Поднять со дна Брюгге

9530

Как историей и скукой завлечь туристов в некогда умирающий город

Каждый смотревший фильм «Залечь на дно в Брюгге» наверняка помнит облик пряничного бельгийского городка, где-то про себя решив непременно там побывать. Приехав в это место в Западной Фландрии, понимаешь, что не ты один видел фильм: по улицам бродят толпы туристов – в год их приезжает около 4 млн. Как удалось «брюггенчанам» привлечь внимание гостей со всего мира к городу, потерявшему свое влияние еще в XVII веке?

О железной руке

История Брюгге начинается с небольшого римско-галльского поселения, основанного в начале первого тысячелетия нашей эры. А в VII веке он уже был административным центром провинции Фландрия. В IX веке город завоевали викинги. Между прочим, многие связывают появление Брюгге именно с норманнским завоеванием, а не с древним поселением. Так или иначе, а в Х веке в окрестностях крепости, созданной в районе устья реки Звин норманнским графом Балдуином Железная Рука, возник морской торговый центр, вокруг которого впоследствии разросся город.

Начиная с XII века Брюгге постепенно превратился в главный торговый центр Европы. А два века спустя оказался под властью Франции, но сумел добиться некоторой самостоятельности в торговых делах. С XIV века Брюгге стал центром Ганзейского союза независимых городов – столицей торговли шерстью, где 17 стран имели свои постоянные представительства. В XIV веке он превратился в столицу пышного Бургундского герцогства, впрочем уже клонившегося к упадку, так как более выгодно расположенный Антверпен становился мощным торговым соперником. Именно в это время население Брюгге достигло 200 тыс. человек – это больше, чем сейчас, и в два раза больше Лондона того времени.

Начиная с XVI века период расцвета сменяется упадком. В ХVII–XVIII веках обмеление реки Звин и прекращение использования ее в качестве торговой артерии практически свело на нет значение Брюгге как международного торгового центра. Окончательную точку в золотой эпохе поставил переезд штаб-квартиры Ганзейского союза в Антверпен. Вплоть до XIX века Брюгге оставался тихим, всеми забытым городком.

Пробуждение

Начало возрождения было положено англичанами. Это были ветераны войны, совершавшие паломничество в Ватерлоо после 1815 года. Они показывали своим семьям место победы над Наполеоном, и путь их лежал через Брюгге. Останавливаясь в городе на ночлег, гости не могли не заметить низкого уровня жизни. Вскоре англичане осознали, что фунт позволяет им жить здесь на широкую ногу. Вслед за этим открытием многие из них стали переселяться в Брюгге, и к середине XIX века местная британская колония возросла до нескольких тысяч человек. Переселенцы по достоинству оценили городок и задавали тон в обществе вплоть до начала Первой мировой войны.

Следующим толчком к развитию туризма стал выход символистского романа Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге», действие которого происходит на фоне мрачного изображения города. Произведение повествует о вдовце, добивавшемся любви ветреной актрисы, похожей на его покойную жену. В финале романа герой убивает ее. Поначалу жители города были разгневаны – убийство женщины в благочестивом католическом Брюгге! Тем не менее книга стала бестселлером и была переведена почти на все европейские языки. Более того, многие вдохновленные читатели хотели воочию убедиться, каким образом декадентский взгляд на обедневший город мог так негативно сказаться на поведении граждан.

Успех, заложенный иностранцами, закрепили уже сами бельгийцы. А именно король Леопольд II Саксен-Кобургский, который в 1900 году принялся за создание порта на побережье, проложив путь из города к современной гавани Зебрюгге. Одновременно он выразил намерение развивать старый Брюгге и довести его до уровня значимости Нюрнберга в Германии. В городе сразу же откликнулись на желание его величества и создали Брюггско-Нюрнбергский комитет, предшественник сегодняшнего ведомства по иностранному туризму. Начало будущему было заложено.

Жемчужина Фландрии 

Современные жители Брюгге научились использовать во благо его многовековой застой. Поскольку промышленная революция, в свое время преобразившая всю Европу, прошла мимо, горожане с гордостью демонстрируют туристам нетронутый уголок Средневековья. Он не зря получил титул жемчужины Фландрии – оказавшись на улочках городка, вы будто попадаете в ожившую сказку: домики, разделенные каналами с белыми лебедями, над которыми нависают плакучие ивы. В паутине каналов, создающих ощущение исключительного волшебства, и заключается особое очарование Брюгге. Из-за них он получил прозвище Северная Венеция. Средневековый нрав Брюгге также воплощен в извилистых, запутанных линиях узких улиц и закоулков, наделяющих его особым головокружительным шармом. И это не просто город-музей, а настоящий город, в котором живут около 115 тыс. человек. В том числе 25 тыс. – в историческом центре, который в 2000 году был полностью внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Впрочем, предприимчивые жители не остановились на том, чтобы просто сохранить первозданный вид своего города. Они вернули к жизни одну из легенд – брюггское вязаное кружево, ведь именно Брюгге считается родиной этого изделия. Его производство совершенствовалось веками, однако появление в начале прошлого века дешевого машинного кружева привело к угасанию отрасли. Состоялись встречи представителей местной власти и муниципального совета с мастерами. Результатом стало создание в 1972 году Центра кружев. В 70-х вернулись интерес к кружевам и мода на традиционное рукоделие. Сегодня кружевоплетение с каждым годом становится все более престижным делом. Кружевницы больше не ограничиваются простым копированием известных узоров и мотивов – они предпочитают создавать собственные, сложные и изысканные.

Жители Брюгге любят разного рода праздники, которые также ежегодно привлекают толпы туристов – так, во время церковного праздника Вознесения Христа они проводят театрализованное шествие с реликвиями Святой Крови Христовой. В нем принимают участие около 1500 горожан. А каждые пять лет в августе по улицам проходит шествие Золотого дерева, напоминающее о временах Бургундии и о свадьбе герцога Карла Смелого и Маргариты Йоркской. В том же месяце каждые три года проводятся Празднества судоходных каналов, включающие более 20 мероприятий. Кроме того, ежегодно в июле и августе в рамках Фестиваля Фландрии у церквей устраивают концерты. А 15 августа в Брюгге по старейшей в Европе традиции проходит шествие в день Успения Марии. Его корни восходят к 1304 году, когда женщины Брюгге поклялись ежегодно жертвовать свечами весом 18 кг, если их мужья вернутся с победой с поля битвы.

Закладываются и новые традиции. Например, в 2006 году брюггинцы организовали Фестиваль шоколада, ставший ежегодным. Затея оправдала себя – теперь Брюгге именуют не иначе, как шоколадной столицей Бельгии. Еще бы – 49 шоколадных бутиков, музей «Шоко-история» и шоколадные ярмарки. А каждую зиму в городе проходит фестиваль ледяных скульптур. В больших павильонах зодчие из многих стран создают разные по форме и размерам фигуры изо льда и снега. Для большей красоты их подсвечивают разноцветными огоньками. У этого мероприятия есть летний собрат – ежегодный фестиваль песчаной скульптуры.

Брюгге – рай для любителей пива. Ведь изобретательные бельгийские пивовары создали уникальные в своем роде сорта, доказав, что хмельной напиток может быть изысканным и утонченным, под стать вину. Поэтому в сетку массовых торжеств органично вписался и фестиваль «Пиво в колокольне», проводимый на рыночной площади Гранд-Плас. В 2012 году на нем можно было продегустировать 322 сорта пива от 74 пивоварен. За два дня его посетили около 15 тыс. человек.

Для того чтобы туристы могли по-настоящему ощутить себя в XV веке, офисы по туризму открыли на главной площади интерактивный музей Historium, экспозиция которого переносит посетителей в золотой век Фландрии. Окунуться в атмосферу настоящего Средневековья помогают уникальные технологии, которые призваны воздействовать на все органы чувств. Путешественника по Брюгге сопровождают аутентичные звуки и запахи той эпохи, почти как в кино движущиеся изображения и прочие спецэффекты.

«Залечь на дно в Брюгге» был снят не одним из горожан, а английским драматургом Мартином МакДоной. Идея родилась после того, как он посетил Брюгге и испытал два противоречивых чувства – глубокий восторг и ужасную скуку. Впрочем, нежданной помощи в привлечении новых гостей здесь только рады. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить