Почему выгоднее инвестировать в стартапы, основанные женщинами

13550

О неравенстве в оплате труда мужчин и женщин известно всем – на каждый заработанный мужчиной доллар женщина получает 80 центов. Но мало кто знает о гендерном неравенстве в мире инвестиций

Фото: © Depositphotos.com/londondeposit

Согласно The Boston Consulting Group (BCG), женщины-учредители, презентуя свои идеи инвесторам на ранних этапах привлечения капитала, привлекают более чем на $1 млн меньше, чем коллеги-мужчины. Обоснован ли этот существенный разрыв в финансировании, анализирует BCG в новом исследовании совместно с американским некоммерческим стартап-акселератором Mass Challenge.

Говорящие цифры

Казалось бы, решения инвесторов основаны – или по крайней мере должны быть – на бизнес-планах и перспективах проекта и гендер тут роли не играет. Однако данные, собранные Mass Challenge за время своего сотрудничества со стартапами (около 42% предприятий акселератора вне зависимости от отрасли и локации имели по крайней мере одного основателя женского пола), доказывают, что женщины не получают такого уровня финансовой поддержки, как мужчины.

Так, инвестиции в компании, созданные женщинами, в среднем составили $935 тыс., что меньше даже половины $2,1 млн, вложенных в стартапы предпринимателей-мужчин. Несмотря на такую разницу, предприятия, в которых женщины являются основателями или сооснователями, со временем на самом деле показывают более высокие результаты. Их совокупный доход за пятилетний период выше, чем у мужчин, на 10% и равен $730 тыс. против $662 тыс.

Если исходить из того, насколько эффективно компании превращают доллар инвестиций в доллар дохода, то вкладывать в стартапы, полностью или частично основанные женщинами, значительно выгоднее. На каждый полученный доллар они генерируют 78 центов, в то время как стартапы мужчин – всего 31 цент.

Для достоверности данных при подсчёте были исключены другие факторы, которые могли повлиять на размер привлеченных инвестиций, такие как уровень образования предпринимателей и качество презентаций.

По данным независимой исследовательской фирмы Pitch Book Data, с начала 2016 года компании женщин-учредителей смогли заключить только 4,4% всех сделок с венчурными инвесторами, и эти компании собрали около 2% всего инвестированного капитала.

Неравные требования

Пытаясь понять, чем обусловлена такая ситуация, эксперты BCG поговорили с женщинами-предпринимателями, бизнес-менторами и инвесторами, после чего выявили три причины гендерного разрыва в мире инвестиций.

Во-первых, в отличие от мужчин женщин-основателей и их презентации чаще подвергают сомнению. Например, женщины чаще сообщают, что во время выступлений им задают вопросы на проверку базовых технических знаний. Инвесторы просто предполагают, что у них таких знаний нет.

«Когда я презентую с партнёром-мужчиной, они всегда предполагают, что он знает технологию, и задают все технические вопросы ему», – говорит принявшая участие в опросе стартапер.

Кроме того, женщины реже прямо отвечают на критику. Если потенциальный инвестор высказывает отрицательные комментарии об аспектах презентации проекта, то, вместо того чтобы не соглашаться и аргументировать свою позицию, женщины склонны воспринимать их как оправданные.

«Большинство же мужчин объясняют, почему считают себя правыми», – добавляет один из инвесторов.

Во-вторых, предприниматели мужского пола озвучивают более смелые прогнозы и предположения о своих проектах, часто преувеличивая. Женщины, напротив, в своих прогнозах обычно консервативны и могут просить о меньшем.

Наконец, многие инвесторы мало знакомы с продуктами и услугами, которые предприятия женщин продают другим женщинам. Согласно базе данных Crunchbase, которая отслеживает венчурное финансирование, 92% партнёров в крупнейших венчурных фирмах США – мужчины.

«В целом женщины часто придумывают идеи, основанные на собственном опыте, – говорит один из инвесторов. – У мужчин это не так ярко выражено».

Многие из опрошенных женщин подтверждают, что изо всех сил пытались заставить мужчин-инвесторов понять необходимость или увидеть потенциальную ценность своих идей в таких категориях, как уход за детьми или красота. Отсутствие понимания возникает и на почве социального неравенства, когда предприниматели создают продукты для людей, ведущих более скромную жизнь, чем типичные инвесторы-ангелы или венчурные инвесторы.

Совет на будущее

В рамках исследования BCG подготовил рекомендации для трёх ключевых групп на рынке инвестиций.

Венчурные фирмы и другие инвесторы, как правило, готовы принять потери на подавляющее большинство своих вложений, если крупно выиграют в одном или двух случаях. Поэтому ищут самые смелые, по их мнению, проекты. Однако им стоит всё же искать предпринимателей, которые реалистично обосновывают свои бизнес-планы.

Инвесторы также должны понимать, что нынешние рыночные условия делают компании женщин очень перспективными, ведь отсутствие финансирования означает, что и конкуренция между женскими стартапами с одинаковой целевой аудиторией ниже.

Стартап-акселераторы и другие организации, которые продвигают начинающие фирмы, должны иметь сбалансированный список претендентов. Кроме того, необходимо представлять достаточное количество женщин, являющихся экспертами в разных отраслях и выступающих в роли менторов. В долгосрочной перспективе именно стартап-акселераторы могут развить сильную сеть дружественных к женщинам венчурных фондов.

Женщины-предприниматели в свою очередь должны знать, какие инвестиционные фирмы имеют больший опыт работы с похожими компаниями, и в первую очередь обращаться за финансированием к ним. Например, возглавляемая женщинами Rethink Impact с капиталом $112 млн является крупнейшей в США венчурной компанией, инвестирующей с учетом гендерного неравенства. К концу 2017 она вложилась в более дюжины стартапов женщин.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить