EQUAL-SALARY: от теории к практике равных возможностей в «Филип Моррис Казахстан»

6004

Маркетинг-менеджер по рынкам Центральной Азии Гаухар Сулейменова и consumer experience менеджер Анна Муратова
ФОТО: © Мария Попова
Маркетинг-менеджер по рынкам Центральной Азии Гаухар Сулейменова и consumer experience менеджер Анна Муратова

Табачная индустрия в Казахстане окружена множеством различных мифов и стерео­типов. Один из них – в том, что табачный бизнес является территорией исключительно мужских профессиональных амбиций и в нем нет места женщинам. Маркетинг-менеджер по рынкам Центральной Азии Гаухар Сулейменова и consumer experience менеджер Анна Муратова своей успешной карьерой в компании «Филип Моррис Казахстан» (ФМК) опровергают это заблуждение и делятся своим опытом работы в крупной табачной корпорации.

– Как женщины приходят в табачную сферу?

Гаухар Сулейменова: Все началось сразу после окончания института. Получив диплом КИМЭП, я рассматривала все интересные вакансии в сфере маркетинга. Среди них было немало предложений от международных компаний, но именно табачная компания показалась мне наиболее перспективной.

Анна Муратова: Ранее я довольно успешно занималась организацией международных мероприятий, проведением маркетинговых исследований на стороне международной исследовательской компании и маркетингом высокотехнологичной продукции. Ничего менять не собиралась, пока моя бывшая коллега не предложила мне попробовать прийти на собеседование в ФМК. Безупречная репутация работодателя и предлагаемые широкие карьерные возможности повлияли на мое решение отправить резюме. Позже, побывав в офисе компании и пройдя все этапы интервью, включая защиту бизнес-кейса перед менеджерами, я почувствовала высокий профессионализм сотрудников и захотела оказаться в этой среде.

– Насколько открыт табачный бизнес для женской карьеры?

А. М.: В 2015 году подразделение «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) в Швейцарии впервые получило сертификат EQUAL-SALARY, подтверждающий что организация придерживается устойчивых политик и практик, гарантирующих, что они платят своим сотрудникам-мужчинам и женщинам одинаково за равный труд.

В марте 2019 года мы стали первой транснациональной компанией, получившей глобальный сертификат EQUAL-SALARY. «Филип Моррис Казахстан» данный сертификат получил в 2018 году и с тех пор ежегодно проходит сертификацию, до сих пор оставаясь единственной компанией в Казахстане с текущим статусом.

Помимо равной заработной платы фокус ФМИ направлен на количественный баланс мужчин и женщин. К примеру, на сегодняшний день доля женщин среди работников составляет 42%, среди руководителей – 37%, и есть цели в сторону увеличения этого показателя в 2022 году. В моем подразделении доля женщин на руководящих позициях больше, чем доля мужчин.

Г. С.: Здесь однозначно нет гендерной преференции. Я сама наглядный пример того, что все реально. Начинала бренд-супервайзером, занималась подбором промоперсонала, проведением для них тренингов. Сегодня я маркетинг-менеджер по рынкам Центральной Азии.

– Как относятся в ФМК к карьере сотрудников за пределами региона, в котором они изначально начинали работу?

А. М.: Много моих коллег из Казахстана работали, либо работают на STA, LTA (short & long term assignments), либо перешли на локальные контракты в других странах.

Такое перемещение может быть инициировано как руководителем сотрудника в качестве поощрения за высокие результаты работы и очередного шага для развития, так и самим сотрудником благодаря прозрачному подходу к информированию об открытых вакансиях по всему миру. Есть специальный портал, на котором публикуются доступные вакансии во всех странах, где представлен ФМИ. Это помогает мобилизовать таланты в организации и побуждает сотрудников взять на себя ответственность за свою карьеру.

ФОТО: © Мария Попова

– С точки зрения законодательства табачный бизнес живет в состоянии постоянной трансформации. Насколько это комфортно для профессионалов, находящихся внутри индустрии?

Г. С.: За прошедшие 20 лет все много раз менялось. Например, когда я только начинала, мы имели дело с более открытым законодательством в стране. Могли использовать все возможные инструменты коммуникации с потребителем, включая наружную рекламу, телевидение, радио. Постепенно законодательство ограничивало нас, приходилось быстро адаптироваться под новые реалии. Более того, «Филип Моррис Интернэшнл» в последние годы смог изменить сам способ потребления табака. Обладание инновационным продуктом стимулирует держать в фокусе максимально прогрессивный функционал: трейд-активация, электронная коммерция и digital-направление. Одним словом, если вы ищите сферу, которая вам поможет постоянно наращивать новые и новые компетенции, табачный бизнес – то, что надо.

Во многом именно этот крутой опыт дал мне возможность на пять лет уйти из табачной сферы и с нуля создать свой собственный ювелирный бренд. Я сама занималась всеми процессами: от создания дизайна до работы с производством и построения логистики. Да и сама идея небольшого казахстанского бренда пришла благодаря насмотренности, полученной во время заграничных командировок.

– Бездымное устройство стало ответом на ужесточение законов в отношении курения во всем мире. Расскажите, как принципиально новый продукт выводился на наш рынок?

А. М.: В 2017 году ФМК первым запустил продажи систем нагревания табака на рынке Казахстана. Тогда это действительно был абсолютно новый способ потребления табачной продукции для курильщиков старше 21 года, ведь практически никто в стране не слышал о данной категории. Конечно, приходилось много рассказывать о продукте, технологии и преимуществах. Но уже сейчас вчерашние консерваторы среди курильщиков старше 21 года тоже делают выбор в пользу потенциально менее вредной альтернативы традиционным сигаретам.

Г. С.: Сложность запуска нового продукта заключалась еще и в том, что в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане нам приходилось делать это параллельно с развитием табачного бизнеса. Такой опыт стал для каждого сотрудника личным вызовом, благодаря чему внутри команды сложилось четкое понимание, что возможно все.

– Табачная сфера – не самый простой бизнес с точки зрения необходимости постоянного фактчекинга. Как часто приходится сталкиваться с предрассудками?

А. М.: Самый распространенный из них тот, что сотрудники табачной компании обязательно сами должны быть курильщиками. Курите ли вы или нет, а может быть, используете бездымное устройство – никак не влияет ни на трудоустройство, ни на карьерные перспективы в компании.

Ну и, конечно, «бессмертное»: что производители вместе с табаком или вместо табака кладут бумагу или пластик. В ФМИ существуют строгие требования по качеству продукции и ее составу. Они одинаковы для всех стран. На фабриках наша продукция проходит регулярный контроль качества, основанный более чем на 250 параметрах. Это гарантирует, что продукция, произведенная в том числе на казахстанской фабрике, отвечает самым высоким международным стандартам. К слову, в целях развенчания подобных мифов о наших продуктах мы запускаем научно-познавательное шоу. Будем рассказывать пользователям о технологии и устройстве в доступной, понятной форме.

Г. С.: Я тоже слышу подобное очень часто. И еще мне регулярно пытаются доказать, что если с точки зрения технологий мы еще что-то можем, то маркетинг у нас уж точно не настолько хорош, как в других сферах, где существуют открытые каналы коммуникации. Это особенно странно звучит на фоне того, что табачный бизнес Казахстана – это крупные международные компании, которые предъявляют самые высокие требования к профессиональному уровню и навыкам своих сотрудников. Соответственно, наши навыки, знания, опыт однозначно могут быть применены в любой FMCG-компании. Потому что маркетолог, который даже при закрытых каналах коммуникации умеет находить и использовать действенные альтернативные методы, всегда будет иметь более высокую профессиональную значимость в глазах мыслящего работодателя.

– Какой совет вы можете дать женщинам, которые планируют сделать карьеру в ФМИ?

Г. С.: Лидерские качества, профессиональный опыт, умение выстраивать отношения в команде и вести команду к поставленной цели – ваши универсальные козыри. Если в вас есть эти качества, гендерный вопрос никогда не помешает карьере.

А. М.: Самое важное – не испытывать чувство вины перед мужем, ребенком или обществом за то, что не вписываетесь в привычный и устаревший стереотип о том, что «место женщины на кухне» или «самодостаточная и успешная в карьере = плохая мама». Я верю, что правило «счастливая мама – счастливый ребенок» работает на 100%. Для меня этот вопрос не менее актуален, ведь у меня есть 12-летний сын. Поэтому я стараюсь выставлять приоритеты в работе, используя метод Эйзенхауэра. Это та самая матрица, в которой приоритет регулируется двумя признаками – срочностью и важностью. Так получается распределять нагрузку в рабочее время более равномерно, при этом выполнять поставленные задачи. Конечно, бывают периоды, когда приходится задерживаться на работе, например, когда нужно разобраться в новой, сложной или непонятной задаче и на это уходит больше времени. Но в итоге конечный результат всегда того стоит.

Авторы: Галина Голденберг, Евгения Кан

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить