Маленькое чудо

6746

Несмотря на свои скромные размеры, Черногория удивительно богата природными красотами и историческими достопримечательностями

ФОТО: © Depositphotos.com/ravil_s

Черногория никогда не была популярным направлением у казахстанских туристов. Оно и понятно – в начале 1990-х на нынешней территории страны шла гражданская война, и свою независимость бывшая часть Югославии получила лишь в 2006-м.

У молодого государства не было лишних средств для самопиара, и некоторое время оно оставалось малоизвестным в мире. Но даже когда Черногория стала появляться в предложениях турфирм, не каж­дому хотелось заморачиваться с получением визы в такие небольшие, хоть и расположенные в Европе страны вне ЕС, когда есть более раскрученные и привлекательные для посещения альтернативы.

Насколько такое отношение было ошибочным, мы поняли к концу своего путешествия по Черногории, объездив большинство знаковых мест, поближе познакомившись с культурой, налюбовавшись живописной природой нацпарков и насладившись чистейшими пляжами. В негустом из-за пандемии списке стран, доступных для отдыха казахстанцам, Черногория, расположившаяся на юго-западе Балканского полуострова, выглядит весьма конкурентоспособно и заманчиво. К тому же в мае этого года, в связи с улучшением эпидемиологической ситуации, она открыла границы для всех туристов. Для казахстанцев безвизовый режим на данный момент определен с апреля до конца октября 2021 года, а Air Astana открыла туда ежедневные рейсы.

Наш самолет приземлился в аэропорту Подгорицы, столицы Черногории и самого населенного города. Здесь проживает треть жителей страны – свыше 200 тыс. человек из чуть более чем 620 тыс. Общая площадь территории Черногории составляет около 14 тыс. кв. км (155-е место в мире). Представьте, это в 7 раз меньше, чем самая маленькая область РК – Северо-Казахстанская. Тем не менее на этой территории находятся пять национальных парков, занимая внушительную ее часть. В Черногории любят говорить: когда Бог ее создавал, у него порвался мешок и высыпалась красота природы – моря, реки, озера, острова, леса и горы. Неудивительно, что современная Черногория в своей конституции, принятой в 2007 году, провозгласила себя не только свободным и демократическим, но и экологичным государством, сделав упор на развитие туризма и сельского хозяйства. В стране функционирует считаное количество заводов, в основном по производству продуктов питания. Основная часть населения живет скромно. Направляясь из аэропорта в самый центр курортного региона Будва, мы наблюдали не только живописные извилистые горы и реки, но и простой быт черногорцев – небольшие плантации, огороды, рыбацкие деревни.

Остров Тито и «Ракушка»

Будванская Ривьера – главный курортный регион Черногории, протянувшийся вдоль адриатического побережья на 35 км. Несколько курортных городов и поселков объединены длинной набережной, ведущей прямо к старой Будве. Первое поселение здесь появилось еще в V веке до н. э. В районе города находятся исторические памятники древнегреческой и древнеримской цивилизаций. В Средние века эта область бывала во власти у разных княжеств и множество раз подвергалась набегам со стороны прибрежных государств. Каждая правившая империя оставила здесь свои следы. К сожалению, в результате землетрясения 1979 года мощностью восемь баллов разрушилась большая часть старого города. Хотя на сегодня практически все здания уже восстановлены, и можно сказать, что Будве повезло больше, чем другим городам и крепостям, пострадавшим от того землетрясения, – многие из них так и остались в руинах. В город, окруженный крепостной стеной, туристы приезжают прогуляться по мощеным улицам, рассмотреть средневековые дома и окрестности, посетить музей, расположенный в Цитадели, погрузиться в историю. Ночью же Будва превращается в центр веселья с множеством ресторанов и баров, которыми, впрочем, застроена вся набережная.

ФОТО: © Арайлым Аульбекова

Пляжей вдоль побережья тоже много, есть песчаные и галечные – и все хороши, вода чистая, летом прогревается до 24 градусов. Большинство из пляжей – общего пользования, можно арендовать шезлонг и зонт либо принести с собой полотенце. Развитием туристической инфраструктуры в основном занимается частный бизнес. Многие объекты давно приватизированы. Говорят, что единственный сохранившийся у государства отель Slovenska Plaza в скором времени тоже будет выставлен на продажу. Ему требуется капитальный ремонт, что стоит очень дорого – построить новый отель дешевле. А у страны есть более важные вопросы, требующие финансирования. В целом выбор гостиниц не так велик, как, например, на турецких побережьях, но можно наблюдать множество скелетов новых отелей. Правда, сейчас они выглядят заброшенными, так как существует указ, запрещающий строительство в туристический сезон. Со слов наших гидов, большинство отелей принадлежат семейным кланам, многие из которых начали заниматься этим бизнесом еще в 1960–1970-х годах.

В нескольких километрах от центра Будвы находится королевский парк с двумя прекрасными пляжами с розово-красной мелкой галькой. По нему можно пройтись до красивейшего острова Святого Стефана, который впервые упоминается еще в летописях середины XV века. Раньше на нем жили рыбаки. После окончания Второй мировой войны и прихода к власти коммунистов во главе с Иосипом Брозом Тито хижины рыбаков были выкуплены и остров превращен в главную летнюю резиденцию президента. Сюда приглашались многочисленные официальные гости и голливудские звезды. После смерти Тито в 1980-м правительство решило превратить остров в отель. Говорят, что, несмотря на высокие цены, здесь всегда было сложно найти свободный номер. Вследствие югославского кризиса к 2007 году остров был частично заброшен и утратил свой гламурный статус. Правительство Черногории не смогло найти средств для его восстановления и сдало в аренду на 30 лет международной туристической компании Aman Resorts. С 2009 года на острове открыт пятизвездочный курорт-отель Aman Sveti Stefan Island. В этом году его закрыли на реставрацию. Говорят, что в 2020 году самая высокая цена за сутки проживания составила более 6000 евро. Остров также является популярным местом для проведения свадебных торжеств. К примеру, здесь состоялась свадьба теннисиста, первой ракетки мира Новака Джоковича.

ФОТО: © Арайлым Аульбекова

Изучив все близлежащие пляжи, можно отправиться на самый крупный остров у черногорского побережья – остров Святого Николая Угодника, расположенный напротив Будвы в одном километре. Местные жители называют его «Школь» (от сербского «Školjka», «школька» – ракушка) из-за очертаний, но молодежь окрестила более попсово – «Гавайи». Вокруг острова расположено множество небольших чистейших пляжей. Но не забудьте взять с собой аквашузы: говорят, здесь можно наткнуться на морских ежей. Добраться до острова можно на катерах, курсирующих туда и обратно, за 3–4 евро.

Восторг и ужас

Насладившись пляжами, следует отправиться дальше, чтобы еще глубже погрузиться в историю и культуру самого молодого современного государства. Можно взять в аренду машину либо обратиться в турагентство. В Черногории добираться куда-либо одно удовольствие: когда едешь по югу, дорогу сопровождает множество красивейших цветущих деревьев, кустарников и пальм, свойственных средиземноморскому климату; с горных дорог открываются чудесные виды на побережье, а на севере – бесконечная картина живописных гор и холмов. Говорят, что большинство дорог в стране были построены солдатами бывшей югославской армии. Многочисленные тоннели, прорубленные вручную в горах, извилистые дороги на склонах, которые встречаются повсеместно, впечатляют и заставляют задуматься о тяжелом труде.

В один из дней мы отправились в старую столицу и один из важнейших городов страны – Цетине. Предания гласят, что именно с появления этого города началось государство Черногория, а от имени его основателя – Ивана Црноевича (Черноевича), который правил этими землями в XV веке, – произошло название страны. Сегодня Цетине считается культурно-исторической столицей государства. В городе расположено множество достопримечательностей, музеев и православный Цетинский монастырь, поэтому сюда стекаются туристы и паломники. Можно неспешно прогуляться по главной улице, посидеть на уютной террасе одного из ресторанов, поискать ту или иную достопримечательность и посмотреть на главную резиденцию действующего президента.

Цетине находится в межгорном углублении, у подножия массива Ловчен, являющего частью национального парка. По горам проходит высеченный еще в 1879–1884 годах «Ловченский серпантин». Он соединяет города Цетине и Котор и состоит из 25 крутых поворотов. Серпантин был построен инженером Йосипом Сладе, принимавшим участие во многих дорожных проектах страны. Сегодня эта дорога является популярнейшим туристическим маршрутом, откуда открываются захватывающие панорамы Которского залива. Узкое, извилистое полотно никого не оставит равнодушным, вызывая самые разные эмоции – от восторга до ужаса, особенно во время разъезда со встречными автомобилями на опасных участках.

Котор расположен у подножия горы Пестинград и у красивейшего Которского залива. При приближении к городу в глаза сразу бросается крепость на склоне горы. Это крепость Святого Иоанна, построенная венецианцами на высоте 280 метров. Она завершает линию оборонительных укреплений вокруг Котора. Крепость является одной из главных достопримечательностей залива – именно отсюда открываются самые захватывающие виды.

Сам старый город Котора считается одним из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городских центров на Адриатике и внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В архитектуре города много следов Венецианской республики, под управлением которой он находился с 1420-го по 1797 год. В Которе можно, опять же неспешно, прогуляться по узким старым улочкам, увидеть множество церквей, датируемых от XII до XVIII века, и дворцов, в которых ныне находятся музеи.

Все в Бар

Южнее, в часе езды от Будвы, расположен еще один значимый город-порт с веселым названием Бар. Между ним и созвучным по имени итальянским Бари регулярно ходят паромы. Значительная часть достопримечательностей города сосредоточена в Старом Баре, расположенном у подножия горы Румия. Старый город был практически полностью разрушен тем самым землетрясением 1979 года. Поэтому многие из строений можно увидеть лишь в виде развалин. Бар славится своим гостеприимством и прекрасной кухней, считается гастрономическим центром Черногории. Именно сюда возят туристов на обеды и ужины после длительных экскурсий.

Также Бар знаменит производством оливкового масла. Крупный завод по переработке оливок начал работать здесь еще в 1927 году. Когда-то Черногория была одним из важнейших экспортеров оливкового масла. Теперь же оно в основном реализуется на внутреннем рынке. Почти каждая местная семья делает оливковое масло для себя, из маслин, выращенных на собственных небольших плантациях, и только лишнее продает на рынке. В Средневековье в Черногории существовал интересный обычай, согласно которому юноша может жениться только после того, как посадил 10 олив, что было гарантией будущей возможности прокормить семью. Потому что их всегда можно продать или обменять на другой товар. Отчасти благодаря этому обычаю на побережье до сих пор растет около 600 тыс. оливковых деревьев.

ФОТО: © Depositphotos.com/kanuman

Город играет важную роль и в плане логистики. Самый длинный тоннель в Черногории – Созина – протяженностью более 4 км построен для сокращения пути из Подгорицы до Бара, Ульциня и других городов южной части побережья. До этого путь проходил через опасный и извилистый горный перевал, занимая много времени. Тоннель, насквозь пронзающий 900-метровый горный хребет, был запущен в 2005 году, его строительство обошлось государству в 70 млн евро (большая часть – заемные средства, говорят, уже почти выплачены). Дорога является платной, стоимость проезда для легковых автомобилей составляет 2,5, евро и растет в зависимости от типа транспортного средства. Через тоннель также можно проехать в будванскую часть побережья. Впрочем, путь это сокращает меньше, но делает его более прямым, но и менее живописным.

В настоящее время строится скоростная автомагистраль Бар – Боляре, нацеленная на то, чтобы дать экономический импульс слаборазвитому северу страны, поддержать торговлю с Сербией и повысить безопасность движения. Протяженность черногорской части дороги составляет 167 км, она будет проходить через около 150 горных тоннелей и 100 мостов. Дорогу строит китайская China Road and Bridge Corporation, 85% финансирования – деньги КНР. На сегодняшний день на строительство уже потрачено около 1 млрд евро. В случае неспособности расплатиться по долгу деньгами черногорцам по договоренности придется предоставить китайцам доступ к порту Бар. И это вполне вероятно: страна уже испытывает сложности с выплатой кредита, так как прошлый год из-за пандемии был провальным по части туризма. По этому вопросу Черногория даже была вынуждена просить помощи у ЕС, в состав которого очень хочет войти.

Житница Думитор

Дорога от побережья до города Жабляк на территории национального парка Думитор занимает приблизительно два с половиной часа без остановки на автомобиле. Туда мы отправились, чтобы посмотреть северную часть страны. Парк создан в 1952 году и представляет собой плоскогорье общей площадью 390 кв. км, расположенное на высоте 1500 м над уровнем моря. В 1980 году Думитор был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дорога на север живописна, а вкупе с историями экскурсовода и увлекательна. Туристам предлагается прогулка до наиболее известного из 18 ледниковых озер горного массива Дурмитор – Черного озера. На самом деле озеро – красивейшего бирюзового цвета и состоит из двух небольших водоемов, окруженных высокими сосновыми лесами и горными пиками. Летом температура воды составляет около 20 градусов, поэтому, заранее позаботившись о сменной одежде, можно искупаться.

ФОТО: © Арайлым Аульбекова

Еще одна значимая достопримечательность парка – мост Джурджевича, построенный в 1937–1940 годах. Это железобетонный арочный мост через самую длинную реку страны Тара. В свое время он считался настоящим инженерно-архитектурным чудом, технику для строительства привозили из Вены. Длина составляет 365 метров, высота над уровнем реки – 172 метра. Можно прогуляться по мосту, когда-то самому длинному в Европе, чтобы отыскать самые лучшие виды на удивительно красивый каньон реки Тара. Также можно пролететь над каньоном по зип-лайну, откуда открываются еще более захватывающие виды. Каньон входит в топ-10 мира по глубине – самое глубокое место достигает 1300 метров. Помимо него, можно посетить не менее красивый каньон реки Морача, расположенный не так далеко.

Горный массив Дурмитор является центром горного туризма. В основном туристическая инфраструктура сосредоточена вокруг города Жабляк. Зимой здесь катаются на лыжах и сноуборде, летом занимаются альпинизмом и пешеходным туризмом.

По дороге в Жабляк можно повсеместно наблюдать множество небольших деревянных домиков с закругленными крышами. Это предприимчивое население активно строит жилье для сдачи туристам, наподобие тех домов, в которых жили его предки. В силу природных условий и образа жизни здесь живут очень высокие и физически здоровые люди. Говорят, что когда-то половина знаменитой баскетбольной команды Югославии составляли уроженцы этих мест.

ФОТО: © Арайлым Аульбекова

К слову, жители южных регионов Черногории стараются на лето перебираться в свои хижины на изобилующие зеленью и плодородные земли на склоне гор Дурмитор. Здесь они готовят запасы к зиме. Каждая семья сажает свой огород, консервирует овощи, заготавливает варенья, соки из горных ягод и плодов. Также они пасут скот и готовят пршут (традиционное черногорское блюдо, свиной или говяжий окорок, копченный на углях или вяленый), молочные продукты – сыры, йогурт, каймак (в отличие от нашего имеет солоноватый вкус), собирают грибы. Белые грибы здешних мест пользуются большой популярностью в Италии. В сушеном виде их предлагают в качестве сувенира – килограмм стоит около 80 евро. Однако не спешите расстраиваться от таких цен. Сушеные грибы легкие, и можно набрать сколько вам хочется. Главное – не забыть плотно упаковать при перевозке, иначе по приезде домой рискуете получить все вещи из чемодана с запахом грибов. Мы нисколько не пожалели о покупке – аромат и вкус пасты с добавлением этих грибов получаются такими же, как в изысканных ресторанах Болоньи.

Заготовка дров также входит в число летних ритуалов черногорцев. Кстати, это делают не только жители севера: зимой приходится отапливать дома и в южных регионах, так как в домах черногорцев, как в большей части Европы, нет центрального отопления. Лишь жители Будвы благодаря более мягкому климату и повышенным финансовым возможностям могут позволить себе платить за электричество (оно дорогое) и пользоваться зимой кондиционерами для обогрева. Остальные заготавливают дрова для камина или печи.

Рай для птиц и рыбаков

ФОТО: © Арайлым Аульбекова

Вдоволь насладившись красотами севера и исторических городов, мы захотели узнать, чем еще способна удивить эта прекрасная страна. И решили взять экскурсию на корабле по самому большому озеру на Балканах и еще одному из национальных парков – Скадарскому озеру. Черногории принадлежит две трети водоема, остальная часть – Албании. Именно черногорская часть занесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одним их крупнейших орнитологических заповедников в Европе.

Благодаря мягкому климату озеро не замерзает – в зимнее время температура воздуха составляет около 10 градусов. По этой причине большинство птиц из северных частей Европы прилетают сюда и остаются до весны. Здесь водится около 270 видов птиц, из них 60 видов проживают на озере постоянно. Кроме того, это место называют раем для рыбаков, здесь водится около 40 видов рыб.

После посещения небольшого музея при парке мы отправились на долгожданную прогулку на корабле. Экскурсия проходила в умиротворяющей атмосфере с приятным ветерком в окружении красивейшего озера глубокого синего цвета, множества маленьких островков и постоянно пролетающих рядом или ныряющих в воду разнообразных птиц. Местами появлялся неописуемой красоты ковер из кувшинок и лилий, тянущихся так далеко, что не видно конца. В одном из таких мест предоставляется возможность поплавать рядом с этой красотой. Но нужно быть предельно осторожным: подплывая близко, можно легко запутаться в стеблях водных растений. Через некоторое время мы приблизились к острову с плавающей рядом стаей белых кудрявых пеликанов. Увидеть их – основная цель визита многих туристов. Ведь это самая тяжелая в мире из летающих птиц, являющаяся символом Скадарского озера.

ФОТО: © Арайлым Аульбекова

Экскурсия завершилась посещением винного магазина, коих в окрестностях Скадарского озера множество. На землях этого региона и расположенной рядом Подгорицы раскинулись черногорские виноградники. С 1970-х годов в столице функционирует самый крупный государственный винный завод. Кроме того, из разных фруктов делается местный крепкий алкогольный напиток – ракия, которая также активно предлагается гостям в виде сувениров, наравне с вином, пршутом, козьим сыром, оливковым маслом и горным медом.

Кстати, многие жители кроме черногорского языка (является диалектом сербского) говорят также либо на русском, либо на английском. Еще в XIX веке на территории бывшей Югославии начали изучать русский, со временем он стал обязательным предметом в школах. С конца ХХ века вместо русского более активно начали внедрять английский. Сегодня русский преподают в немногих школах, но многие его еще понимают. Интересно, что в черногорском языке параллельно используются и кириллица, и латиница. Многие баннеры и вывески – в двух вариантах.

Местные турфирмы помимо внутренних экскурсий предлагают поездки в соседние страны. Можно, как мы, посетить загадочную Албанию, которая на время туристического сезона тоже открыла границы. Или Хорватию, Боснию и Герцеговину – но туда требуется виза.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить