вы будете ходить в музеи, ездить на выставки, изучать эпоху, в которую создавались работы, которые вам по душе, - считает искусствовед.

Обрисовав общую картину, Валерия Ибраева дала и практические советы: как выбрать модный нынче видео- или фотоарт, каков должен быть тираж гравюры, как убедиться в подлинности картины.

- Фотография, которая признана экспертизой произведением искусства, стоит очень дорого, - привела она пример. – Существуют специальные машины, которые печатают фотографии на особой бумаге XVII века, на металле и т.д. – материал печати обязательно входит в замысел художника.

Даже в подделках есть свой «кайф», огорошила собравшихся искусствовед.

- Можно собирать даже «арбатский» примитив - он скоро уйдёт, - добавила она, имея в виду гривастых лошадей и белые горные вершины на картинах, продающихся на алматинской улице Жибек Жолы. – Мы собираем не для того, чтобы разбогатеть, а для интереса к жизни. А собирать коллекцию – это самое интересное занятие в жизни.

Право ответить на предсказуемый вопрос, с какой суммы можно начинать коллекцию, Валерия Ибраева передала Гаухар Сатпаевой.

-  Можно начать даже с постера. Если вы не готовы сейчас брать работу автора, то демократичный выбор – это постер с оригинальной картины, - сказала Гаухар. - Хотя бы для того, чтобы вы могли понять, будете собирать коллекцию или нет. Постер стоит в пределах 20-35 тысяч тенге. Вы принесёте этот постер себе домой, повесите и через какое-то время, возможно, захотите купить настоящую картину. Надо посещать выставки, знакомиться с художниками, у нас в Алматы эти события участились. Вы можете стать коллекционером буквально с 20 тысячами тенге. Главное – понять, что это вам нужно.

- Даже если вы не захотите покупать, то, что вы походили на выставки, в музеи, вас уже обогатит, - добавила Валерия Валентиновна.  

Мы же от имени Forbes.kz поинтересовались:

- Если участница сегодняшней встречи решит вложить в средства в предмет искусства, чтобы потом, пусть через много лет, получить отдачу, то работы какого автора ей лучше выбрать: казахстанского или зарубежного? Ведь у иностранцев, по общему мнению, больше шансов через сто лет стоить миллионы.

- Пятнадцать лет назад я обзванивала всех знакомых журналистов, писателей, олигархов, и просила их купить графику Саида Атабекова за $50, потому что нам не хватало денег заплатить за его визу на Венецианскую биеннале. Сейчас работы Саида Атабекова можно купить в галерее в Милане за $70 тыс.  Я ответила на ваш вопрос? – строго глянула искусствовед.

Директор Forbes Kazakhstan Людмила Тен
Фото:
Директор Forbes Kazakhstan Людмила Тен

Вдохновившихся советами бизнес-вумен порадовали розыгрышем ценных призов от бутиков Esentai Mall. Организаторы пообещали и впредь проводить подобные встречи.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить