Как дизайнер Айгуль Касымова ведет бизнес вместе с дочерью

36004

Идеальный бизнес, говорят всевозможные коучи, когда вы зарабатываете деньги с помощью собственного увлечения. При таком подходе бизнес Айгуль Касымовой, известного казахстанского дизайнера, можно назвать идеальным в квадрате

Фото: Андрей Лунин

Во-первых, Айгуль  Касымова «привела» из детства во взрослую жизнь свое хобби: школьницей рисовала и шила, сейчас продолжает это делать в статусе основателя собственного ателье и бренда aigul’kassymova. Во-вторых, мамина работа предопределила выбор профессии старшей дочери Анель. Сейчас они вместе развивают семейное предприятие.

Платье – это зеркало души

«Можно было поступать на дизайнера в художественный вуз, но родители настояли на технологическом вузе, чтобы я понимала весь процесс производства одежды», – вспоминает Айгуль и прибавляет, что взрослые оказались правы: благодаря образованию она знает работу своего ателье от и до.

После учебы, в 1995, уже будучи замужней женщиной с ребенком, Айгуль устроилась к Оксане Корби, которая открыла свой Дом моды. Однако, отработав несколько месяцев, Касымова решила идти своим путем. «Первоначальный взнос $10 тыс. мне дал муж, – рассказывает она. – На эти деньги в 1996 я сняла помещение под ателье и купила швейные машины. На работу в ателье я позвала трех девочек, с которыми училась в вузе. Первой клиенткой была мама моей подруги. Потом люди сами пошли, хотя рекламу мы не давали, и я поняла, что в нашем деле главное – сарафанное радио».

Этот принцип помог привлечь клиенток, 70% из которых возвращаются в ателье aigul’kassymova вновь и вновь. «Я горжусь тем, что есть люди, которые со мной с момента открытия ателье. У нас обшиваются четыре поколения женщин из одной семьи. Это дорогого стоит», – говорит Касымова.

Фото: Андрей Лунин

Она охотнее называет своих клиентов партнерами. «Если человек пошел в ателье шить для себя, значит, это человек творческий, образованный, имеющий собственное мнение, он участвует в создании платья вместе со мной. Но до этого надо дозреть, надо найти дизайнера, кому доверяешь. Наша работа сродни работе психологов, я спрашиваю у клиенток, что они любят, куда в этом платье пойдут. Если платье не будет отражать внутренней сущности человека, то не будет единого образа. Платье будет отдельно, человек отдельно. В нем женщина не будет счастлива, а у меня не будет удовлетворения от того, что мы сделали», – признается дизайнер.

«Мы» – это не только сама Айгуль и заказчик. Это еще команда из 30 человек, включая конструкторов, портних, бухгалтера. Ателье шьет в месяц 100–150 изделий по индивидуальным заказам. Стоимость пошива от 20 тыс. тенге и выше. Приемлемая цена за платье, которое выделит тебя из толпы.

«Увеличивать мощность ателье я не хочу, иначе придется забыть о творчестве и индивидуальном подходе», – считает Касымова. Но шить коллекции готовой одежды – это разумный ход, если хочешь расширить свою деятельность.

Цена вопроса

Коллекции готовой одежды Касымова начала выпускать в 2006, потому что уловила движение рынка: у людей появилась готовность покупать казахстанское, хотя раньше отечественное было не в чести. Коллекцией aigul’kassymova заинтересовались и те, кто делает заказы в ателье, и те, кто приобретает только готовую одежду.

Коллекции более доступны по цене – от 30 тыс. тенге за единицу. Половина «ценника» составляет стоимость ткани, фурнитуры (на мировом рынке этот показатель колеблется от 20 до 30%). «Люди негодуют, что у нас, казахстанских дизайнеров, такие высокие цены. Но эти цены адекватны нашим затратам на материалы. Все для производства одежды я импортирую. Мне их нужно растаможить. Естественно, что это отражается на цене. Когда у нас в стране будут стоять фабрики по производству тканей, пуговиц, замков, мы сможем делать одежду по более низким ценам», – объясняет собеседница.

Кроме того, в цену закладывались расходы по выплате кредита на покупку помещения под ателье. «Я выплачивала кредит 12 лет. В сентябре 2015 я наконец-то его закрыла. И если квартиры под ателье я купила за $160 тыс., то банку в итоге выплатила $400 тыс. Но я все равно счастлива, что теперь помещение в моей собственности», – признается Айгуль.

Касымова говорит, что ее маржа составляет 15% с каждого платья. Байеры, понятно, «приумножают» стоимость платья, купленного у производителя. Но ими движет не стяжательство, а необходимость платить за перевозку товара, за аренду или содержание помещения, выдавать зарплату продавцам и отчислять налоги.
Коллекции отшивают в отдельном цехе. «Сейчас мы выпускаем в месяц около 100 коллекционных единиц, но я хочу увеличить выпуск до 500 или 1000 единиц», – делится планами основатель бренда.

Как говорит сама Айгуль, эти и другие планы по развитию бренда aigul’kassymova она не стала бы осуществлять или отложила бы их в долгий ящик, если бы ей не помогала старшая дочь Анель.

Драгоценная дочь

Точную дату появления Анель в мамином бизнесе назвать невозможно: она выросла в ателье aigul’kassymova, вместе с мамой ходила на показы, подбирала музыку для проходов моделей, ездила по городу в поисках нужных тканей, фурнитуры.

Ювелирная линия aigul’kassymova была запущена вместе с первой коллекцией готовой одежды в 2006 году. На создание коллекции Касымову вдохновили работы сакских ювелиров. Серьги стоят от 100 тыс. тенге, браслеты – от 200 тыс. тенге

Анель училась в Англии, получая общие знания об искусстве. Ей нужно было выбрать специализацию. Размышления дочери на эту тему совпали с мамиными творческими поисками: Айгуль выбирала камни, чтобы сделать кольцо на день рождения своей сестры. «Как-то на глаза мне попался перечень специальностей, там был jewelry design. И меня в тот момент осенило: хочу стать ювелиром! Родители предоставили мне возможность посмотреть разные ювелирные школы в Великобритании, Франции, Италии. Я выбрала школу во Флоренции и поехала туда учиться ювелирному делу», – говорит Анель.

После бакалавриата она работала дизайнером ювелирных изделий в Италии и России, затем отучилась в Италии в магистратуре по специальности Luxury and Lifestyle Management, но все-таки вернулась к родным пенатам. «Я бы могла остаться в Италии, работать там в ювелирной компании, но выше главного художника не выросла бы, потому что глава компании и есть основатель бренда. Папа посоветовал мне работать в Казахстане. Мама тоже была за то, чтобы я жила здесь, потому что в Казахстане я тоже могу себя реализовать, да и нужна была моя помощь в бизнесе», – объясняет свой выбор Анель.

В круг обязанностей старшей дочери входит множество функций, поэтому ее должность решили назвать всеобъемлющим словом «арт-директор». «За мной ведение сайта, размещение рекламы, организация съемок, отслеживание регионов, продвижение бренда aigul’kassymova, всего-всего», – перечисляет дочь.

Семейный бизнес – это не разделение обязанностей, это работа в унисон, на «одном дыхании». «Мы уходим из ателье в шесть вечера, но голову-то невозможно отключить, мы продолжаем обсуждать наши вопросы дома, когда засыпают младшие дочери (у Айгуль Касымовой есть еще две девочки. – Прим. ред.)», – говорит мама.

Дизайнер и бизнес-леди на собственном опыте видит, что работа с ребенком помогает развитию предприятия: «Анель знает все тонкости дела изнутри, наши интересы совпадают на 100%, мы обе понимаем: если сегодня так не сделаем, то завтра нас не ждет успех. С человеком со стороны, как бы он ни был увлечен и вовлечен в дело, нет 100-процентного совпадения».

Обогащение родственников

Сама Анель замечает, что ее обучение по специальности Luxury and Lifestyle Management, понимание, как функционируют рынки, придало новый импульс развитию семейного бизнеса.

Допустим, сейчас снизилась покупательская способность, и Анель помогла компании расширить рынки сбыта. «В Алматы уже есть большой выбор брендов. Поэтому мы рассматриваем как перспективные рынки Астану, Актау, Атырау: там люди тоже хотят классно одеваться, следовать тенденциям», – объясняет Анель и отмечает, что за последней год в регионах еще шесть магазинов стали продавать одежду от Айгуль Касымовой.

«Мы смогли сократить расходы на упаковку. Когда я приехала, то поняла, что каждый пакет и коробка, которые мы отдаем клиенту, обходятся нам в 800 тенге и 3 тыс. тенге соответственно. Вот такие цены на упаковку в Казахстане! Поэтому я нашла предприятия в Китае и Турции, где нам в разы дешевле обходится упаковка», – говорит об успехах Анель.

Оптимизация расходов, новые маркетинговые решения и креативный подход во всем – это рецепт преодоления кризисов, считают в семье Касымовых. «Разница между кризисными и некризисными временами только в том, что в кризис надо больше бегать и больше креативности включать, – говорит старшая Касымова. – У нас уже был опыт работы в сложных ситуациях. Например, в 2007 кризис отражался на количестве заказов в ателье: вместо 10 платьев в год женщины стали заказывать шесть. Но за год мы вышли из этой ситуации, думаю, потому что общая экономическая ситуация улучшилась да и мы не растеряли коллектив и клиентов, так как расценки на работу не стали повышать».

Кроме того, в этом году появился спрос на франшизу, которая позволит другим предприятиям продавать одежду под брендом aigul’kassymova на должном уровне. Теперь мама и дочь думают, где взять время, чтобы подготовить документацию.

Ну а что будет, если Анель захочет уйти в самостоятельное плавание? «Она уже там, – отвечает Айгуль. – Анель с момента своего возвращения в Казахстан ведет самостоятельные проекты».

Один из основных проектов дочери – The Box, интернет-платформа, которая объединяет магазин для мужчин и гид по стилю. «Я привожу те товары и бренды, которых нет на рынке Центральной Азии. Это интересно, потому что людям хочется чего-то нового и интересного, – объясняет концепцию проекта Анель. – Почему онлайн? Если я открою очередной офлайн-магазин в Алматы, то опять только алматинцы смогут туда ходить. Мне же хочется, чтобы житель любого населенного пункта мог заказать себе красивую качественную одежду».

Кто знает, возможно, начинание дочери станет предтечей мужской линии от aigul’kassymova, ведь настоящий семейный бизнес – это не обогащение одних родственников за счет других, это постоянное взаимообогащение идеями.

Фото: Павел Михеев
   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить