Холодная, суровая и дорогая. Почему путешественники едут в Норвегию

13756

Не самая тёплая и дешёвая страна Европы буквально ослепляет своей суровой красотой

ФОТО: Андрей Гундарев

Попасть в Норвегию относительно легко. Нужен стандартный пакет документов для получения шенгенской визы. Правда, визовые вопросы этой страны для казахстанцев решаются посольством Литвы в Нур-Султане либо её же консульством в Алматы, поскольку сама Норвегия закрыла посольство в Казахстане в 2016. Долететь недорого можно латышским лоукостером AirBaltic: четыре с половиной часа из Алматы в Ригу и 45 минут оттуда до Осло.

Из варяг в греки наоборот

Впрочем, в моем случае путь был намного тернистее. Как древние варяги (викинги) прокладывали свой путь в Византию по территории Древней Руси, так и я отправился, только в обратном направлении, в Скандинавию через Россию. Благо у последней есть общая граница с Норвегией по территории Кольского полуострова. Сначала прилетел из города-героя Москвы в город-герой Мурманск. Погулял там, отметив, что почти ничего не изменилось с моего прошлого визита в конце 80-х. Съездил в Териберку к побережью Баренцева моря, где режиссер Андрей Звягинцев снимал своего «Левиафана». Покормил комаров в тундре и утром на комфортабельном микроавтобусе за 1400 рублей поехал по отличной дороге в ближайший норвежский город Киркенес. Расстояние 230 км – как от Алматы до Бишкека.

ФОТО: Андрей Гундарев

По времени прохождение российско-норвежской границы тоже соизмеримо с преодолением казахстано-кыргызской в летний период – довольно долго. С той лишь разницей, что границу с Кыргызстаном граждане Казахстана пересекают часто. Вероятно, я один из немногих, кто вообще решил провернуть подобное. Поэтому в отношении меня у пограничников с той и с другой стороны возникло много вопросов. Виной тому большой поток сирийских беженцев (и тех, кто их изображал), которые пересекли МАПП Борисоглебск в 2015–2016. Таким способом на территорию Норвегии попало порядка 7000 человек, которые получили убежище. После чего скандинавы перестали пропускать их к себе со стороны России. Возможно, я отчасти был похож на сирийского беженца своими бородой и огромным рюкзаком, но наличие в паспорте виз нескольких десятков приличных государств всё же убедило стражей границы в моей благонадёжности.

Нефинский Финнмарк

Большинство людей в очереди к окошку норвежских пограничников было с российскими паспортами, и все они ехали на работу. Многие довольно сносно говорили по-норвежски. Я один направлялся отдыхать к морю. Правда, не «на юга», а «на севера» – в провинцию Финнмарк.

Нет, ничего не путаю. Это не второе название соседней Финляндии, а самая северная и самая крупная административно-территориальная единица (фюльке) Королевства Норвегия. Если с Финляндией СССР воевал, то Финнмарк освобождал от немецко-фашистских захватчиков. В память о той Петсамо-Киркенесской операции 1944 года в городе Киркенесе установлен памятник советским солдатам на площади Руаля Амундсена. Местное название – Russemonumentet.

Сам Киркенес производит впечатление скорее большой зажиточной деревни, нежели города. При этом, с 3500 жителями, является одним из самых крупных в Финнмарке (все население региона – около 75 тыс.). В годы Второй мировой он подвергался массированным бомбовым ударам – всего было совершено более 300 авианалётов. Так что от старой застройки ничего не осталось.

ФОТО: Андрей Гундарев

В окрестностях Киркенеса долгое время добывали каменный уголь и железную руду, именно рудники были градообразующими предприятиями. Но после войны производство пошло на спад. В 2009 году миллиардер Феликс Чуди выкупил заброшенную шахту Сюд-Варангер около Киркенеса и возобновил добычу железной руды: уже в 2010-м сухогруз с 40 тысячами тонн руды отбыл по Северному морскому пути в Китай.

Рядом с городом находится аэропорт, откуда выполняются регулярные рейсы в Осло, Алту и Тромсе. Кроме того, здесь находится пограничный комиссариат, отвечающий за границу между Норвегией и Россией. Для меня же Киркенес стал первым пунктом путешествия по Норвегии.

Паром жизни

Для того чтобы добраться до мыса Нордкап, самой северной оконечности Европы, я решил воспользоваться паромом компании Hurtigruten, потому что лучше них побережье Норвегии не знает никто. Отправиться в такой круиз – самый лучший способ увидеть и исследовать всё, от фьордов и типичных портовых городов до северного сияния и полуночного солнца. С 1893 года паромы Hurtigruten являются неотъемлемой частью прибрежной жизни Норвегии, перевозя местных жителей, туристов и грузы между городами, архипелагами и островами. До некоторых из этих мест невозможно добраться на обычном корабле или чём-то ещё. Каждый день один из 11 уникальных судов отходит из Бергена на юге и один в обратном направлении – из Киркенеса на севере.

Паром отплывает в 16.00 и в 9.00 прибывает в городок Хоннингсвог, ближайший к мысу Нордкап. Если вы не сильно подвержены морской болезни, то этот вариант вам подходит. В ресторане на верхней палубе можно попробовать королевского краба, погреться в джакузи на открытом воздухе или в сауне в трюме. Комфортабельные каюты и панорамное остекление добавляют уюта. Но самое интересное – это возможность ступить на твердую землю во время остановок в небольших городках.

ФОТО: Андрей Гундарев

Первой остановкой от Киркенеса является Вадсе – административный центр Финнмарка, с населением 6500 человек. 500 лет назад на близлежащем острове располагались рыбацкая деревня и церковь. Затем поселение переместилось на материк. Статус города был обретён в 1833 году, когда сюда прибыли переселенцы из Финляндии и северной Швеции, спасавшиеся от голода. Финский быстро стал языком большинства и сегодня всё ещё используется в некоторых семьях. Во время Второй мировой войны Вадсе пострадал от налётов советской авиации, которая бомбила позиции фашистских войск, оккупировавших город. Тем не менее в отличие от большинства мест в Финнмарке в центре города сохранились деревянные дома XIX века. Ежегодно в Вадсе проходит джазовый Varangerfestivalen, на который съезжаются исполнители со всего мира. А с 2004 здесь проводится большой фестиваль, посвящённый крабам, – Kongekrabbefestivalen Polar spectacle.

Северный дозор

Следующая крупная остановка – городок Варде, который известен несколькими основными достопримечательностями. Первая – мемориал Steilneset, посвящённый 91 казнённому за колдовство после судебного процесса в 1621 году. Разработанный знаменитым художником Луизой Буржуа и архитектором Питером Цумтором, он был открыт в 2011 году. Это последняя крупная работа Буржуа (самая же известная её авторства – огромная бронзовая статуя паука, которая каждый год переезжает в какой-нибудь новый город в разных странах мира).

С материка на остров Вардое, где находится город Варде, на глубине 88 м ниже уровня моря пробит трёхкилометровый автомобильный тоннель. Это самый первый подвод­ный тоннель в мире.

С 1998 в Варде располагается радар Globus II, официальная задача которого – отслеживание космического мусора на околоземных орбитах. Однако из-за близости радара к российской границе и возможной связи с американской системой противоракетной обороны радар стал причиной дипломатических споров между Россией и Норвегией. Российская сторона считает, что основной задачей Globus II является отслеживание пусков баллистических ракет. Тем не менее в мае 2017 в Варде начался монтаж более мощного Globus III.

ФОТО: Андрей Гундарев

Наконец, ещё одна достопримечательность – крепость Вардехюс, самая северная на Земле. Она была основана в 1306 году королём Хаконом V на границе зон норвежского и новгородского влияния. Через 20 лет здесь стала проходить граница Норвегии и России. В начале Второй мировой гарнизон крепости был увеличен за счёт мобилизованных солдат. В ней также содержались немецкие военнопленные, в основном члены экипажей военно-морских судов, захваченных норвежцами во время боевых действий на юге страны. На Вардехюс был совершен единственный авианалёт, в ходе которого норвежцы пулемётным огнём повредили немецкий бомбардировщик. В конечном итоге Норвегия потерпела поражение и была оккупирована. Дальняя крепость стала последним оплотом, сложившим оружие. Причём имела место так называемая война флагов, когда добравшиеся до Вардехюса солдаты Вермахта вешали свой, а после их ухода норвежцы каждый раз сжигали его, поднимая собственный.

В 1945–1947 Вардехюс был тюрьмой, где содержались коллаборационисты. Затем ему вернули статус крепости. В настоящее время она служит местом производства салютов по праздникам, а также выстрелов из пушки, традиционно уведомляющих об окончании полярной ночи – когда со стен после долгого перерыва снова замечают солнце. Нынешний гарнизон состоит из коменданта и четырёх солдат. Вход в Вардехюс стоит 50 норвежских крон (примерно 5 евро).

Крабы с шампанским

Город Хоннингсвог встретил дождливой туманной погодой. Собственно, городом он был признан лишь в 1996. А в 1997 в Норвегии был принят закон, согласно которому городом может считаться только населённый пункт с более чем 5000 жителей. Но так как Хоннингсвог получил этот статус раньше, «понижать его в звании» не стали. Благодаря этому он является одним из самых маленьких городов Норвегии и одним из самых северных в Европе.

Внутри города особых достопримечательностей нет, поэтому туристы сразу спешат в туристический центр, откуда один раз в день отправляются экскурсионные автобусы к самой северной точке континента – мысу Нордкап. Стоимость трёхчасовой экскурсии составляет 85 евро. На сам Нордкап туристам отводится полтора часа. За это время можно успеть сделать фотографию с железным глобусом, установленным на северном краю Европы, погулять по небольшому плато, возвышающемуся на 300 метров над уровнем Баренцева моря, выпить чашечку кофе в местном кафе, купить сувениров и, если повезёт с погодой, насладиться незабываемым видом солнца низко над горизонтом.

ФОТО: Андрей Гундарев

В этих широтах в период с середины мая до конца июля небесное светило никогда не заходит за горизонт. В полночь оно опускается максимально низко над морем и затем начинает подниматься. А вот в декабре и начале января вообще не появляется. Чтобы наблюдать за феерией «полуночного солнца», нужно остановиться в ближайшем отеле сети Scandic, который находится в 10 км от Хоннингсвога по пути к мысу, и ближе к полуночи приехать на обзорную площадку. Либо обустроиться «дикарем» в своей палатке в ближайшем кемпинге. Но чаще всего туристы довольствуются просмотром короткого видеоролика в кинотеатре инфоцентра, который транслируют каждые 30 минут.

Обслуживание туристов на мысе Нордкап производится все той же шведской компанией Scandic, которая владеет сетью из более чем 170 отелей по всей Скандинавии, а также в Польше, Германии и Бельгии. Норвежская коммуна острова Магере, на котором расположен мыс, находится в постоянной конфронтации с отельной сетью, желая самостоятельно обслуживать туристов. Максимальных уступок удалось добиться лишь недавно, когда компания отдала под местное самоуправление паркинг Нордкапа, который приносит в бюджет коммуны довольно приличные деньги.

В 1988 семеро детей из СССР, США, Танзании, Италии, Японии, Таиланда и Бразилии собрались на Нордкапе, где в течение месяца создали памятник «Дитя мира». Семь огромных, в человеческий рост, медальонов символизируют дружбу и единение всех людей планеты. Современные посетители Нордкапа рядом с этим монументом оставляют небольшие пирамидки, сложенные из плоских камней.

Нордкап – очень популярный туристический объект. Побывать в самой северной точке Европы дорогого стоит – как в прямом, так и в переносном смысле. Но если быть честным, мыс таковой не является. К Европе относят и более северные острова архипелагов Шпицберген, Землю Франца-Иосифа и Новую Землю. Самой северной континентальной точкой Европы является мыс Нордкин, мимо которого проплывает паром «Хуртирутен» по пути из Киркенеса в Хоннингсвог. Соседняя с Нордкапом точка – мыс Кнившелльодден – тоже выступает в море на 1,5 км дальше. И если вы хотите оказаться ещё ближе к Северному полюсу, то, не доезжая 10 км до Нордкапа, нужно остановиться на автостоянке и отправиться в пеший треккинг длиной 19 км по тундре к Кнившелльоддену. Будьте готовы к внезапному изменению погоды, туману, ветру, дождю и пурге с камнями, встрече с северными оленями и злыми комарами. Если прогноз погоды сомнительный, то на маршрут лучше не выходить. Мне очень повезло с погодой и с компанией – на мысе с трудновыговариваемым названием встретил пару приветливых норвежцев, которые угостили меня мясом королевского краба и шампанским. Такая благополучная страна, что люди на перекус в поход берут отнюдь не шоколадный батончик и колу.

«Страшный» тоннель

Остров Магере отделен от материка проливом, и раньше попасть на него можно было только паромной переправой. В 1999 был построен подземный (подводный) тоннель длиной 7 км. 3,5 км ты едешь вниз с приличным уклоном, 3,5 км – вверх. Тоннель проходит на глубине 200 с лишним метров ниже уровня моря. В нем сыро, тепло и в целом не так страшно, как многие описывают в интернете. «Самой страшной» до недавнего времени была оплата проезда на выезде из тоннеля. Но деньги, потраченные из бюджета на строительство, были возвращены за несколько лет эксплуатации, и теперь проезд бесплатный.

ФОТО: Андрей Гундарев

Поскольку сеть автодорог, паромов и тоннелей очень хорошо развита в Норвегии, одним из самых удобных и распространённых способов путешествия как по Финмарку, так и по всей стране, представляется аренда дома на колесах. Пункты проката компаний Avis и McRent есть везде, в том числе в соседних Швеции и Финляндии. Сеть автокемпингов невероятно широка, но вас никто не оштрафует, если вы остановитесь на ночлег в любом месте, за исключением частной территории. Мобильность и комфорт – всё, что необходимо для самостоятельного путешествия.

Если же вам не хочется водить машину или вы продрогли, то практически в каждом крупном (по местным меркам) городе есть аэропорт, из которого можно улететь южнее – в Тромсе, Берген или столицу Осло. Но и там на солнечную и теплую погоду особо рассчитывать не стоит, поскольку, по статистике, тёплое и солнечное лето бывает в Норвегии раз в 20 лет.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить