Почему не следует ограничиваться пляжами, находясь в Гоа

15915

Индия – огромная страна, которая территориально делится на 29 штатов, и самый маленький из них – наиболее известный и популярный у нас Гоа. Хотя можно услышать мнение, что Гоа – это не Индия. Не верьте – самая настоящая Индия, со всем тем, что мы в ней так любим и из-за чего раздражаемся

Фото: Андрей Гундарев

Соседство дорогих отелей и тростниковых лачуг, католических и индуистских храмов, колониальной португальской архитектуры и раскрашенных всеми цветами радуги современных бетонных коробок, европейских и индийских туристов, песчаных пляжей и тропических джунглей, хаоса и гармонии. Самолёт, вылетев из Дели, приземляется в новом международном аэропорту Васко да Гама в Центральном Гоа. Покинув его, вы вступаете в удивительный мир…

За атмосферой

Если вы любитель отдыха на море (океане), то только ради этого в Гоа можно не приезжать. Зря потратите время и деньги. Сюда приезжают за атмосферой. Если вы устали от офисной жизни и, как всегда, внезапно наступила зима, то забыться и согреться легко можно на берегу Аравийского моря. Сменить деловой костюм и туфли на сланцы, майку-тишотку и штаны-аладдины. Комфортный джип – на мопед-табуретку. Никто не призывает жить в шалаше, ведь даже на самом расслабленном и «хипповском» пляже Арамболь в Северном Гоа можно остановиться в дорогом отеле и поесть в приличном рес­торане. Но о работе и социальном статусе всё равно сразу забываешь.

Респектабельных отелей и оборудованных пляжей больше в Южном Гоа, но знаменитая гоанская атмосфера исключительно на севере. Начиная от поселка Сиалим на север от реки Чапора идут пять пляжей, ещё не испорченных туристами-индийцами. (Местный туризм с каждым годом становится всё более массовым, и когда-то никому не нужный, кроме европейцев, штат теперь переполнен визитёрами. А индийские туристы, как китайские, – очень шумные и не слишком воспитанные с нашей точки зрения.)

Пять пляжей и одноимённые деревеньки, это Моржим, который когда-то был очень популярным у «новых русских», Ашвем, Мандрем и Арамболь – колонии хиппи и искателей истины, и самый дикий Керим. «Керим наш!» – любят нынче говорить туристы из России. Здесь, в скромном по современным меркам особнячке, регулярно останавливается Борис Гребенщиков, когда приезжает с гастролями в Гоа.

Фото: Андрей Гундарев

Социализироваться или погружаться в атмосферу следует на закате на Арамболе. Посреди пляжа самоорганизовывается «бич-маркет» – от английского beach. Хотя русское «бич» тоже отчасти подходит для этой креативной барахолки. Можно купить различный хендмейд, поиграть у костра на барабанах, нарисовать мандалу на песке, послушать многочисленных гуру всего на свете, помочь индусам выгулять огромного быка, покататься на кайте, съесть свежайшие морепродукты в непрезентабельном шеке (кафе, построенном из чего попало). И всё это в лучах огромного красного солнца, медленно исчезающего в водах Индийского океана.

Если местный социум надоедает, всегда можно уехать на совершенно дикие пляжи соседнего штата Махараштра. Это не значит, что там не окажется рыбаков или играющих местных, но никто к вам не будет приставать с услугами массажа или парео для вашей спутницы. Прямо на границе двух штатов, на высоком берегу реки с кавказским названием Терек в историческом португальском форте Теракол расположен один из лучших бутик-отелей всего западного побережья.

При желании можно поехать на север в столицу Махараштры город Мумбай (Бомбей), посетить Болливуд, познакомиться с английской колониальной культурой. Но большинство считает, что логичнее и приятнее путешествовать наоборот, из Мумбая в Гоа. А из Северного Гоа стоит съездить в Центральный, ведь там находятся все основные памятники португальского периода.

Старый и новый Гоа

Расцвет колониального периода пришелся на начало XVI – конец XVII века. Португальцы огнём своих пушек покорили всё побережье Малабара (Юго-Западной Индии), закрепились в Гоа и стали контролировать торговлю пряностями и специями в Индийском океане. Неудивительно, что огромное количество золота аккумулировалось в столице португальской Индии – Старом Гоа, прозванном «Городом церквей», своей красотой превосходящих все христианские храмы Востока. В старину говорили: «Тому, кто увидел Гоа, не нужно видеть Лиссабон». Возможно, это выражение актуально и по сей день, если говорить об архитектурном наследии.

Процветание Гоа закончилось в конце XVII века, когда торговая монополия Португалии в Индийском океане была подорвана голландцами и англичанами. Постепенно их владения со всех сторон окружили Гоа, значение которого продолжало падать. Большая часть прежде великолепных общественных зданий превратилась в развалины, особенно после того, как губернатор переехал в новую столицу Панаджи. Несмотря на это, Старый Гоа оставался духовной метрополией всего римско-католического населения Индии. Его постройки колониального периода внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото: Андрей Гундарев

Если Старый Гоа больше похож на музей под открытым небом, то Новый Гоа, город Панаджи, очень живой, но не менее колоритный. Именно он больше всего похож на Португалию. Здесь не так много церквей, зато хватает остального. Сердцем города является площадь Церкви, где находится церковь Непорочного зачатия Божией Матери, построенная в 1541 году. Другие достопримечательности, построенные начиная с XVI века: институт Менезес Браганса, храм Махалакшми, мечеть Джама Масджид, часовня святого Себастьяна.

Нельзя сказать, что португальская корона не хотела протянуть свои руки вглубь полуострова Индостан. Но пушками с каравелл стрелять дальше береговой линии невозможно, полноводных рек, по которым можно было бы подняться вверх по течению, в этой части нет, человеческого ресурса тоже не хватало. Поэтому, закрепившись на побережье, колония стала влиять на внутренние торговые потоки и политику соседних государств.

Вслед за ветрами истории стоит отправиться на восток от побережья, тем более что абсолютно все описанное выше можно посмотреть за неделю. И обратить взор на штат Карнатака.

Место силы

Если время позволяет, то перед тем, как покинуть побережье Гоа, все-таки нелишне посетить одно место на побережье Карнатаки – город Гокарну. С санскрита название переводится как «коровье ухо». Согласно древним легендам, именно в Гокарне бог Шива родился из уха древнеиндийской богини земли Притхиви, принявшей образ коровы. Город – одно из главных мест паломничества для индуистов, в первую очередь шиваитов. Паломники приезжают в Гокарну, чтобы побывать в древнем храме Махабалешвар, что означает «великая сила». Дело в том, что в храме хранится предмет «великой силы» – самый главный лингам (детородный орган) Шивы. Его называют шивалингам. Как рассказывают легенды, лингаму этому более полутора миллионов лет. В Индии повсюду можно встретить лингамы Шивы той или иной степени старости. Но этот – самый-самый, можно сказать, ветеран. Увидеть его и прикоснуться к месту силы прибывают тысячи индусов. Иностранцам же вход сюда строго запрещен, хотя на территорию храма попасть можно – чтобы полюбоваться на колоритных полуголых паломников, на священных быка и корову, которым тут же предлагают купить в подарок букет зеленой травки.

Руины империи

Карнатака богат на индуистские святыни. Не менее важной, чем место рождения Шивы, является местность Хампи, потому что там он женился. Женился на красавице богине по имени Тунгабхадра. Богиню олицетворяет одноимённая река, протекающая на севере штата в гористой местности, покрытой огромными валунами. В эпосе «Рамаяна» эта река называется Пампа, Хампи – англифицированный вариант.

Сейчас под названием Хампи имеется в виду небольшая деревня на берегу. Мировую известность этому месту принесли руины Виджаянагара – бывшей столицы Виджаянагарской империи. Здесь сохранилось множество памятников, некогда являвшихся частью древнего города, которые теперь также входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Так как деревня расположена в самом центре руин (которые, к слову, занимают свыше 40 кв. км), её часто отождествляют с самим разрушенным городом.

Фото: Андрей Гундарев

Поездка в Хампи – это, несомненно, самая впечатляющая экскурсия, которую можно совершить, находясь на отдыхе в Гоа. Руины древней столицы предстают какими-то фантастическими декорациями, на фоне которых течёт жизнь самой настоящей индийской глубинки, мало изменившаяся с далеких времен. Если вы когда-нибудь мечтали переместиться на машине времени лет эдак на 500 назад, вам непременно нужно посетить Хампи. Можно даже представить себя русским купцом Афанасием Никитиным, который побывал здесь во время своего легендарного хождения за три моря в середине XV века, задолго до того, как португалец Васко да Гама причалил первым из европейцев к берегам Индии.

Великая Виджаянагарская империя на протяжении двух веков занимала весь юг Индостана «от моря до моря». Была крупнейшим средневековым индуистским государством южной Индии в эпоху господства мусульманских монархий. Она занимает в истории Индии такое же место, как Киевская Русь у восточных славян.

Государство возникло в ходе борьбы индусов с мусульманским Делийским султанатом в 1336 году. Имперское могущество было достигнуто в первой половине XV века во время правления царя Деварайа II (1422—1446), который совершил завоевательные походы в Бирму и на Цейлон.

Благодаря своим правителям империя Виджаянагара стала мес­том возрождения традиционной индийской архитектуры, музыки, искусства и литературы, которые были в упадке со времен мусульманского завоевания Индии. Тогда здесь вошли в традицию пышные праздники, которые местные жители любят до сих пор. Так, каждую первую неделю ноября в Хампи устраивают праздник Hampi Utsav, во время которого все руины и памятники на территории заповедника подсвечиваются на ночь, играет традиционная музыка, проходят яркие выступления. Во славу бога Шивы, конечно же.

Население одноимённой столицы империи Виджаянагара в период расцвета насчитывало полмиллиона человек, в десятки раз больше средневекового Лондона. На его базарах торговали на вес алмазами и шелками, дворцы были украшены золотом, в храмах проводились пышные церемонии, а правители устраивали торжественные приемы. За два с лишним века город сублимировал созидательную человеческую энергию в виде удивительных архитектурных сооружений разных индуистских течений. При этом особенно острая борьба шла за духовное верховенство между поклонниками Шивы и Вишну. В конце концов она и стала главной причиной падения империи.

Что обеспечивало строительство великолепных дворцов и храмов? Труд подданных и эффективное хозяйство. Основой экономики служили ирригация, сельское хозяйство, золотые прииски и алмазные копи, которые находились примерно в 200 км на восток, на реке Кришна. «Копи Голконды», в частности, были описаны Марко Поло, побывавшим здесь в 1296-м. Правители покровительствовали купцам. Торговля давала коней и слонов для армии, золото, алмазы и другие драгоценные камни для казны. Налоги были низкими, а их поступления обильными. Половина собранных средств шла на содержание армии, четверть – на благотворительность и дары храмам, остальное откладывалось в царскую сокровищницу, своеобразный золотовалютный резерв.

Когда на Малабарском побережье обосновались португальцы, Виджаянагар заключил союз с конкистадорами и стал обладателем абсолютной монополии на торговлю лошадьми на юге Индостана. Португальцы поставляли пушки и мушкеты, что позволило создать сильную армию с артиллерией и кавалерией. Но в 1565 году мусульмане нанесли империи смертельное поражение. И не без помощи коварных португальцев, которые, как оказалось, «монопольно» торговали лошадьми не только с индуистами.

Фото: Андрей Гундарев

Впрочем, Виджаянагар сам постоянно покушался на земли мусульман. В XVI–XVII веках боролся с Бахманидским султанатом, после распада которого объединенные мусульманские княжества объявила империи джихад. Генеральное сражение состоялось 23 января 1565 года при Таликоте. Индуисты имели огромное преимущество: только одна из их армий насчитывала 200 тыс. всадников, 100 тыс. пехотинцев и 500 слонов. Тем не менее они были разбиты, вожди погибли, наёмники бежали. Главный военачальник Рама Райа был пленён и обезглавлен. Вместо обороны столицы махараджа со своим двором собрал сокровища и бежал на юг. Империя рухнула, а столица была разграблена захватчиками в течение шести месяцев. Через несколько лет последний житель покинул город, который стал местом обитания тигров и полчищ обезьян.

На удивление, почти не пострадал храм Вирупакши, который до сих пор действует и привлекает паломников. Он посвящен Шиве, известному здесь под именем Вирупакша, как супруг богини Пампы. В начале XIX века храм был отреставрирован, заново расписан потолок, восстановлены северная и восточная башни.

Алмазный штат

На протяжении двух тысячелетий Индия была основным регионом мира по добыче алмазов. Одно из крупнейших месторождений располагалось у средневекового города-крепости Голконда на юго-востоке Индостана вблизи Хайдарабада (столицы штата Телангана). В 1364–1515 годах Голконда была столицей Бахманидского султаната. Хайдарабад же был основан на рубеже XVI–XVII веков могольскими правителями: от них осталось множество красивых дворцов, мечетей, гробниц, жилых домов. Это сравнительно молодой город по меркам Индии. Он назван в честь праведного халифа Али ибн Абу Талиба, известного также под прозвищем Хайдар (лев). Еще Хайдарабад иногда называют «Жемчужный город», поскольку издавна это место, где можно купить жемчуг разных видов.

На местных копях были добыты такие знаменитые алмазы, как «Орлов», «Кохинор» и «Шах». «Орлов» (199,6 карата) – самый крупный в Алмазном фонде РФ – был найден в начале XVII века, куплен графом Орловым и преподнесён Екатерине Великой на именины в надежде вернуть утраченную милость. С 1784 года бриллиант украшал скипетр императрицы. «Шах» (88,7 карата) также хранится в Мос­кве. Принадлежал правителям Великих моголов, затем персидским шахам. Был передан шахом Персии императору Николаю I в знак извинения после убийства в 1829 году в Тегеране русского посланника Александра Грибоедова.

Фото: Андрей Гундарев

Алмазы являлись важнейшей статьёй экспорта Бахманидского султаната и Виджаягарской империи, а наиболее востребованным импортным товаром были персидские лошади. Потому не случайно шахи Персии оказались владельцами крупных алмазов. Со временем, однако, месторождения истощились, и Индия уступила «алмазное господство» Бразилии. Тем не менее в 1937 году журнал «Тайм» назвал последнего низама Хайдарабадского княжества Осман Али Хана одним из самых богатых людей мира, поместив его на обложку. Личное состояние правителя, сделанное в основном на торговле алмазами, было оценено в $2 млрд, или 2% от ВВП США, на тот момент.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить