Как выглядит российская Швейцария

Самую древнюю тюркскую руническую надпись, выбитую на скале на берегу реки Чуя в Республике Алтай, удалось расшифровать. И сказано там, что «небо было всегда». И под этим «вечным небом» построена дорога, Чуйский тракт, одна из лучших автодорог России. Хорошая дорога – это основа инфраструктуры, а хорошая инфраструктура – залог экономического процветания региона. В 2014 журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список самых красивых автодорог мира

Фото: Андрей Гундарев

Автомобильная трасса P256, более известная как Чуйский тракт, тянется 968 км из Новосибирска на юго-восток до границы с Монголией. Мелькают дорожные знаки с названиями населенных пунктов Сибири – Академгородок, Бердск, Искитим. Вот уже в стороне промелькнул Барнаул, столица Алтайского края. Насквозь прорезан трассой город Бийск, ровесник Санкт-Петербурга, основанный по указу Петра Великого в 1709 году. Не успеешь налюбоваться с городского моста видом реки Бии, как уже за окном автомобиля начинает плескаться Катунь, вторая главная река Алтая. С холма над деревней Сростки смотрит на трассу памятник знаменитому советскому режиссеру, актеру, писателю Василию Шукшину. Смотрит он на то, как бойко идет торговля сувенирами, русскими пирогами и алтайской медовухой.

Но Сростки, хотя и являются своего рода воротами в Республику Алтай, все же находятся в Алтайском крае. Сам Горный Алтай (второе название республики) начинается южнее, там, где над рекой Катунь высится первая вершина с названием Бабырган. И с этого места путешествие по Алтаю наполняется богатой тысячелетней историей, легендами и преданиями и ярким настоящим. Легенд очень много. Одна из них рассказывает, как возникла река Обь (от алтайского слова «оп» – «своенравие»), несущая свои воды через всю Сибирь к Северному Ледовитому океану.

Легенда о Катынг

У хана Алтая была прекрасная дочь Катынг (Катунь). Безумно любил ее своенравный отец и понимал, что рано или поздно придется расстаться с ненаглядной дочерью, придется отдать ее замуж. Хан хотел как можно дольше удержать свою Катынг дома. Чтобы никто не видел ее красоты, отец построил для дочери замок высоко в горах. Одиноко жила красавица Катынг в своем прекрасном неприступном замке. Никто не мог попасть в эти места, потому что не было туда никаких дорог (теперь дороги построены).

Птицы, прилетавшие с востока, пели для Катынг песни о красоте и уме парня по имени Бий, который живет далеко в степях. Ветры, пролетавшие мимо гордо стоявшего в своем одиночестве замка, шептали красавице о качествах Бия. Разгорались в мыслях девушки прекрасные мечты о счастье с любимым человеком. И вот однажды, наслушавшись щебетанья птиц и шороха ветра, Катынг решила сбежать из заточения и встретиться с долгожданной любовью. Подкараулила смелая девушка, когда уснет ее могучий отец, спрыгнула с высокой скалы и побежала навстречу любимому. Проснувшись, хан Алтай не нашел своей дочери. Поняв, что любимая дочь покинула его навсегда, он послал вдогонку самых ловких и сильных богатырей Сатыкпая, Сарлыка и Бабыргана с приказом догнать беглянку и вернуть назад.

Фото: © Depositphotos.com/liseykina

Но ни один из воинов хана не смог настичь Катынг. Ловко прыгая с камня на камень, петляя между скалами, стремительно бежала она все дальше и дальше. Самым быстрым и проворным оказался богатырь по имени Бабырган. Он уже ухватил Катынг за рукав платья, но она, рванувшись, оторвала рукав и устремилась дальше. Так и не догнали богатыри красавицу Катынг, которая встретилась со своим любимым Бием, и они побежали дальше вместе, слившись в одно целое – реку Обь. С тех пор эти влюбленные неразлучны. А грозный хан Алтай в жестоком гневе своем и в слепой ярости превратил богатырей в камни. Так и стоят они каменными громадами: Сартыкпай, Сарлык и Бабырган, который стал последней горой Северного Алтая.

Чуйский тракт

Название «Алтай» – древнее, гипотезы о его происхождении различны. Существует объяснение происхождения от тюркского Алатау – «пестрые горы», что связывается с цветом высокогорий Алтая, где рядом находятся участки с белым снегом, черными каменистыми россыпями и зеленой растительностью. А название «Катунь» происходит от алтайского слова «кадын» («госпожа, хозяйка»), которое в свою очередь происходит от древнетюркского слова «катын» («река»). А, согласно сказаниям алтайских старообрядцев, последняя апокалиптическая битва между силами добра и зла состоится именно в междуречье Бии и Катуни.

Реки Алтая не являются транспортными артериями региона, хотя и популярны у туристов-водников. Главной транспортной артерией остается Чуйский тракт. На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся еще в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времен пользовались торговцы и воины. Остатки этой «тропы», настоящего средневекового хайвея, и сейчас можно увидеть в районе впадения в Катунь реки Яломан. Очень непросто представить себе знаменитый Шелковый путь в рукотворном исполнении. Но крутой серпантин высоко над Катунью, выложенный крупными скальными блоками, заросший кустарником и ведущий в средневековое тюркское городище, поможет увидеть настоящую историю даже тем, у кого нет абстрактного видения.

«Современное» освоение этого пути началось c 1756 года, когда южные алтайцы добровольно вошли в состав Российской империи, однако долгое время русские дальше своего крайнего поселения, села Алтайское, не ездили. Но время шло, к середине XIX века русские купцы имели в долине реки Чуя (от названия реки и был впоследствии назван тракт) десяток складов и торговали тканями, топорами, пилами, молотками и прочими железными изделиями, галантереей, выделанной кожей. В обмен они покупали у монголов, китайцев и тибетцев скот, шерсть, пушнину и чай. В то время тракт представлял собой лишь узкую вьючную тропу с выступами скал над ущельями – бомами. При их проезде возница шел к началу узкого места и клал на дорогу шапку, чтобы встречный караван заметил и пропустил путников. Иначе было не разъехаться. Отсутствие колесной дороги на 250 километров от Онгудая до Кош-Агача сдерживало торговлю и препятствовало связям Российской империи в Центральной Азии.

Купцы долго «боролись» за выделение средств на строительство дороги с царским правительством. После многочисленных дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта под руководством инженера И. И. Биля. Расчетная ширина дороги была 5 аршин, а на бомах – 3,5 аршина. Подряд на строительство получили крестьяне местных сел. В 1902−1903 вьючная тропа переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы. Оборот купцов-чуйцев вырос с 500 тыс. рублей в 1870-е до 3 млн.

Фото: © Depositphotos.com/Kokhanchikov

26 мая 1922 года Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения, тем не менее к середине 1920 годов она уже 10 лет не ремонтировалась и пришла в сильный упадок. Во время Гражданской войны были разрушены почти все мосты через горные реки. В 1924 стоимость ремонта тракта оценивалась в 300 тыс. рублей. В 1925 автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 по тракту прошли первые тракторы, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох. В 1930-х тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты, у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сел и силами заключенных, в том числе и репрессированных, числившихся за седьмым отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях, а орудиями труда являлись только кирка, лом, тачка и лопата. 1 января 1935 Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

Чуйский тракт – одна из немногих дорог мира, которым посвящен музей. Музей Чуйского тракта находится в городе Бийске по адресу: переулок Центральный, 10. В нем собраны документы и фотографии времен строительства, есть уникальный объемный макет дороги, картины и диорамы.

В настоящее время Чуйский тракт является одной из лучших автодорог России. На поддержание трассы в идеальном состоянии ежегодно выделяются десятки миллиардов рублей из всех уровней бюджета Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай.

По данным Горно-Алтайской таможни, внешнеторговый оборот за 2016 составил $45,5 млн. В прошлом году регион осуществлял торговлю, по данным таможни, с 14 странами мира. В основном это страны дальнего зарубежья – 78,8% от общего товарооборота. Товарооборот со странами СНГ составил 21,2%. Основными партнерами во внешней торговле стали Корея (45,1%), Монголия (24,7%) и Гонконг (23,8%).

Остров любви

Одним из основных секторов экономики Горного Алтая заслуженно является туризм. Республику называют Российской Швейцарией не только за красоту этих мест, но и за качество предоставляемых услуг.

В связи с пресловутыми санкциями против России в последнее время туристический поток только растет. Ежегодно на Алтай приезжает более 1,5 млн туристов. Среди активных видов отдыха наибольший объем занимают летние экологические и культурно-познавательные путешествия и экскурсии, связанные с организацией автомобильных, пеших, конных, водных, альпинистских, охотничьих, рыболовных, спелеологических и иных видов отдыха, связанных с посещением природных и культурно-исторических объектов и территорий.

Большинство популярных туристических объектов расположено на въезде в республику, в так называемом Чемальском тупике. На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал, расположена курортная зона Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц.

Алтайской Ривьерой называют берега озера Ая, небольшого озера на горе в районе деревни Соузга. Респектабельные базы отдыха растут вокруг озера как грибы. И тут не обошлось без легенды.

Полюбил бедный пастух дочь богатого хана, и девушка полюбила юношу всем сердцем. Но грустной была эта любовь. Пастух не мог даже надеяться на счастье. Никогда богатый хан не отдаст в жены свою дочь парню. И решила тогда девушка тайком уйти из своего родного стойбища к любимому. Условились они с пастухом встретиться на высокой скале рядом с берегом Катуни. Радостный ждал юноша возлюбленную, счастливые песни пел он на утесе. Близился условный час. Но хан, почуяв недоброе, не спускал глаз с дочери.

Фото: © Depositphotos.com/drozdova__clashot

Кое-как удалось девушке уйти со стойбища. Торопится она к скалам, но не успеть ей к назначенному часу. Увидел юноша: солнце садится за гору, а любимой нет. Взглянул он на последний луч уходящего солнца и бросился вниз с высокой скалы. Вбежала девушка на гору и поняла, что случилось. Горькие слезы хлынули из глаз ее. Разлилось вокруг скалы глубокое озеро. «Любимый погиб, а я?» – с этим криком кинулась красавица в пучину вод. Озеро люди так и назвали: Ая. А вершина утеса, на которой должны были встретиться влюбленные, стоит теперь островом посреди озера и называется островом Любви.

Самое большое и теплое озеро Горного Алтая – Телецкое, исток реки Бии. Входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в составе комплексного объекта «Золотые горы Алтая». Название Телецкое (Телесское, Тележское) озеро получило около 400 лет назад от русских первопроходцев, потому что на его берегах обитали тюркские племена телесы. Местные народы испокон века звали его Алтын-Коль, Золотое озеро. Владимир Путин объявил 2017 Годом экологии и поручил правительству подготовить программу сохранения Телецкого озера. Серьезным источником загрязнения Алтайского заповедника, на территории которого расположено озеро, являются отделяющиеся части ракетоносителей «Протон-М», запускаемых с космодрома Байконур: район падения отделяющихся ступеней ракетоносителей №326 двумя третями заходит на территорию заповедника. В Телецкое озеро впадает река Чулымшан, верховья которой являются одними из самых нетронутых уголков России.

Голубые озера

Самой дорогой и комфортабельной базой отдыха по праву считается база «Турсиб». База занимает территорию в 20 гектаров и принадлежит компании ОАО «Российские железные дороги». На «Турсибе» есть все условия для комфортного отдыха: сразу пять бань, летний бассейн, теннисный корт, вертолетная площадка, конференц-зал, ресторан. В 2013 руководство «РЖД» приступило к реализации крупномасштабного инвестиционного проекта, в результате на базе отдыха «Турсиб» к 2015 году появился спортивно-оздоровительный центр с аквапарком и тренажерным залом. На противоположном берегу Катуни находятся незамерзающие даже в самые лютые морозы Голубые озера. Зато в этом месте замерзает зимой горная река и к озерам от турбазы можно напрямую перейти по льду. Рядом с ними организовывают походную баню; вдоволь напарившись, можно нырнуть в ледяную воду с небольшого утеса.

В паре километров от «Турсиба» находится деревня Аскат, которая прославилась как одно из самых интересных и красивых мест на Алтае. В народе ее называют Деревня мастеров. Тут живут художники, гончары, керамисты, представители разных религиозных конфессий и много просто очень хороших людей. Многие творческие люди из близлежащих сибирский городов продали недвижимость в родном городе и построили себе дома в Аскате. Некоторые открыли собственные художественные галереи: музей-выставка семьи Головань, этногалерея Каури, «Стрела Cартакпая», сувенирная лавка Бай Терек, центр древнерусской культуры «Лукоморье».

Фото: © Depositphotos.com/zastavkin

Но «Чемальским тупиком» туризм на Алтае не ограничивается. Многие продвинутые туристы считают истинным Горным Алтаем тот Алтай, который начинается после Семинского перевала, самого высокого перевала на Чуйском тракте (высота 1717 м).

 

Действительно, основной поток туристов оседает на популярных туристических базах Аи, Бирюзовой Катуни, Манжерка и Чемала. То есть до перевала. Поэтому именно за Семинским можно уединиться с нетронутой человеком природой и почувствовать, как остановилось время! Технически перевал не сложный, его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте, – отличный асфальт.

От Семинского перевала налево уходит проселочная дорога, по которой можно добраться до вершины горы Сарлык (алтайское название дикого яка). С вершины горы открывается потрясающий вид на Туюкские озера. И это только начало большого пути. Впереди будет еще один перевал Чике Таман, реки Яломан и Чуя, петроглифы Калбак-Таш, Курайская и Чуйская степь, деревня старообрядцев Мульта и деревня Замульта, в которой живут ищущие легендарное Беловодье (Шамбалу), альпинистский лагерь Актру и гора Белуха (4509 м), высочайшая точка Сибири. И добраться во все эти места можно только благодаря Чуйскому тракту. А если захочется, то можно и до Монголии добраться.

Туризм прокормит

Единственная воздушная гавань Республики Алтай – это аэропорт Горно-Алтайска, столицы и единственного города республики. С начала 1990-х и до закрытия на реконструкцию в 2011 регулярные рейсы не осуществлялись. Аэропорт был вновь открыт после серьезной реконструкции аэровокзала и взлетно-посадочной полосы 9 ноября 2011. В настоящее время обслуживает рейсы из Москвы, Новосибирска и Красноярска. До 1990-х в Республике Алтай в каждом районном центре работал аэропорт, производились регулярные и чартерные рейсы. По состоянию на начало 2017 ни один из этих аэропортов практически не действует.

Фото: © Depositphotos.com/Kokhanchikov

Что касается населения Горного Алтая, половина которого занято в туристическом бизнесе, то в целом оно живет с верой в стабильный экономический рост региона, с верой в светлое будущее. Об этом красноречиво говорит уровень кредитования региона. В начале 2017 Республику Алтай СМИ называли самым закредитованным регионом России: 99% населения региона на тот момент имели непогашенные кредиты, что было самым высоким показателем в стране (за год вырос с 90% до 99%). При этом в среднем на одного заемщика в республике приходилось 106 тыс. рублей долга, что являлось самым низким показателем по России. Занимают небольшие суммы и планируют рассчитаться по кредитам к следующему туристическому сезону. Добро пожаловать в Горный Алтай! Вас там очень ждут!

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

Андрей Гундарев
путешественник

 

Статистика

2834
просмотра
Загрузка...