Бизнес без обертки. Деловые женщины откровенно о трудностях предпринимательства и о себе

18851

Получение драйва от собственного дела – главная составляющая успеха построения бизнеса, считают, успешные бизнесвумен

 

Умут Шаяхметова, председатель правления АО «Народный банк Казахстана»

О себе

Женщина в Казахстане имеет те же самые права, возможности, что и мужчина. Просто некоторые женщины иногда сами не хотят воспользоваться этими правами. Это, скорее, вопрос выбора – личного, или твоей жизненной позиции. 

Я рада, что у нас в стране есть женщины-предпринимательницы, которые откладывая ресурсы, силы готовы брать на себя риски, двигаться вперед, достигать определенных высот в бизнесе.

Я сама получила образование, пришла в банк и выросла по карьерной лестнице, через наработку профессионализма, опыта, авторитета. Конечно, ежедневно приходится брать на себя огромные риски, принимать какие-то очень важные решения, брать ответственность не только за себя, но и за огромный коллектив, клиентов и вкладчиков. 

О бизнесе

В нашем деле нужно руководствоваться длинной стратегией (long run), важно уметь брать на себя взвешенные риски, принимать решения и ответственность и за себя, и за коллектив, клиентов и вкладчиков, понимать, как ты сохранишь депозитную базу своих вкладчиков и т.д.

Казахстан сегодня – это страна больших перспектив. Если ты хочешь, ты можешь все – и получить образование, и создать семью, и построить карьеру. Все возможно, все зависит от человека. Независимо от того, мужчина ты или женщина.

 

Чинара Бугимбаева, генеральный директор компании «Компания Кағанат Сервис»

О себе

В своей жизни всегда придерживаюсь правила: «Не делай другим то, что ты не желаешь для себя, и поступай с другими так, как хотел бы, чтобы с тобой поступили».

О бизнесе

Мне было 25 лет, и к этому времени человек должен определиться, чем будет заниматься в жизни. У меня была иллюзия, что деньги, бизнес и квартира однажды возникнут сами собой. Но я поняла, что нужно все делать самостоятельно. 

Было тяжело, но мне хотелось быть независимой. Денег не было, я закупала продукты сама небольшими партиями несколько раз в день. А теперь нам привозят продукты машинами.

Вспоминаю, что тогда приходилось все делать самой. Фигаро здесь, фигаро там. Это было очень трудно.

Общепит является привлекательным и всесезонным делом. Возможно, именно поэтому многие хотят открыть собственный ресторан или кофейню. Все думают, что еда является основой для нас, люди будут кушать всегда. Но мало кто учитывает трудности этой сферы. Учитывая свой 25-летний опыт, я могу с уверенностью сказать, что общепит является одним из сложных бизнесов. Есть такая закономерность, чем больше предложений, тем требовательней становится клиент.

 

Ольга Ким, основатель бренда Brosh и OlgaKim Jewellery

О себе

Мой бизнес начинался с детской мечты и огромного желания изменить свою  жизнь к лучшему. Мне было 18, и я была студенткой 2 курса. На тот момент еще не было таких информационных ресурсов в интернете.  Приходилось всему учиться через свои ошибки. Наверное, благодаря этому я сейчас знаю все аспекты своего бизнеса как никто другой, а для предпринимателя знание основ своей деятельности имеет огромную роль.

О бизнесе

Когда я оборачиваюсь назад и вспоминаю тот путь, который пришлось пройти, понимаю, что одного желания заработать мало и только оно не может привести к успеху.

Вас сломает первая же неудача, а их в бизнесе очень много. Вас должно драйвить то, что вы делаете. Когда вы будете кайфовать от своего продукта и видеть в нем не прибыль, а ту радость, которую он дарит своим обладателям, успех вашего бизнеса придёт сам собой как бонус к любимому делу.

 

Акеркин Эралиева,  представитель Внешнеторговой Палаты Казахстана в городе Алматы 

О себе

Мы живем в удивительное время. Наш век дал женщинам много прав, но это и вызов. Мы должны успевать строить карьеру наравне с мужчинами и при этом помнить, что мы женщины. Самая большая трудность, на мой взгляд, — это оставаться в балансе. Я - человек очень энергичный, веду несколько проектов, в том числе и масштабных международных, занимаюсь благотворительностью, вхожу в совет деловых женщин, плюс есть много другой общественной нагрузки. При этом у меня есть нежно любимая семья и друзья, им тоже нужно уделять время. Ну и не забывать о себе любимой, следить за собой, заниматься постоянным саморазвитием, к примеру, будучи доктором PhD, читаю студентам лекции по управлению проектами.

О бизнесе

Деловые связи, авторитет, имидж, опыт в проведении крупных мероприятий – это настраивается, оттачивается и доводится до совершенства годами. Много энергии отдаешь другим людям, плюс постоянное общение с учетом разных языков, менталитетов и даже часовых поясов. Но когда видишь результаты своих проектов, когда бизнесмены выходят на экспорт, находят новых партнеров, понимаешь, что мир глобален и всегда есть ниша для развития.

Мой секрет прост, я умею правильно организовывать процессы, что-то делегировать, при этом помню важное правило: «если ты чем-то занят, будь то работа или время с семьей, быть в этом процессе на 100%». Только тогда ты избежишь тревожности и можешь жить полноценной, полной жизнью. И этот принцип помогает в работе. К примеру, мне удалось в прошлом году путешествовать и побывать в 15 странах, параллельно организовав несколько крупных международных и казахстанских событий.

 

Асель Караулова, президент Казахстанского Пресс-Клуба, председатель Совета деловых женщин города Алматы

О себе

Я начинала свою карьеру в журналистике, затем закончила КИМЭП МБА, и мне посчастливилось выиграть грант Эдмунда Маски. Это грант Правительства США. Получала образование я в Америке в University of Missouri Columbia. Начинала карьеру с нуля. Работала в международных компаниях, и вот уже 25 лет веду свой бизнес. Образование позволило мне привнести какие-то тренды с международных рынков, адаптировать их здесь, в Казахстане. Я не перестаю учиться, работаю по вопросам корпоративного управления, по вопросам финансовых коммуникаций, IPO, сейчас я еще являюсь председателем Национальной ассоциации по связям с общественностью. Это наша профильная отраслевая организация. И, стараюсь, все время профессионально расти.  

О бизнесе

Я работаю в консалтинговом бизнесе в области коммуникаций с 1994. Наша компания начиналась как небольшая из трех человек, сейчас нас 36, и мы одно из крупнейших коммуникационных агентств в Казахстане. Имеем два бренда: Казахстанский пресс-клуб и Promo group communications.

Этот бизнес очень специфический, во-первых, он консалтинговый. А у нас в Казахстане за 20 лет еще не совсем понимают, что такое коммуникационный консалтинг. Во-вторых, он очень персонализированный, привязанный ко мне и моим ключевым сотрудникам, его сложно стандартизировать. 

Еще одна сложность в том, что это не производство и невозможно взять какой-то кредит в банке. Все эти 25 лет мы работаем, не взяв ни одного кредита, при этом у нас никогда не было задолженности по зарплате. Этим фактом я очень горжусь. Мы смогли выстроить правильное управление, в том числе финансовое. 

Много средств мы вкладываем в обучение своих сотрудников, чтобы компания работала по международным стандартам, у нас есть партнеры за рубежом, и очень важно, что наш бизнес адаптирован к международным стандартам. 

 

Жанар Жубаниязова, заместитель председателя правления Жилстройсбербанка

О себе

Говорят, успешная женщина - трудолюбивая, уверенная в себе, целеустремленная, ухоженная, обеспеченная и так далее. Она везде успевает: и дома, и на работе, иногда одновременно на нескольких, занимается хобби и спортом, прочитает бестселлер и сказку на ночь детям. 

О бизнесе

У каждой женщины свой рецепт успеха. Моя формула состоит из следующих основных компонентов:

1)    не сомневаться в себе. Не смотря на то, где вы родились, в ауле или в столице, какую школу окончили, необходимо знать, что все в ваших руках. Нужно верить в себя и свои силы;

2)    стремиться к знаниям и самосовершенствоваться – постоянно обучаться, будь то изучение иностранного языка, чтение книг, окончание магистратуры или посещение мастер-класса. Все полученные знания расширяют наш кругозор, повышают квалификацию, позволяют применять полученные знания в жизни и преодолевать трудности. Необходимо стремится быть лучше, чем вчера или, как говорят англичане, lifelong learning.

 

Жанель Бертаева, основатель сети магазинов казахстанских дизайнеров LENAZH

О себе

Если говорить о главных моих ценностях, то на первом месте - я сама, потом семья, и только потом работа. Встречи рабочие строятся исключительно после того, как я уверена, что с детьми все процессы налажены, и я уделила им время в должной мере.

Среди моих ценностей важное место занимает ВРЕМЯ. Раньше поддавалась жалости и долго терпела нерадивых сотрудников, сейчас стала жестче. Я поняла, что необязательные безответственные и ленивые сотрудники поглощают мое время, никакой пользы не приносят. Я решила сразу расставлять приоритеты, не трачу время на долгое объяснение. Сегодня тайм-менеджмент стал частью жизни, хотя раньше мне было сложно даже составить расписание для детей по школе и кружкам. 

О бизнесе

Если говорить о трудностях, то первая проблема для нас, малого бизнеса, это удушающие условия аренды в торговых центрах Алматы. Получается, что мы зарабатываем не так много, а работаем практически на аренду. 

Вторая проблема именно в нашем сегменте – это отсутствие доступных, современных, качественных тканей, фурнитуры. Всего того, что нужно для дизайнеров, чтобы они делали нормальные вещи по низкой стоимости. Получается, что либо дизайнерам приходится втридорога приобретать итальянские ткани и фурнитуру, либо довольствоваться не очень качественными китайскими.

Естественно, дешевые ткани смотрятся хуже, люди это замечают и начинаются претензии к отечественным дизайнерам, ведь всего того, что, как говориться, за кадром, они не знают.

 

Инна Апенко, генеральный директор Mimioriki

О себе

С 1999 я прошла длинный путь в компании Textiline, крупнейшего производителя одежды в Казахстане, от специалиста по работе с корпоративными клиентами до исполнительного директора. В кризисном 2009 основала  первый казахстанский бренд детской одежды «MIMIORIKI». В данный момент занимаю должность генерального директора.

О бизнесе

В 23 года я получила в управление фабрику со 200 сотрудниками, которая работала в сегменте B-to-B, и объемы заказов которой в кризисный год сократились вдвое. Часть заказчиков просто отказалась от годовых контрактов.

Варианта было два – либо сокращать людей и заработные платы, либо придумать нестандартное решение, которое позволило бы фабрике не зависеть в такой степени от B-to-B заказчиков.

Я была уверена, что людей сокращать нельзя, мы работаем в том сегменте, где специалистов очень мало на рынке. Распустив их однажды, будет чрезвычайно сложно найти потом. Поэтому решением стала собственная торговая марка и розничная сеть. Своя розница создает гарантированный спрос для производства.

Это тоже был серьезный вызов – никто до нас в Казахстане не создавал свою системную розницу, нужно было пройти этот путь первыми. Однако, в результате создания бренда и открытия розничных магазинов нам удалось сохранить и фабрику и людей, в течение года восстановить объём продаж уже из этого канала дистрибуции. И, сегодня мы легко планируем продажи и производство на год вперед.

Этот вызов научил тому, что дно всегда дает возможности и ресурс, чтобы оттолкнуться и взлететь. А еще понимание, что в кризис рынок не проседает до 0, важно правильно выбрать нишу и создавать уникальный продукт.

 

Айзада Усенова, управляющий директор кофеен Social Group

О себе

В жизни, как и в бизнесе, самое главное - это вера в себя, в свои силы и огромная поддержка близких людей.

Я никогда не собиралась уезжать и жить за границей, и тем более открывать там бизнес. После очередного скачка девальвации, весь малый бизнес начал зарабатывать в два раза меньше, чем когда-либо.

В 2014-2018 мы открыли в Алматы 6 проектов и основали компанию «Social Group», но работать было с каждым годом сложнее, так как из-за курса доллара наши доходы обесценивались. Зарплаты росли, аренда тоже, цены мы сильно поднимать не могли, так как народ, к сожалению, зарабатывать больше не стал. Тогда пришла идея открыть ресторан за границей... Сначала, эта идея казалось такой нереальной, не хотелось выходить из зоны комфорта и рисковать. В Алматы и Бишкеке у нас была уже вполне комфортная и прекрасная жизнь. Но, поразмыслив, и поняв, что пока ещё молодые, стоит попробовать, мы рискнули. 

О бизнесе 

Осеню 2018 я оказалась в Дубай. В планах было открыть сразу пять проектов. Я была, конечно, очень амбициозной. Это я потом поняла. Мы начали анализировать и стало понятно, что ни один из наших текущих концептов, не считая (шиша-концепта), здесь не зайдёт.

После изучения рынка, с учетом, что наш успех в Алматы начался с кофейного концепта «Social Coffee», решено было открыть кофейню в Дубае. Так родилась «Saya Caffe», концепт, созданный для стран Персидского залива. 

Помещение нашли, дизайн 3D сделали. Когда начали считать сметы, привлекать подрядчиков, сумма вышла просто нереальной. Изначальный бюджет эта сумма превышала в 4 раза. Да-да я не шучу. Нам пришлось получить и пройти неимоверное количество документов на открытие. Имея большой опыт открытия проектов у нас, здесь я села в лужу. Меня часто охватывала паника, я с тихим ужасом представляла, что я буду делать, если проект не пойдёт, как я подведу своих акционеров, которые в меня поверили...

У меня бывает внутренние предчувствие. Я чувствую помещение и его энергетику, представляю в нем много гостей, как они сидят, едят и радуются. Когда мы открылись, не ожидали большого количества гостей. А вышло наоборот. Первый раз мне самой приходилось нарезать торты и подавать посуду. В день открытия у нас закончилась еда, торты и кофе. Это было круто! Но, стрессово.

Прошёл, наверное, месяц, после того, как мы все наладили и встали на рельсы. Но скажу вам, что риск стоил всего, что мы пережили. Сейчас наш проект очень популярен среди «Locals». Есть 10 запросов на франшизу.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить