Как дочь известного спортсмена открыла сеть современных боксёрских клубов в Казахстане

128072

Осенью 2015 в Алматы открылся первый зал школы профессионального бокса SK Boxing

Аяла Конакбаева — руководитель школы профессионального бокса SK Boxing
Фото: Наира Оганесян
Аяла Конакбаева — руководитель школы профессионального бокса SK Boxing

В течение следующих двух с половиной лет в городской филиальной сети появилось ещё три клуба, а общая месячная проходимость выросла до 30 тыс. клиентов. Руководит командой из 50 человек 26-летняя Аяла Конакбаева, дочь знаменитого казахстанского боксера, серебряного призёра Олимпийских игр - 1980 Серика Конакбаева – отсюда и инициалы в названии клубов.

Аяла окончила школу в 2008, после чего поступила в бизнес-отделение американского Университета Мэриленда. На четвертом году обучения она записалась в небольшой боксёрский зал недалеко от дома.

- Основной целью на тот момент было похудеть, но и гены, наверное, дали о себе знать, – улыбается девушка. – В школе я играла в волейбол, баскетбол, настольный теннис, но ни одним видом спорта я не увлекалась так, как боксом. Причем зал в Америке был совсем простым – кроме ринга и боксёрских груш, там не было ничего, даже раздевалок. Тогда я поняла, что если человек хочет заниматься, его не остановят плохие условия.

Через год она вернулась в Казахстан, вышла замуж, а ещё через один – развелась. Сразу после этого устроилась на работу финансистом в нефтяную компанию «SSM-Ойл» и задумалась об открытии собственного дела. Занимаясь в фитнес-центре World Class, Аяла поняла, что на рынке нет хорошего боксёрского клуба для людей среднего класса – открываются либо маленькие залы в полуподвальных помещениях, либо крупные фитнес-сети, абонемент куда позволить себе может далеко не каждый. На проработку идеи, построение бизнес-плана ушло около четырёх месяцев. В феврале 2015 началась стройка, а в октябре состоялось официальное открытие.

- Я продолжала работать в компании, и помогала мне во всем тётя (у неё, кстати, я арендовала и помещение под первый зал). Я до сих пор совмещаю свой бизнес и работу в корпоративном сегменте – сегодня являюсь директором по внутреннему контролю. По возможности провожу в фирме полный день, но, если мне надо отъехать по делам, руководство идёт на уступки, так что проблем не возникает, – рассказывает собеседница.

В преобразование офисного помещения под спортивный клуб она вложила $150 тыс. Деньги заняла у знакомых. Аяла обращалась в фонд развития предпринимательства «Даму», но к тому моменту бюджет там уже был распределён.

- Я ходила и в банк, но пока он вынес какое-либо решение, уже накопились достаточные средства. Я решила, что лучше расплачиваться с людьми, – вспоминает девушка.

Эти первичные инвестиции пока не окупились, но точки безубыточности бизнес достиг через три месяца после запуска. Быстро раскрутить первый зал помогли соцсети, наружная реклама (знакомый маркетолог посоветовал повесить билборд, эффективный в спальных районах) и сарафанное радио. Придя через эти три канала в клуб, люди обращали внимание уже на хорошие условия, современный дизайн. Кроме того, программа SK Boxing выгодно отличается разнообразием: один день может быть полностью посвящён функциональной тренировке, другой – отработке боксёрских ударов. Благодаря такой методике человек не теряет интерес к занятиям, как часто бывает в специализированных спортивных клубах.

- Были и люди, которые приходили, прочитав мои интервью. Им было интересно, как молодая девушка открыла такой «мужской» бизнес. Сейчас, когда в сети четыре зала, интерес, конечно, совсем другой, – говорит Аяла.

Инициалы знаменитого боксера в названии школы сыграли свою роль в привлечении клиентов старше 35 лет – люди этой возрастной категории ещё помнят время, когда его имя было на слуху. К слову, об открытии клуба Аяла не говорила отцу до последнего момента.

- Был определённый круг его друзей-боксёров, которые знали о моей идее. С ними я советовалась в некоторых вопросах, но основную концепцию разработала сама, взяв за основу американскую модель и добавив лучший уровень сервиса, – рассказывает она. – Тренеров привлекла из зала, куда раньше ходила сама.

Несмотря на опыт, отец девушки и по сей день наблюдает за её успехами со стороны. Иногда только может подсказать, как общаться с тренерами.

- Я всё же девушка и не могу мыслить как мужчина, да и не хочу, – улыбается она.

По словам Аялы, основные трудности на первых этапах ведения бизнеса были связаны с построением структуры компании. Она прежде не занимала руководящих должностей и с большинством административных моментов столкнулась впервые. Некоторое время потребовалось и для того, чтобы привыкнуть к тонкостям работы с персоналом.

- Я добрый и даже где-то наивный человек, так что за почти три года набила достаточно шишек, – усмехается собеседница.

Фото: архив пресс-службы

Глядя на востребованность первого клуба, Аяла открыла второй зал ровно через год, осенью 2016.

- Как-то, когда я сидела в нашем первом зале, ко мне подошёл один клиент. Он сказал, что некоторое время не ходил к нам, потому что живёт далеко. Записался в другой центр, но через месяц понял, что лучше тратить больше денег на дорогу, но ходить туда, где нравится, – вспоминает предпринимательница. – В этот момент в зале как раз было очень много людей, и я поняла, что пора расширяться.

Сегодня самый большой, четвёртый клуб может принять 800 человек в день. Пиковым сезоном считается время с февраля по июнь. Меньше людей посещают занятия летом и в праздничные дни, в частности перед Новым годом.

Особенный по своей концепции – зал, расположенный в комплексе «Алматы Арена». Это социальный проект, ориентированный на семьи, получившие квартиры по государственным программам в районе комплекса. Поэтому цены в этом филиале почти в 2 раза ниже обычных. Также есть акции и скидки для многодетных семей.

- Розыгрыш этого помещения осуществлялся на тендерной основе. Акимат планировал выделить один из четырёх спортивных залов в арене именно под боксёрский клуб. Мы выиграли конкурс, и я решила, что ценовая политика нового отделения будет отличаться от остальных, потому что даже средний класс – понятие растяжимое, – объясняет Аяла.

Взрослый месячный абонемент, рассчитанный на трёхразовое посещение в неделю, в SK Boxing стоит 20 тыс. тенге. Взрослый безлимитный абонемент обойдётся в 25 тыс. тенге, детский – 15 тыс. За время существования школы тарифы менялись только на индивидуальные занятия (от 4 до 6 тыс. тенге сегодня). Это связано с обновлением тренерского состава и заменой некоторых инструкторов на более квалифицированных. Всего в клубах 18 тренеров, многие из них в прошлом входили в сборную Казахстана по боксу.

Предусмотрена также финансовая поддержка одарённых детей, которым школа может оплатить участие в турнирах или пребывание в летнем спортивном лагере. Но в будущем, когда таким детям исполнится 12–13 лет (в этом возрасте обычно точно определяются с выбором профессиональной спортивной карьеры), на растущие затраты, скорее всего, потребуются и деньги от внешних спонсоров.

Ежемесячный оборот средств в SK Boxing – 12–15 млн тенге. Как минимум 4 млн уходит только на содержание клубов – довольно быстро изнашивается часто используемое оборудование. Его Аяла закупает в Америке и России. Казахстанский производитель пока обеспечивает инвентарём только «уголок кроссфита» с турниками.

Клиенты школы условно делятся на две категории: взрослые любители, занимающиеся для себя, и дети, в будущем планирующие стать профессионалами. Для детей все уроки ведут к определённой цели, например попасть в сборную Казахстана, а люди постарше обычно просто хотят привести себя в форму или похудеть. В основном это мужчины и женщины в возрасте от 18 до 35 лет, причём со временем женщин стало больше.

- Сейчас соотношение примерно 60 к 40%, а раньше девушек было около 15% от общего количества клиентов, – говорит Аяла. – Радует, что постепенно стереотипы вокруг бокса развеиваются. Это вовсе не агрессивный вид спорта, а интеллектуальный, потому что в движении просчитываются дальнейшие шаги, для чего необходимы концентрация и реакция. Ещё был миф, что от бокса у девушек фигура становится мужеподобной или «растут руки». Совсем напротив, доказано, что боксёрские тренировки задействуют все группы мышц. «Раздуться» одна часть тела не может, так как работа идёт с собственным весом, а не со штангой.

На фоне растущей популярности бокса в SK Boxing стали обращаться бизнесмены из других городов Казахстана с предложениями работать по франшизе (методика школы запатентована), но точных договорённостей пока нет. Аяла отмечает, что для нее главную роль в таком случае будет играть уровень сервиса.

- На открытие школы приезжал представитель Федерации бокса Узбекистана, и его вроде заинтересовал проект. Есть возможность выйти на Кыргызстан, но мне бы больше всего хотелось попробовать свои силы в России. Да, там выше конкуренция, но и население больше. Я считаю, что начинать бизнес нужно в больших городах вроде Москвы. Те 10%, которые, как правило, заинтересуются твоей услугой, уже окупят вложения, – констатирует Аяла.

В планах у девушки также запуск линии спортивной одежды. Пробная партия каких-то вещей, возможно, появится этим летом – Аяла ведёт переговоры со швейной фабрикой в Узбекистане, куда уже отправила первые эскизы.

- Зная себя, могу сказать, что буду прорабатывать всё до мелочей, вплоть до пуговиц. Вообще для этого направления ставлю себе планку в пять лет. Хочется, чтобы бренд был на уровне российского Bosco. Я понимаю, что не могу сдвинуть гигантов спортивной одежды, но опять-таки хочу ориентироваться на средний класс. Не каждый ведь купит футболку Nike за 60 тыс. тенге, – подытоживает предпринимательница.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить