Декрет для аудитора

12974

Как молодая мама запустила первый казахстанский бренд детского муслина

Елена Тен – идейный вдохновитель и владелица бренда Erik
Фото: Данил Потапов-Поличинский
Елена Тен – идейный вдохновитель и владелица бренда Erik

Елена Тен – настоящая smart-мама. До того как предприимчивая родительница решилась на создание собственной линейки продуктов детского экотекстиля, жительница Астаны успела построить успешную карьеру в компании «большой четверки». После двухлетнего пребывания в аудите Елена переместилась в отдел консалтинга. Будущая бизнесвумен управляла проектами по сопровождению сделок, проводила due diligence и руководила небольшой командой. После рождения первого сына, Эрика, экс-сотрудница KPMG загорелась идеей создать локальный бренд, который бы заинтересовал казахстанских мам. Сегодня Елена – идейный вдохновитель и владелица бренда Erik, производителя экологичных пеленок и одеял с дизайнерскими принтами из натуральных тканей.

О том, как молодая мама открыла первое казахстанское производство детского муслина, в материале Forbes Woman Kazakhstan.

Эконачало

Во время декрета Елена коротала время за просмотром профилей популярных мам-блогеров в Instagram. Там она и увидела детский муслин. Американские изделия показались необычными и удобными, а ткань – комфортной. Поскольку на рынке Казахстана такого продукта не было, бывший консультант поняла: пора действовать. Елена заказала первые образцы и оценила качество товара, но цена муслина из США кусалась. И тогда появилась идея создать что-то свое – с уникальным принтом и собственной упаковкой. На реальные бизнес-свершения Елену Тен подвигла семья.

Акцент бренда решили сделать на экологичности, отказавшись от использования искусственной бамбуковой вискозы в пользу натурального хлопка. Особое внимание Елена уделила поиску красителя. Текстиль должен быть безопасным для малыша, поэтому краску отправили в лабораторию, где ее проверили на соответствие техническим регламентам и отсутствие в составе тяжелых металлов и формальдегидов. Экопринцип отразился и на упаковке Erik: в производстве задействована крафтовая лента из вторичного сырья. По словам предпринимательницы, при работе с детскими товарами эконаправленность – не дань моде, а единственный разумный выбор.

Несмотря на то что продукт производится в Казахстане, с местными поставщиками жительница Астаны работать не смогла: ни у российских, ни у казахстанских коллег не нашлось краски нужного качества и ткацких станков, способных воспроизвести плетение натуральными нитями. Лучший муслин производится в Индии, Пакистане и Китае. Из Индии было долго и недешево везти, в Пакистане нашлись всего одна-две фабрики, которые не внушали особого доверия, поэтому выбор пал на Китай. Первый опыт оказался неудачным – треть заказанной ткани пошла в брак, поэтому поставщика пришлось сменить. Сложности возникли и с принтами – краситель быстро вымывался из ткани. Елена с дизайнером долго подбирали технологию нанесения крас­ки – искали оптимальное время закрепления и степень сцепления, тестировали алгоритмы, постоянно проверяя продукт. Другая сложность была связана с разнообразием продукции. Каждый новый фабричный рисунок печатался в больших объемах – по 700–1000 метров, а для устойчивых продаж необходимо иметь от 10 и более расцветок. Учитывая то, что продукт нишевой, рынок не был готов поглотить такое количество продукции, и компании грозила большая затоваренность. Потребитель ждал новинок, а с таким неповоротливым бизнес-подходом двигаться дальше было бы тяжело. Решить проблему помог дизайнер, которая предложила наносить рисунок с помощью штампов. Мастера, который изготавливал нужные аксессуары, нашли за рубежом. Это решение и по сей день позволяет компании очень оперативно внедрять любые расцветки в нужном количестве.

Фото: архив пресс-службы

Прямиком в ЦУМ

После выпуска первой пеленки перед предпринимательницей встал вопрос дистрибуции. Елена решила сфокусироваться на магазинах – таким образом продукт стал бы доступным для большего количества людей. Первые точки продаж искали в Караганде – брали пеленки, грузили их в коробки и отправлялись с поклажей в местный ЦУМ. Тогда Елена столкнулась со скептически настроенными продавцами, уверенными, что муслин «слишком дорогой и не пойдет». После чего она решила обратиться к интернет-магазинам Астаны и Алматы, и дело двинулось.

- Мы предлагали либеральные условия – отдавали продукцию под реализацию и были готовы получать оплату после продаж, – рассказывает собеседница Forbes Woman Kazakhstan.

Недетские сомнения

На старте бывшую сотрудницу KPMG одолевали сомнения. Главной проблемой оказалась экономическая ситуация в стране. Елена вспоминает: «В 2015 прошла девальвация, в страну пришел кризис, а наш продукт относился к категории премиальных. Было непонятно, как его воспримет рынок». После того как компанию подвел поставщик ткани, начали таять первые вложения – объем ущерба на тот момент был существенным. К тому же в начале 2016-го продажи росли очень медленно, потребитель не понимал, что такое муслиновая пеленка, какие у нее преимущества и почему она так дорого стоит.

Преодолеть барьер высокой цены решили с помощью смартфона. Елена разослала свой текстиль популярным казахстанским инстаграм-мамам. Несмотря на то что отзывы оставлять не просили, блогеры отреагировали очень тепло и активно рекомендовали продукт казахстанским родителям. Продажи взлетели так резко, что весь объем был распродан в одночасье, магазины начали требовать новые партии, а команда сидела на нервах в ожидании новых поставок около трех недель. После акции в социальной сети продажи Erik стабилизировались, и команда сконцентрировалась на налаживании операционных, производственных процессов и классическом маркетинге: в ближайших планах компании – размещение POS-материалов в точках продаж. Производитель уверен: благодаря эстетичным информационным стендам продукт сможет оправдать свою стоимость в глазах покупателя.

Вложения в детство

Идейный вдохновитель и руководитель операционных процессов и рутинной связи с покупателями – Елена, которую поддерживал муж и другие члены семьи. В постоянном штате есть дизайнер, ответственный за отрисовку принтов и упаковки, менеджер производства и профессиональный переговорщик, которого подключают для заключения сделок с крупными клиентами. Швей решили взять на аутсорс.

В выборе принтов Елена опирается на личные вкусовые предпочтения и понимание клиента. Тем не менее, по ее наблюдениям, вкусы покупателей варьируются в зависимости от региона. Мамам из южных районов Казахстана больше нравятся яркие оттенки. Астанинские магазины от таких расцветок отказываются: северянам по душе спокойные, не кричащие цвета.

На разработку принтов и упаковки, заказа необходимых инструментов и печать первого заказа Елена потратила порядка $7 тыс. В течение первого года компания вышла на точку безубыточности, сейчас функционирует за счет оборотных средств. На сегодняшний день средние продажи выходят на уровень порядка 1 млн тенге в месяц.

Экс-аудитор отправляет в оборот практически всю прибыль, правда, недавно позволила себе немного расслабиться.

- Купила ребенку игрушки, – смеется собеседница.

Среди главных чаяний владелицы – расширение аудитории и снижение себестоимости продукта. По словам Елены, цели выводить муслин для малышей в премиальный сегмент не было, но из-за стоимости составляющих ситуация сложилась именно таким образом. Результат не заставил себя ждать – в начале осени команда начала переговоры с крупнейшим казахстанским ретейлером премиальной детской продукции. Сегодня бренд Erik представлен в 50 магазинах в 13 городах Казахстана и Кыргызстана.

Тем не менее экс-аудитор считает, что Erik – дело для души, а не для заработка. Основную ценность Елена видит в моральном удовлетворении и гибкости, которую дает управление собственной компанией: «Я работаю в то время, когда дети спят. И тем не менее жить на доходы компании уже можно».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить