Ее второе имя – Действие

9464

Асель Караулова выводит PR-отрасль Казахстана на более высокий уровень

фото из личного архива

2013 год стал очень успешным для Асель Карауловой – ведущего PR-консультанта, тренера, управленца – президента коммуникационной группы Казахстанского пресс-клуба и СЕО агентства PG Communications. Возглавляемое ею агентство получило международную премию Golden World Awards 2013 c проектом «Народное IPО», она второй раз возглавила Клуб PR-шы и добилась проведения в Алматы в будущем году международного PR-форума под эгидой IPRA (Международная PR-ассоциация).

– Асель, помимо того что вы ведете бизнес, вы уже много лет активно участвуете в развитии медийного и PR-рынков. Как вы пришли к тому, чтобы совмещать эти направления?

– С самого начала деятельности я понимала, что помимо своей непосредственной работы необходимо двигать развитие отрасли в целом и повышать ее стандарты. Прежде всего через неформальное объединение – Клуб PR-шы, которому уже 13 лет. Сначала нас было несколько человек, мы встречались за кофе и обсуждали, как сделать рынок более профессиональным. У нас не было стратегии, мы просто постепенно собирали единомышленников, и сегодня этот клуб – один из ключевых игроков рынка. Затем появилась НАСО – Ассоциация по связям с общественностью, которая объединяет компании, работающие на рынке PR-услуг, и призвана развивать отрасль коммуникаций, интегрировать ее в международное поле. 

Следующий этап – профессиональный PR-форум. Необходима была отраслевая глобальная конференция с качественным контентом, и мы ее создали. Я хорошо помню первое мероприятие. Собрались около 80 человек, и Клуб PR-шы сразу заявил, что это мероприятие будет ежегодным. В следующем году будет юбилейная, 10-я конференция. И она будет особенной – пройдет при поддержке ведущей мировой ассоциации PR-специалистов International Public Relations Association (IPRA).

– Как вы достигли такой договоренности?

– Последний год я представляю Казахстан в Совете IPRA. Наша страна была для них непонятна, они не знали о специфике нашего рынка, но мне удалось доказать, что на этот регион стоит обратить внимание – быстрорастущий, динамичный. Мы хотим показать гос­тям не только Казахстан, но и срез по Центральной Азии. У IPRA проходят ивенты в разных странах, скажем, глобальный конгресс раз в пять лет, в следующий раз его примет Йоханнесбург. То, что будет проходить в Алматы в 2014-м, – это международный PR-форум IPRA – значительное событие, которого не было в странах СНГ. Мы будем приглашать всех соседей, а также сделаем упор на Турцию и Китай. Уже создана организационная структура мероприятия, задач очень много. Рассчитываем на активное участие государственных структур, поскольку на мероприятии такого уровня должны быть люди, которые отвечают за имидж страны и инвестиционную привлекательность. 

фото: Андрей Лунин
Мне помогает моя порядочность, каким бы сомнительным достоинством она ни казалась, когда речь идет о бизнесе

– Пиар в Казахстане – сфера очень сложная, имеющая много проблем и противоречий…

– Да, безусловно. Рынок не структурирован, не прозрачен, правила игры не соблюдаются. PR-индустрия, как и любая другая, отражает фундаментальные проблемы страны. Непрозрачность, низкая конкуренция, коррупция, кадры – весь этот «букет» можно применить и к любой другой отрасли. Развитие PR-рынка завязано на развитии СМИ, а также фондового рынка. Чтобы СМИ были профессиональны и конкурентоспособны, они должны работать как настоящий бизнес, быть финансово свободны, не зарегулированы государством, транспарентны. У нас СМИ в большинстве своем финансируются за счет учредителей или госзаказа, а потому работают не на интересы читателя или зрителя, что должно быть в идеале. Часто им не до репутации, они просто отрабатывают деньги. Нет прозрачных рейтингов СМИ и даже независимой тиражной комиссии, хотя все давно говорят о необходимости ее создания – тиражи изданий как завышались, так и завышаются. 

В США, например, жестко регулируются взаимоотношения PR-специалистов и журналистов. Если ты пиарщик компании и приглашаешь журналиста на обед, то не можешь потратить больше $15–20, иначе это будет расценено как взятка. В пресс-туры СМИ едут за свой счет. А у нас организаторы обязаны оплатить все расходы сами – все перевернуто с ног на голову. 

– Как же вы не теряете оптимизма при работе в этих условиях?

– Я стараюсь искать позитив. Сейчас мы готовим очередной Медиа Курултай и видим, что есть нормальная конкуренция на рынке деловых изданий, им можно предлагать эксклюзивы, интересную аналитику, они бесплатно освещают результаты работы бизнеса. К счастью, появилась программа «Народное IPO», благодаря которой мы имеем совсем другие бенчмарки в коммуникациях, поскольку компании вынуждены улучшать корпоративное управление и уровень раскрытия информации, а также выстраивать PR/IR-работу согласно международным стандартам.

– Положительно влияет и развитие интернета…

– Безусловно. Многие ругают соцсети, но посмотрите, как изменилась на этом фоне парадигма поведения компаний. Я теперь всегда говорю управленцам: если в компании произошел кризис, у вас уже нет 40–50 минут, как раньше, а только 10–15, иначе вас опередят и информационные потоки станут неконтролируемы, что негативно скажется на репутации. 

– Столь насыщенный период, как сейчас, случается в вашей 20-летней деятельности впервые?

– По насыщенности – нет, но скорость и масштаб задач все время увеличиваются, соответственно, у нас очень жесткий тайм-менеджмент и новые управленческие задачи. Наша команда много работает на международных бизнес-проектах, где другие стандарты качества, мы открыли большой офис в Астане, консультируем крупные государственные программы, национальные компании, диверсифицируем направления работ и услуг. За почти 20 лет работы гордимся сложными проектами – это IPO казахстанских компаний, Азиада, Олимпийский факел, проекты Всемирного Банка, обслуживание мультинациональных брендов.

Что касается рынка, то в рамках Национальной ассоциации по связям с общественностью РК (НАСО) и Клуба PR-шы мы добились возвращения специальности «PR» в реестры вузов, работаем над стандартизацией отрасли, ежегодно в апреле проводим конкурс студенческих PR-работ «Сиреневый прорыв», запущен конкурс PR-проектов «Ак Мерген». Когда мы подали проект «Народное IPO» «Казтрансойла» на международный конкурс, честно говоря, я очень надеялась попасть в шорт-лист, но не ожидала победы. И теперь рада не только самому факту, но и тому, как прозвучал Казахстан на глобальной карте коммуникаций. 

фото из личного архива

– Асель, у меня складывается впечатление, что вам комфортно работать только тогда, когда в проекте есть значительная доля неизведанного.

– Да, я очень люблю начинать проекты с нуля, выстраивать что-то новое. Мне кажется, это в природе человека – всегда учиться. Стараюсь развиваться, посещать тренинги и, когда нахожу интересную идею, думаю, как бы развить ее в Казахстане. Очень важный момент для меня – чтобы проект был успешный, в него важно верить, но если суть противоречит внутренним убеждениям, не стоит идти на компромиссы, у нас маленький рынок, и репутация – это самое главное. 

– В чем ваши самые сильные стороны?

– Я человек дипломатичный и целе­устремленный. Когда у тебя консалтинговый бизнес, тяжелее всего найти баланс в отношениях с клиентами, которые часто бывают капризны. Если говорить больше о личных качествах, мне помогает моя порядочность, каким бы сомнительным достоинством она ни казалась, когда речь идет о бизнесе. И, конечно, мне помогло мое образование, все три диплома. Это факультет журналистики КазГУ, МBA КИМЭП и магистратура (MPA) американского Университета Миссури – Коламбия, где я обучалась в рамках программы Эдмунда Маски. 

– Этот диплом вы получали, уже имея семью?

– Да, поступала в 1998 году, уехала сначала одна, а потом ко мне приехала и моя семья. Мы жили в Америке, учились, но компанию я бросить не могла и работала, как это сейчас называется, по системе удаленного менеджмента. 

– Вам приходилось разрываться между работой и семьей?

– Скорее правильно балансировать. Думаю, что у детей и мужа нет упреков в дефиците моего внимания. Умение расставлять приоритеты – это тоже мое сильное качество. Семья – самое главное, и никаких сомнений в этом нет. Дома я настоящая восточная женщина – создаю уют, готовлю, когда есть время. Конечно, сейчас есть люди, которые мне помогают с бытовыми делами, но это только для экономии моего времени. Мне очень повезло с мужем, у нас одинаковое понимание жизни и единый подход к воспитанию детей. Конечно, нам здорово помогли апашки и аташки, когда дети были маленькие. Но фундаментальным воспитанием занимались мы с мужем. С детьми очень важно разговаривать на равных и быть в постоянном контакте, прислушиваться, уделять каждые свободные пять минут, не подавлять, развивать интеллектуально и физически, только тогда из них вырастут личности.

– Отодвинем в сторону столь важную для вас семью, уберем на время любимую работу. Что в вашем личном пространстве дарит вам эмоцио­нальную подпитку?

– Раньше это всегда были художественные книги, сейчас времени меньше, нужнее стала профессиональная литература. Очень люблю прогулки по старому центру любимого Алматы, прогулки в горах, общение с друзьями, поездки. Сильную подпитку на этом этапе жизни дает мне спорт. Раньше я никогда им не занималась, но когда пошла в фитнес-клуб, стала ощущать, что тренировки дают огромную энергию, это здорово дисциплинирует.

Жалею только, что пришла к спорту так поздно, думаю, насколько я была бы более здоровая, организованная и гармоничная, начни я раньше. В нашем детстве отношение к спорту было каким-то несерьезным. За последние несколько лет мы перестроили в семье и отношение к физическим нагрузкам, и принципы питания. Я еще много хочу попробовать – антигравити-йогу, например, быть может, приду к вегетарианству, я четко вижу, что все это работает!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить