Salta: кто и что стоит за казахстанским модным брендом с 15-летней историей

94325

Дизайнер Салтанат Баймухамедова начала создавать одежду, еще будучи студенткой

Салтанат Баймухамедова - дизайнер
Салтанат Баймухамедова - дизайнер
ФОТО: архив Салтанат Баймухамедовой

Ее первыми покупателями были друзья. Позже, в 2008 году, она основала бренд Salta. Тогда инвестиции в него составили всего 1 млн тенге, и даже по тем временам сумма была довольно скромной (около $9 тыс). Сегодня ее имя знают не только казахстанские модницы, но и зарубежные. Как изменился бренд за почти 15 лет своего существования? Что нужно сделать локальной марке, чтобы продержаться на плаву столько лет? И какой этап в целом проходит сейчас казахстанская модная индустрия? Об этом и многом другом мы побеседовали с основательницей бренда.

F: Салтанат, как обстоят дела у вашего одноименного бренда в 2022 году? Сколько бутиков представляют сейчас вашу одежду?

– На данный момент один шоурум работает в Алматы, один в Астане. В столице мы продаем одежду через дистрибьюторов. Также вполне успешно работает онлайн-магазин. Попутно ведутся переговоры о дистрибуции в Усть-Каменогорске, Шымкенте, Москве и Казани.

F: Какие изменения претерпел бренд за время своего существования?

– За 14 лет изменений было много, и они продолжаются нон-стоп. Расскажу про последние два года. Мы полностью изменили структуру сайта, сформировали сильную команду маркетинга, частично оптимизировали производство по кайдзен (одна из ключевых концепций менеджмента, в основе которой лежит непрерывное улучшение всех процессов производства. – Прим. ред.), расширили пространство шоурума. В компании также появился CEO и отдельный человек, отвечающий за финансовую часть, стали регулярными различные тренинги и обучение для сотрудников, мы вернулись на fashion week, участвовали в Visa Fashion Week, оптимизировали все бизнес-процессы. Могу сказать с уверенностью, что сейчас мы готовы выходить на другие рынки.

F:  Кто ваша целевая аудитория сегодня? Есть ли такие клиенты, которые доверяют вам с самого основания бренда?

– Могу сказать, что у нас достаточно большой пул лояльных клиентов. В основном это женщины 35+. У многих из них сформирован свой вкус, присутствует любовь к творчеству, путешествиям. Что касается характера, то это весьма гармоничная, интеллигентная, сексуальная женщина (за счет уверенности в себе), у нее нет необходимости кому-то что-то доказывать. Свободная в своих правилах, но уважающая чужие. Всегда в курсе последних трендов, но не слепо соблюдающая их. Соединяет элегантность с бунтарством. Образованная. Без пошлости, без вульгарности. Любит интеллигентный юмор.

F:  Чем бренд отличается от других казахстанских марок? Какой у него посыл? Как бы вы сами описали одежду, которую создаете?

– Если говорить в общем, то я создаю одежду, которая подчеркивает достоинства хозяйки, выводит их на первый план. Тем самым делает ее более привлекательной, интересной, успешной и заметной. Усиливает харизму. А если немного окунуться в детальное описание, то посыл у нас такой и его сформировали сами клиенты: и в пир, и в мир, одежда с пролонгированным wow-эффектом.

Уникальный и идеальный крой, что так отличает fashion-одежду от массмаркета. Это всегда эксклюзивная ткань, которую специально изготавливают по моему индивидуальному заказу. Последние коллекции выполнены из премиальных travel- и healthy-тканей.

Бренд двигается в последних мировых тенденциях, связанных и с экологической обстановкой. В этом году создано направление Planet Addict, которое собираемся реализовать в ближайшем будущем. Каждое изделие обладает своим неповторимым смыслом, практичностью и актуальностью, с акцентом на минимализм. С прошлого года мы стали уделять большое внимание типам фигур, что не часто встретишь в fashion. Одежда SLT – это инвестиции в стиль, который вы будете носить долго и сочетать с другими вещами.

F:  Какие материалы используются в пошиве? Где вы закупаете их и какова их примерная стоимость?

– Я придаю большое значение выбору тканей. Ставлю акцент на высокотехнологичных экоматериалах. Это важно для нас. Например, недавно у нас была коллекция из коллагена рыбьей чешуи, морских водорослей, крапивы. Это ткани, которые «заботятся» о здоровье нашей кожи, увлажняют ее, защищают от UV-лучей, пропускают достаточное количество воздуха. Я нахожу фабрики, изготавливающие подобные материалы, на международных выставках по всему миру. Стоимость их не дешевая, заказываем ткани в ценовом диапазоне от 5 до 25 евро за метр. Покупать материалы более высокой стоимости нам невыгодно, так как от стоимости заказа зависит стоимость таможенных расходов, плюс логистика в Казахстан. После всех расчетов выходит довольно дорого даже для высококачественной одежды.

F:  Сложно ли сейчас достать то, что необходимо?

– Сложность не в том, чтобы найти нужную ткань, а в том, чтобы договориться с фабрикой о размещении заказа нужного нам объема. Обычно крупные фабрики берут заказы с минимальным количеством метров (кг) – от 1000 и выше одного наименования, одного цвета. Для нашего производства это большой объем. И уж точно он больше того, что нам необходим. Постепенно собираемся наращивать обороты.

ФОТО: архив Салтанат Баймухамедовой

F: Сколько человек трудится в вашей команде? Какова основная статья расходов?

– У нас две компании. Одна занимается производством, другая заботится о розничной реализации. В целом на бренд SLT работают 30 сотрудников, не считая наемных фрилансеров, в которых иногда появляется необходимость. Основная статья расходов – это, конечно же, закуп расходных материалов, тканей и зарплата для сотрудников.

F:  Многие эксперты утверждают, что производить одежду в Казахстане часто нецелесообразно. А как вы думаете, насколько выгодно заниматься пошивом одежды в нашей стране? Оправдываются ли ваши вложения?

– Хороший вопрос. Конечно, оправдываются. Мало того, я уверена, что мы можем зарабатывать намного больше при правильном управлении бизнесом. Над чем мы как раз таки усиленно работаем в данное время.

F:  Занимаетесь ли вы попутно каким-то другим бизнесом? Или, возможно, только вынашиваете идеи, которые собираетесь воплотить в жизнь?

– О, я очень влюбчивая и часто загораюсь новыми идеями. Например, открыть тайный бар SLT и сделать вход в него только через какую-нибудь сплетню или запустить линию одежды для собак (смеется). Я творческая личность, во мне зреет много идей, и все они по-своему гениальные. Но конкретных шагов в сторону нового направления пока не было. Хотелось бы довести до желаемого уровня то, что уже есть.

F:  Молодые казахстанские марки сейчас часто уходят в небытие после нескольких сезонов, показывают свои коллекции и пропадают надолго или даже навсегда. Как думаете, в чем проблема таких брендов?

– Думаю, что проблема в подходе. Люди зачастую начинают строить бизнес без соответствующего образования. Некоторые и вовсе не воспринимают новое дело как бизнес, скорее – как увлечение. Новичкам везет, но только на первых порах. Рано или поздно придется выстраивать структуру компании, бизнес-процессы, менеджмент и прочее. Это сложный бизнес, каким бы привлекательным он ни казался со стороны.

F:  Какую прибыль вы получили в 2022 году? Насколько она упала или выросла за последние годы?

– Подводить итоги мы будем чуть позже, но уже сейчас показатели по прибыли на 20% превышают показатели прошлого. В 2021 году мы сработали почти в ноль.

F:  Как строятся отношения с байерами из других стран? Участвуете ли вы в международных выставках, неделях моды, чтобы повысить узнаваемость бренда?

– После нашего участия в Дубае на неделе моды мы продавались в Lafayette Galerie Dubai, House of Fraser Abu Dhabi, Style We в Америке, Not Just A Label в Европе. Опыт международных продаж у нас есть, он показал нам наши сильные и слабые стороны. Сейчас идет работа по усилению производственной части, после чего мы будем готовы выйти за пределы Казахстана на уровень оптовых продаж.

F:  Какие площадки используете для продаж? Как изменились методы продаж за последние годы?

– На данном этапе основные продажи приходятся на Instagram, официальный сайт бренда. Хороший эффект приносят коллаборации и сотрудничество с инфлюенсерами, блогерами, экспертами стиля. Многое в нашем бизнесе изменилось после пандемии, после событий этого года. Пришлось менять долгосрочные планы и ставить в приоритет краткосрочные. Важную роль стали играть скорость и гибкость.

F:  Можете ли вы сказать, что ваши изделия – это отражение вашего собственного видения моды или внутреннего мира?

– Безусловно. У меня нет необходимости скрывать и прятать мой внутренний мир. Вы видите на мне то, что рождается в результате моих мыслительных и духовных процессов. Но я, как и все современные дизайнеры, подвержена модным тенденциям и изменениям, чутко чувствую их и реагирую на изменения. И, несмотря на мою пластичность, у меня есть стержень, который определяет мой неизменный стиль. Наверное, поэтому клиенты легко считывают нашу одежду, несмотря на то что она из сезона в сезон меняется в соответствии с модными трендами.

Мой основной источник вдохновения – это ткани, фактуры. Поэтому я люблю посещать выставки и изучать все новое, что появляется в мире. Мне достаточно увидеть ткань, понять, какая она на ощупь, чтобы включить свое воображение на 100%. Также получаю вдохновение от людей, люблю наблюдать за ними, разглядывать их пластику, мимику, выражение глаз. Люблю смотреть художественные фильмы без звука, посещать художественные выставки и наблюдать за людьми, за тем, как они рассматривают картины. Не исключаю, что если бы я была художником, то рисовала бы портреты и изгибы тел. Возможно, стоит однажды начать…

ФОТО: архив Салтанат Баймухамедовой

F: Несмотря на сложную ситуацию в модной индустрии, которая несколько лет испытывает стагнацию, некоторые казахстанские бренды до сих пор «на коне». Как думаете, почему?

– Сама задаюсь этим вопросом. Кому-то сопутствует удача, кому-то помогают упорство и сильная команда, кому-то досталось много денег и таланта. А кому-то – все вместе. Но уверена: самый простой способ – это наличие свободных средств.

F:  Вопрос, который задают всем дизайнерам: что нужно предпринять, чтобы модная индустрия Казахстана вышла на международный уровень?

– Сложный вопрос для меня. Одними усилиями дизайнеров это невозможно. Нужна поддержка легкой промышленности на государственном уровне.

F:  Не думали перебраться за рубеж? Если да, то что вас останавливает?

– Раньше думала. Сейчас – нет. Хочу находиться и работать в Казахстане. Чувствую, что могу приносить пользу стране.

F:  Как-то в интервью, вспоминая свое детство, вы рассказали, что родители изначально не одобряли ваш стиль. Как они относятся к тому, что вы делаете сейчас? Что изменилось?

– Я была относительно послушным ребенком, но, как и все подростки, бунтовала, и свой протест я выражала через внешний вид, была, так сказать, несносным фриком. Естественно, мои родители были на тот момент советского типа мышления, были против проявления собственного я. Если говорить в целом, то в те времена общество повсеместно осуждало тех, кто был не как все. Это сегодня мы поддерживаем индивидуальность в своих детях, а тогда инакомыслие, даже в одежде, было недопустимо. Я представляю, как родители переживали за меня, за мою «безобразную» одежду, и очень хорошо понимаю их сейчас. Сегодня они гордятся моими успехами, им нравится мой стиль и они даже носят одежду от SLT. Думаю, что лучшее выражение признания сложно придумать.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить