Тибет без купюр

14768

Как найти себя на вершине мира

У  Китая есть чему поучиться как в экономическом, так и в духовном плане. Однако не обязательно для этого долгое время проводить над изучением китайских иероглифов, чтобы потом читать в оригинале Конфуция и экономическую теорию Ден Сяопина. Для первого раза достаточно прос­то посетить Китай. И если Урумчи, Пекин или Гуанчжоу для казахстанца ближний свет, то Тибет с его тысячелетней буддийской историей и культурой становится настоящим открытием.

Путешествие в Тибет начинается с получения китайской визы, что для алматинцев совсем не затруднительно. Любая туристическая компания оформит документы в недельный срок примерно за 8 тыс. тенге. Копии паспорта и визы отправляются в Китай для получения обязательного разрешения (пермита) на путешествие по Тибету, поскольку многие районы там до сих пор контролируются военными. Эти пермиты вручают в Пекине перед отъездом в бывшую столицу независимого тибетского государства Лхасу.

Попасть в столицу древнего Тибета можно двумя способами. Первый довольно банальный – на самолете. Перелет из Пекина обойдется от $450 в одну сторону. Второй для любителей экстрима – на поезде. Он наиболее интересен в плане глубокого погружения в Тибет. Двое суток в купе на шесть коек без дверей, с постоянно сменяющими друг друга пассажирами, с походами через переполненные общие вагоны в вагон-ресторан. Но благодаря этой поездке можно увидеть материковый Китай не через призму теленовостей или канала «Дискавери», а изнутри. Поезду надо преодолеть до Лхасы 2,9 тыс. км через перевал на высоте 5,2 тыс. м, при пересечении которого в вагоны подают кислород. До Тибета пейзажи в основном пустынные и полупустынные, но каждый пригодный участок бережно возделывается, пролетают мимо города-миллионники.

Повсюду стройки – дома, мосты, заводы, лес башенных кранов. Ближе к Тибету пейзаж за окном сменяют пастбища с яками и овцами. На подъезде к Лхасе чувствуется, как приближается «большой» в тибетском понимании город. Все чаще появляются деревни с искусственно посаженными тополями. Во время путешествия понимаешь, какой титанический труд необходим, чтобы построить такую железную дорогу в горах, в вечной мерзлоте, с туннелями, мостами, эстакадами. Например, последний участок дороги длиной 1143 км был построен за пять лет и открыт 1 июля 2006 года. Параллельно с железной построена хорошая автомобильная дорога на две полосы.

В Лхасе первое время кажется, что город ничем не отличается от обычного современного, но провинциального китайского города. Это ощущение быстро исчезает, когда попадаешь в центр города, в район храма Джоканг, который был построен для непальской принцессы, одной из жен первого дхарма-царя Тибета Сонгцена Гампо. В этом храме до сих пор хранится привезенная принцессой из Срединной империи статуя Будды Шакьямуни, считающаяся и ныне одной из главных святынь Тибета. Местные жители стоят в очереди, чтобы посетить храм, но туристов проводят без очереди. Храм окружает рынок Балгхор, где можно купить предметы традиционного буддийского искусства, такие как статуи и тханки, ну и обычные для Тибета сувениры. При покупке нужно обязательно торговаться, как на любом восточном базаре.

Над центром Лхасы возвышается холм Марпо Ри с легендарной Поталой, царским дворцом и буддийским храмовым комплексом, который являлся основной резиденцией Далай-ламы. Посещение Поталы нужно регистрировать заранее у администрации. Вход строго по обозначенному времени: на посещение верхнего дворца дается час, внутри помещений запрещена фото- и видео­съемка. Все эти меры безопасности введены для того, чтобы сохранить древности от наплыва туристов. С холма открывается отличный панорамный вид на город.

Помимо туристов в Лхасу круглогодично стекаются многочисленные паломники со всех провинций Тибета, особенно в канун праздника Сагадава – традиционного буддийского торжества в честь рождения, просветления и ухода в паринирвану Гаутамы Будды. Гордые длинноволосые воины Кхама, дикие кочевники из Западного Тибета, женщины в украшениях из больших кусков коралла и бирюзы, которую до сих пор можно подобрать прямо с земли в горных районах. Многие из них приходят в Лхасу пешком, а некоторые, самые крепкие в вере, совершая «простирания» – молитвенные поклоны на каждый третий шаг. Эти ползущие «личинки» удивляют больше всего.

В окрестностях Лхасы сохранилось огромное количество храмов и монастырей, различных школ и направлений тибетского буддизма. Многие из них были полностью разрушены во времена «культурной революции», но с конца 80-х годов прошлого века почти все стали восстанавливаться и в данный момент являются действующими. До одного из них – Дрикунг-Тил – три часа езды от Лхасы на восток. До того как в 1959 году Дрикунг-Тил был покинут и впоследствии разрушен, в монастыре жило около 400 монахов, 60 йогинов, занимающихся медитативной практикой, шесть лам и восемь лам-перерожденцев. При монастыре есть гостевой дом, в котором можно остановиться на пару дней и погрузиться в атмосферу одной из самых древних религий опыта. Храмы монастыря доступны для посещения практически в любое время. Можно поприсутствовать на традиционных церемониях, во время которых монахи вслух читают древние тексты и нараспев произносят мантры.

Ехать в Тибет нужно не только за буддийской экзотикой, но и за впечатлениями от самых высоких вершин планеты. Тибет называют «крышей мира» не зря. Знаменитый Эверест (здесь его называют Джомолунгма) находится на границе Китая и Непала. От путешественников зачастую можно услышать истории об ужасных дорогах Тибета, но эти страшилки сильно преувеличены. Китай вкладывает в развитие транспортной инфраструктуры огромные средства, и из тысяч километров путей лишь десятая часть проходит по грунтовым дорогам. Кстати, основная усталость в путешествии по Тибету появляется именно от длительных переездов на автомобиле. Зато наличие незабываемых горных и пустынных пейзажей за окном позволяет не обращать внимания на усталость. Несмотря на хорошее состояние дорожного покрытия, никто не нарушает скоростной режим, хотя здесь сложно встретить хотя бы одного полицейского с радаром. Оказывается, на преодоление каждого конкретного участка дороги рассчитано определенное время, которое замеряется на постах местного ГАИ, так что превышать скорость просто не имеет смысла.

По пути к Эвересту можно и нужно посетить еще два интересных монастыря. Монастырь Пелкхор-Чоде в Гьянтзе с его самой большой в Тибете ступой Кумбум высотой 32 метра. В ней пять этажей, множество комнат, статуй и алтарей. Кумбум означает «тысяча», поскольку здесь есть 1000 изображений будд и бодхисатв. После Гьянтзе по дороге в Шикадзе, второй самый крупный город Тибета, можно заехать на небольшой завод по производству традиционной тибетской еды – цампы. На заводе из жареного ячменя делают муку, готовую к употреблению. Цампу тибетцы едят с чаем с маслом яка, добавляя сахар по вкусу. Цампа до прихода коммунистов была основным продуктом питания тибетцев.

Второй монастырь находится в городе Шигадзе. Он называется Таши Лунгпо, монастырь Панчен-ламы. Монастырь практически не пострадал во времена «культурной революции», чего не скажешь о Панчен-ламе. В одном из храмов самая большая в Тибете статуя Будды Майтреи высотой 26 метров. На ее изготовление ушло 279 кг золота, почти столько же серебра, 116 тонн бронзы, более 40 алмазов и 1000 жемчужин.

Преодолевая расстояния и перевалы в сторону Эвереста, придется несколько раз показывать свои пермиты и паспорта на разных чек-поинтах. Обилие военных не сильно напрягает, все-таки рядом государственная граница. На перевале Гьятцо-Ла (5200) перед Эверестом можно не наблюдать незабываемых видов на «восьмитысячники» из-за облачности, но чем ближе подъезжаешь к Эвересту, тем он больше открывается.

Большинство туристов приезжают в Тибет для того, чтобы увидеть легендарную гору Кайлас, которая в восточных религиях считается центром мироздания, и совершить ритуальный трехдневный обход – «кору» – вокруг горы. Считается, что у тех, кто совершает ее, жизнь меняется в лучшую сторону, причем кардинально, что можно познать себя, узнать тайны вселенной. В общем, Кайлас овеян мифами и легендами, толпы эзотериков стремятся к нему каждый год. Для некоторых визит к Кайласу открывает возможность посетить медитационные пещеры самого известного йогина и поэта древнего Тибета по имени Миларепа.

«Кора» начинается от поселка Дарчен и идет по долине Дарпоче, мимо западного «лица» Кайласа. Напротив, на другом берегу долины, – монастырь Дира Пук с одной из пещер Миларепы на его территории.

Второй день самый сложный, потому что туристам и многочисленным паломникам необходимо преодолеть перевал Долма-Ла высотой 5600 м. В хорошую погоду это не очень сложно, но когда бушует стихия, например во время снегопада, многие разворачиваются назад. К вечеру обхода горы на пути встречается очередной монастырь Зутул Пук с одноименной пещерой. На всем протяжении «коры» встречаются ползущие «простираниями» вокруг горы тибетцы. Некоторые путешественники поддерживают их, давая паломникам какие-то продукты. В общем, этот маршрут для сильных не только духом, но и телом искателей приключений.

Последним пунктом посещения в двухнедельном путешествии туроператоры обычно предлагают провинцию Нгари с руинами древних королевств Шаншунг и Гуге. Королевства эти отождествляют с легендарной страной Шамбалой, короли которой в грядущие темные времена спасут все прогрессивное человечество от варварства. Именно из королевства Гуге пошла историческая первая волна распространения буддизма в Тибете. Переехав пару перевалов и преодолев 200 км строящихся дорог на запад от Кайласа, вы увидите песчаный пейзаж Толинг, который похож на каньон реки Чарын, но по масштабам в десятки раз больше. Каньон в данном случае реки Сатлендж, истока Инда.

По возвращении из Тибета в Пекин путешественника ждут Китайская стена, утка на ужин, заключительный шопинг, но все это уже совсем другая история, можно сказать, из другого мира.

Фото: Андрей Гундарев

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить