Беззаботная жизнь в Австралии

Почему стоит исследовать сказочную страну-континент вслед за старыми мореплавателями

Фото: © Depositphotos.com/robynmac

Первое знакомство с Австралией у многих (по крайней мере, на просторах бывшего СССР) случилось в детстве, с прочтения книги польского писателя Альфреда Шклярского «Томек в стране кенгуру», которую тот написал в далеком 1957 году. За ней последовал ряд книг о приключениях главного героя в других частях света. Эти книги вызывали в нас мечты о далеких путешествиях и удивительных приключениях. Вот и я не стал исключением. Но еще большее впечатление на меня произвело другое произведение – австралийский мини-сериал «Все реки текут», снятый по одноименному историческому роману Нэнси Като. Фильм рассказывает об освоении Зеленого континента, в частности бассейна самой крупной его реки – Муррей. Удивительно, но именно на берегу этой реки, у водохранилища Хуме, прошла моя первая ночь в дикой природе Австралии, по пути к главной цели путешествия – горе Костюшко, высшей точке страны.

Между тем первая моя попытка отправиться на Зеленый континент была «зарублена» в 2013 году отказом в визе. Интересно, что посольство Австралии в Москве (а документы надо отсылать именно туда), не отказало мне при этом в визе Папуа – Новой Гвинеи, которую также представляет. В конце 2016-го я решил повторить попытку, получил добро и уже в феврале этого года три недели пробыл в одной из самых интересных стран мира. Так что к сбору документов на визу следует подходить максимально ответственно: посольство требует перевода на английский всех подтверждающих документов, вплоть до адресной справки и справки о несудимости. Время рассмотрения – минимум 30 дней. Радует то, что документы теперь можно загружать через интернет. Никакой отметки в паспорте не ставят, личного присутствия не требуется.

Съели или нет?

Прямого авиасообщения между Казахстаном и Австралией нет: слишком большие расстояния и нерентабельность. Но попасть в южное полушарие можно всего с одной пересадкой – в Гонконге, Куала-Лумпуре, Бангкоке или Дубае. Вариантов авиакомпаний тоже достаточно – от лоукостеров до хайлевел. Есть несколько основных международных аэропортов, куда можно прилететь: Брисбен, Мельбурн, Сидней, Перт, Дарвин, Кэрнс. Я летел через Гонконг в Мельбурн. Внутри Австралии основными авиа­перевозчиками являются Qantas, Virgin Australia, а также лоукостеры Tiger Airways и Jetstar Airways.

Пересекая государственную границу, надо быть готовым к разговору со строгим офицером. Мне лично пришлось рассказывать весь маршрут путешествия, почти всю свою биографию, но, когда я предложил показать удостоверение журналиста Forbes, офицер сразу подобрел. Далее идут санитарный и ветеринарный контроль. Предлагается заполнить специальную анкету, в которой нужно задекларировать все, что вы ввозите из того, что не произведено в Австралии. Я был честен и задекларировал конину, которую заказывали друзья – бывшие алматинцы. К огорчению, ее провезти не разрешили, хотя позволили «подъесть» перед утилизацией. Как ни старался уговорить сотрудников санитарного контроля попробовать horse meat, они так и не согласились.

Фото: © Depositphotos.com/duha127

Мельбурн встретил летней жарой. В Австралии все вверх тормашками: когда у нас зима, за экватором лето. Однако для жителей города теплая погода тоже подарок. Несмотря на мягкий морской климат, солнечных дней в году не так уж много. Поэтому на пляжах на берегу залива Порт-Филлип в такие дни особенно многолюдно. Мельбурн вообще известен частыми и не­ожиданными переменами погоды. Выражение «четыре сезона за один день» – визитная карточка города.

Мельбурн является вторым по численности населения городом страны (4,3 млн), совсем немного отставая от Сиднея, и самым южным мегаполисом в мире. Причем он был основан европейцами далеко не первым на континенте (первым опять-таки был Сидней – еще 1788-м). Лишь в 1835 году группа поселенцев, прибывших из Тасмании, заложила город на реке Ярра, недалеко от места ее впадения в залив Порт-Филлип. В память о том знаменательном событии и просто для коммуникации между Мельбурном и островом Тасмания до сих пор действует популярная паромная переправа. Ежедневно курсируют два быстроходных парома: Spirit of Tasmania I и Spirit of Tasmania II.

С открытия континента до основания первого города прошло почти 200 лет. В 1606 году Виллем Янсзон на корабле «Дайфкен» высадился на побережье Австралии, назвав его Новой Голландией и объявив владением Нидерландов (при этом собственно голландцами она никогда не осваивалась). В том же году испанская экспедиция Педро Фернандеса Кироса высадилась на Новых Гебридах и, предположив, что это континент, назвала его Южная Земля Святого Духа. В 1642-м еще один голландец Абел Тасман совершил путешествие, в ходе которого открыл Землю Ван-Димена (позднее названную Тасманией) и Новую Зеландию, чем сделал значительный вклад в исследование Австралии. В 1644-м, во время второго путешествия, он проплыл мимо австралийского восточного побережья к южному побережью Новой Гвинеи. Тасман пропустил Торресов пролив между Новой Гвинеей и Австралией и продолжил плыть на запад вдоль побережья Зеленого континента. Таким образом, к 1650-м годам благодаря голландским мореплавателям очертания Австралии были достаточно хорошо прорисованы на картах.

Фото: © Depositphotos.com/TKKurikawa

В 1769 году британский лейтенант Джеймс Кук, командовавший кораблем «Индевор», плыл на Таити, чтобы увидеть прохождение планеты Венера по диску Солнца. Кук также исполнял секретные инструкции адмиралтейства по поиску южного континента. 19 апреля 1770-го экипаж увидел восточное побережье Австралии и 10 дней спустя высадился в бухте Ботани. Кук исследовал местность вместе с натуралистом Джозефом Бэнксом, после чего сообщил о благоприятных условиях для основания в заливе колонии. Чуть севернее, на берегу другого залива Порт-Джексон, через 18 лет был заложен Сидней.

Так за что аборигены съели Кука? И делали ли они это вообще? По крайней мере, австралийские аборигены к убийству отважного мореплавателя отношения не имеют. Он погиб от копий гавайцев во время своего третьего кругосветного путешествия в 1779 году.

Никаких забот!

Но вернемся к Мельбурну. Город считается одним из основных коммерческих и промышленных центров Австралии. Его также часто называют спортивной и культурной столицей страны, так как здесь проходит много больших мероприятий в этих сферах. Еще он знаменит своим сочетанием викторианской и современной архитектуры, многочисленными парками и садами, многоликим населением и разно­образной кухней.

Передвигаться по Мельбурну удобно на велосипеде: здесь очень продуманная, обширная и безопасная сесть велодорожек. Есть несколько популярных кольцевых маршрутов, один из которых – вдоль берега реки Ярра. Во времена золотой лихорадки в штате Виктория река, ее берега и холмы вокруг были местом промысла для многочисленных старателей. По этой причине ландшафт сильно изменился. Сегодня Ярра служит рекреационным целям: на ней занимаются греблей и плаванием. В устье расположен крупнейший в стране морской порт, с ежегодным товарооборотом около $58 млрд. А чуть выше по течению находится современный даунтаун с небоскребами, художественными галереями, музеями, развлекательными центрами.

Если вы не поклонник кручения педалей, можно ездить по городу на трамвае. Трамвайная сеть в Мельбурне считается крупнейшей в мире. Это не только средство передвижения, но также элемент культурного наследия и важная туристическая достопримечательность. С 2015 года проезд в центре бесплатный.

Фото: © Depositphotos.com/duha127

Помимо центра города, где расположены основные туристические достопримечательности, такие как небольшой каменный коттедж, принадлежавший семье Джеймса Кука и перенесенный в Мельбурн из Англии в первой половине XX века (здание является национальным достоянием Австралии), по­пулярными у туристов считаются еще несколько районов, один из которых Сент-Килда. На его пирсе гнездятся пингвины, которые вечером возвращаются с охоты в заливе и выбираются на камни к своим гнездам. Понаблюдать за ночной жизнью пернатых в свете красных фонарей смотрителей пирса (этот цвет не пугает птиц) собирается каждый вечер множество туристов. Сент-Килда очень популярен у молодых людей, которые путешествуют «дикарями». В основном это коренные австралийцы – в стране очень развит внутренний туризм. В 2008 году Мельбурн впервые обогнал извечного соперника Сидней по такому показателю, как количество денег, потраченных в городе местными туристами. В Сент-Килде проходит ежегодный музыкальный фестиваль, один из самых крупных в Австралии. Здесь же находится один из самых старых луна-парков в мире, открытый в 1912 году. Пляж и его инфраструктура напоминают пляжи Лос-Анджелеса и Майами.

Жить в Мельбурне, равно как и во всех остальных регионах Австралии, довольно комфортно. Жизнь предельно расслаблена. Любимое выражение австралийцев: «No worries!» (дословно «Никаких забот!»). Плюс все друг другу доверяют. Австралия является 13-й по размеру экономикой в мире, занимая шестое место по ВВП на душу населения и имея 12-е по объему военные расходы. Со второй позицией в Индексе развития человеческого потенциала, страна обладает высокими показателями в таких сферах, как качество жизни, здоровье, образование, экономическая свобода, защита гражданских свобод и политических прав.

Хотя права коренного населения – аборигенов стали в полной мере соблюдать лишь с 1967 года, когда получило развитие движение за возрождение национальной самобытности и обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение на условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Фото: © Depositphotos.com/steveheap

В Мельбурне проживает достаточно большое количество аборигенов – более 20 тыс. человек (0,6% населения). Правда, мне довелось встретить лишь одного – попрошайку в центре города. В целом, несмотря на заботу государства и крупные социальные выплаты, жизнь аборигенов хуже, чем у остального населения. Многие просто спиваются, как это происходит, например, с индейцами в Америке. Но есть и исключения. Например, олимпийская чемпионка 2000 года в беге на 400 метров Кэти Фримен.

Не все апостолы

Рядом с Мельбурном (по австралийским меркам это расстояние в 200–300 км) расположено несколько популярных национальных парков. Визитной карточкой Австралии (такой же по значимости, как Ниагарский водопад в США и Канаде) считаются скалы «12 апостолов». К национальному парку Порт-Кэмпбелл, где из прибрежной океанской воды торчат эти известняковые образования высотой до 45 метров, ведет одна из живописнейших дорог мира – Великая океанская дорога. В Австралии вообще дороги любят называть «великими»: есть еще Великая альпийская дорога. И не важно, что она может иметь всего две полосы движения или быть с грунтовым покрытием, как Великая центральная дорога – шоссе, проходящее через штаты Западная Австралия и Северная территория. Поскольку оно следует через территории аборигенов, в отдельных местах необходимо специальное (но бесплатное) разрешение на проезд.

Фото: © Depositphotos.com/katacarix

Внешний вид «12 апостолов» и небольшое расстояние одного от другого сделали это место по­пулярной туристической достопримечательностью. Поначалу оно носило название Соу-энд-Пиглетс («Свинья и поросята»), которое в XX веке было изменено на современное, притом что в группе имелось… только девять скал. «Свинья» – это остров, а «поросята» – отделившиеся от него скалы. В настоящее время их вообще осталось восемь, так как одна в 2005-м обрушилась, не выдержав воздействия эрозии. Многочисленные туристические компании предлагают однодневные и более продолжительные туры к «апостолам». Можно арендовать машину, чтобы не быть «привязанным» к группе.

Если брать двухдневный тур, то в него будет включено посещение другого популярного парка – Грампианс. В 1836 году исследователь Томас Митчелл дал такое имя системе горных хребтов, составляющей его основу, в честь Грампианских гор своей родной Шотландии. В парке обустроены несколько обзорных площадок с потрясающими видами, места для скалолазов и тропы для пешеходов. Высшая точка парка – гора Уильям (1167 м). На вершине установлена мемориальная табличка о первом восхождении в 1836-м и телекоммуникационная вышка, с которой зимой могут падать сосульки, о чем предупреждает табличка на заборе.

Меня же интересовала высшая точка Австралии – гора Костюшко (2228 м), на которую я должен был водрузить флаги Казахстана и Казахского географического общества. Первым человеком, поднявшимся на ее вершину в 1840 году, был польский путешественник, географ и геолог Павел Эдмунд Стшелецкий, который дал горе название в честь военного и политического деятеля Польши Тадеуша Костюшко. Польскую фамилию австралийцы выговорить не могут, поэтому называют вершину Козиоско. Гора находится в одноименном национальном парке в 600 км на северо-восток от Мельбурна, в сторону столицы Канберры.

Фото: Андрей Гундарев

Проснувшись утром у водохранилища Хуме на реке Муррей, я был в очень хорошем настроении. Еще бы, ведь сегодня должна была сбыться моя очередная мечта. Восхождение на Костюшко – часть популярной альпинистской программы «7 вершин» (восхождение на высшие точки семи континентов планеты), которую я выполняю. Преодолев еще 300 км, оказался в популярном курортном местечке Тредбо. Австралийской зимой здесь начинает работать горнолыжный курорт. Сезон короток, максимум два с половиной месяца, но люди едут со всей страны.

Начав подниматься от станции канатной дороги, рискуя попасть под колеса многочисленных любителей горного велосипеда, я набрал почти километр высоты, вышел из зоны леса и оказался в альпийской зоне. До вершины было еще 6 км. В пять часов вечера я стоял на ней! Было очень ветрено, с трудом удалось найти возможность сделать фотографии с флагами. Спуск занял два часа. Спускался я по другому маршруту, в сторону перевала Каролина. В итоге протяженность всего пути составила 20 км.

Фото: Андрей Гундарев

После восхождения вернулся в Мельбурн и улетел на восточное побережье. Написать книгу про приключения в Австралии, как это сделал Альфред Шклярский, у меня вряд ли получится, но на множество очерков и воспоминаний хватит. Тем более что есть желание вернуться и попытаться объять необъятное – Зеленый континент.

Об авторе

Андрей Гундарев
путешественник

 

Статистика

2028
просмотров