Хождение в Святую землю

12800

Как история и современность соседствуют в Израиле

Фото: © Depositphotos.com/miki_ort

Программа пресс-тура в Израиль, организованного МИДом этой страны для казахстанских журналистов накануне открытия Expo-2017, включала посещение нескольких инновационных компаний (об этом – в июньском номере Forbes Kazakhstan). Что, учитывая тематику выставки, представлялось логичным. Вместе с тем, находясь в Израиле, невозможно себя ограничивать современностью. Необходимо прочувствовать, как на этой крошечной полоске суши, протянувшейся вдоль Средиземного моря между Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом, переплетаются наши дни и седая древность, уживаются разные народы и религии.

К слову, встреча с представителями одной из них состоялась уже на борту самолета, выполнявшего рейс Алматы – Киев – Тель-Авив: среди пассажиров была большая семья религиозных евреев. Ничего удивительного – иудеи регулярно посещают значимые для себя места. Одно из таких мест есть и в Алматы. Это расположенная на центральном кладбище могила праведника-раввина Леви-Ицхака Шнеерсона, человека, благодаря усилиям которого на пространстве СССР изменилось отношение к иудейской религии и ее последователям, отца одного из виднейших еврейских деятелей ХХ века Любавичского Ребе. Имя раввина носит и центральная синагога Казахстана.

Впрочем, большинство из нас узнали об этом позже, а пока, стараясь не слишком выдавать любопытства, мы разглядывали необычного покроя шляпы и сюртуки, накидки со свисающими белыми кистями и закрепленные черными кожаными ремешками на руке и голове тфилины – маленькие коробочки, содержащие написанные на пергаменте отрывки Торы. «По тому, как одет религиозный еврей, сведущий без труда определит не только его принадлежность к той или иной общине, но и происхождение, вплоть до местечка, родом из которого его предки. Одних только шляп существует более 30 видов», – поясняет наш гид Петер Гохват.

Мегаполис у моря

Более подробно узнать о религиозной стороне жизни Израиля нам предстояло в Иерусалиме, а знакомство со страной началось в Тель-Авиве – молодом городе, которого в первые годы XX века еще не существовало. Сначала он показался классическим восточным городом, по духу похожим на турецкие – все-таки 400 лет пребывания под властью Османской империи не прошли даром. И лишь затем открылся как современный мегаполис с зелеными бульварами, небоскребами делового центра, уютными парками, где по субботам проводят семейные пикники, с набережной, вдоль которой совершают пробежки или выгуливают домашних любимцев, и с надменно взирающими на прохожих многочисленными беспризорными котами, потомками завезенных британцами в 1920-х бесстрашных борцов с крысами.

Возможно, причина изначального восприятия заключалась в том, что мы приступили к исследованию второго по величине города страны с квартала, откуда идет история Тель-Авива. Он был основан в 1909-м как новый еврейский квартал древнего поселения Яффа, территория которого уже не могла вместить всех желающих. 54 семьи решили создать новый район, на месте которого со временем вырос целый город; он стал центром приема евреев, прибывающих в подмандатную Палестину. Сначала ряды горожан пополняли выходцы из России и Польши, а с приходом к власти нацистов – и из Германии. Многие осели в Тель-­Авиве, что нашло отражение в архитектуре города. Двух-, трехэтажные дома в стиле немецкой школы «Баухауз», построенные в 1930-х, сегодня охраняются как памятники архитектуры. Благодаря им Тель-Авив занесен в Список культурного наследия ЮНЕСКО под названием «Белый город».

Пока мы занимаем места за столиками вьетнамского ресторана, Петер предлагает обратить внимание на расположенное на другой стороне бульвара Ротшильда здание – Дом Меира Дизенгофа, где 14 мая 1948 года, за восемь часов до окончания Британского мандата на Палестину, Давид Бен-Гурион провозгласил Декларацию о независимости Государства Израиль. «Приглашения на торжественную церемонию посыльные разносили непосредственно утром 14 мая, адресатов просили хранить информацию о событии в секрете. Естественно, к четырем часам, когда состоялось провозглашение независимости, возле дома собрался весь город. Саму церемонию провели буквально за полчаса, чтобы успеть до наступления шаббата», – рассказывает наш провожатый.

Во всех израильских городах ближе к вечеру пятницы закрываются лавочки и кафе, некоторые музеи, а в субботу не работают государственные учреждения и общественный транспорт – это стоит учесть туристам при планировании путешествий. «Успеть до шаббата» – под таким девизом прошла первая половина нашего пятничного дня. Правда, в отличие от отцов-основателей Израиля, нам предстояло решать задачи, связанные всего лишь с приобретением подарков и сувениров. Жители и гости Тель-Авива предпочитают отправляться за покупками на рынок Кармель. Он открыт ежедневно, кроме субботы, и купить здесь можно все – от магнитиков и электроники до мясных продуктов, знаменитых фиников и халвы десятка сортов и вкусов, в том числе весьма экзотических – красного перца или, например, виски. Во вторник и в пятницу с 10 до 17 часов на пешеходном участке соседней улицы Нахалат Беньямин проводится ярмарка ремесленников, где есть шанс найти интересные сувениры. Ну а после можно прогуляться до Старого порта Яффы, который все больше становится богемным районом, населенным артистами, художниками и музыкантами, прогуляться вдоль городской набережной Талет и отдохнуть в одном из ресторанов, известных своими блюдами из морепродуктов.

Наднациональная кухня

К слову, ресторанов, кафе и просто уличных забегаловок во всех городах Израиля великое множество, но на вопрос, где лучше попробовать блюда национальной кухни, Петер отвечает, что… как таковой ее не существует. Хотя израильтяне и гордятся тем, что с их легкой руки весь мир узнал питу и фалафель. Репатрианты, возвращавшиеся на историческую родину из разных стран, привозили собственные представления о еврейской кухне и кулинарные пристрастия. В итоге, однако, кухня европейских евреев, ашкеназов, потерпела поражение в борьбе с кухней восточных евреев, сефардов. «Привычка к острой пище меняет чувствительность вкусовых рецепторов, так что кухня ашкеназов для восточных евреев слишком пресная, а знаменитая фаршированная рыба – и вовсе непонятная серая масса», – смеется Петер.

Фото: © Depositphotos.com/duha127

Получить представление о многообразии израильской кухни мы смогли во время кулинарной экскурсии по иерусалимскому рынку Махане Иегуда. По соседству с заведением, на весь город известным своими хачапури, расположилась лавочка, в которой готовят национальный десерт сахлеб. Родословная этого сладкого напитка имеет арабское происхождение, и раньше для его приготовления использовали измельченные корни орхидеи. Сегодня из-за дороговизны сырья настоящий сахлеб можно попробовать только в дорогих ресторанах, но горячий напиток из демократичного заменителя с добавлением корицы, орешков и кокосовой стружки расходится на ура, особенно в период зимних холодов. Одно из самых популярных блюд израильской трапезы хумус считают своим во всех странах Ближнего Востока. В Израиле на его приготовлении специализируется множество заведений, и спор, в каком из них хумус лучше, можно отнести к разряду вечных. А вот чего однозначно не рекомендуют делать знатоки, так это употреблять хумус после обеда, поскольку это достаточно тяжелая пища. И еще один лайфхак из области этикета: если вы окажетесь на арабском застолье, имейте в виду, что хумус не едят ложкой – его следует набирать на кусок лепешки, причем водить хлебом через всю тарелку тоже нельзя – только по кругу, от края к центру.

Город золотой

Если в период создания Государства Израиль его население насчитывало 600 тыс. человек, то сегодня перевалило за 8 млн. Мало какой из стран доводилось за столь короткий период принять такое большое количество новых граждан: теперь 800 тыс. проживают в самом большом городе страны – Иерусалиме. Решение перенести столицу из Тель-Авива Давид Бен-Гурион принял в 1949 году, а в марте 1950-го, на первом заседании кнессета (парламента), Иерусалим был официально объявлен столицей государства.

Основной поток прибывающих сюда туристов устремляется в Старый город – небольшой район, где расположены святыни трех мировых религий. Самой известной христианской святыней считается Храм Гроба Господня, на территории которого, как считается, находятся Голгофа и гробница Иисуса. К храму ведет Via Dolorosa, по которой проходил путь Иисуса к месту распятия. На этой дороге находятся девять из 14 остановок крестного пути. Сегодня по обеим ее сторонам можно увидеть лавочки, владельцы которых предлагают купить сувениры, футболки, свечки и другую атрибутику с религиозным уклоном.

Фото: © Depositphotos.com/sonyakamoz

Мусульмане-сунниты считают Иерусалим третьим по значимости городом после Мекки и Медины. Кстати, он был признан первым объектом, в направлении которого следовало совершать мусульманскую молитву – Кааба в Мекке стала таковым в 625 году. На территории Храмовой горы находятся культовые мусульманские сооружения – мечеть Аль-Акса и «Купол скалы».

Для евреев Иерусалим является самым святым городом с Х века до н. э. – с того момента, как царь Давид провозгласил его своей столицей. На территории Храмовой горы в 960 году до н. э. сын Давида, Соломон, воздвиг первый храм, который просуществовал до 586 года до н. э. и был разрушен Навуходоносором при подавлении восстания последнего царя Иудеи Седекии против Вавилона. Второй храм, возведение которого началось в 538 году до н. э., на несколько веков стал духовным, общественным и законодательным центром еврейского народа. Он просуществовал свыше 400 лет, был полностью перестроен царем Иродом, а в 70 году разрушен римским полководцем Титом. Сохранилась лишь часть древней стены вокруг западного склона – Стена Плача, которая остается иудейской святыней.

Желающие посетить комплекс Храмовой горы проходят через металлодетектор, и это, пожалуй, единственная процедура проверки безопасности, которой подвергаются все без исключения туристы. О том, что поездки к святым местам порой не обходятся без эксцессов, напоминает железная решетка, установленная поверх лобового стекла одного из увиденных нами автобусов, но в целом более 90% террористических атак спецслужбам удается предотвратить на стадии подготовки. А вот кого действительно следует опасаться в Старом городе, так это разного рода мошенников, активно промышляющих возле Стены Плача, особенно на мужской ее половине. Не дав туристу осмотреться и опомниться, они ловко повяжут на запястье красную ниточку, наскоро прочитают молитву и потребуют выложить за «благое дело» примерно 100 долларов.

Макет Иерусалима периода второго храма установлен в Музее Израиля. Тщательно выполненная в масштабе 1:50 модель воссоздана на основании различных исторических источников историком и географом Михаэлем Ави Йонахом. Среди других заслуживающих внимания экспонатов музея – восстановленные интерьеры нескольких синагог Европы, Азии, Северной и Южной Америки, «нано-Библия», уместившаяся на крохотном чипе, коллекции национальных костюмов, предметов еврейского религиозного культа и быта и, конечно, свитки Мертвого моря, или Кумранские рукописи, найденные в 1947 году пастухом-бедуином. Юноша отправился на поиски отбившейся от стада козы, а нашел завернутые в ткань и почерневшие от времени свитки из кожи, которые со временем были признаны уникальной находкой, произведшей фурор в мире археологии.

Живая вода Мертвого моря

К берегам Мертвого, или Соленого, как его называют израильтяне, моря, являющегося самой низко расположенной точкой на суше, лежит наш путь из Иерусалима. По сути, это озеро, причем действительно одно из самых соленых в мире: по словам Петера, для того чтобы воспроизвести его, следует растворить стакан соли в двух стаканах воды. «Туристы, впервые попадающие на Мертвое море, интересуются, глубокое ли оно и далеко ли можно заплыть. Плавать там нельзя в принципе – будет очень больно, если хотя бы капля воды попадет в глаз или на царапину, о которой вы и думать забыли», – говорит гид, пока наш автобус спускается на 430 метров ниже уровня моря. Совершать движения, характерные для пловцов, физически нелегко: соленая вода стремится вытолкнуть и перевернуть незадачливого экспериментатора. А вот принять позу человека, читающего газету, можно без труда: вода сама удерживает на поверхности. Правда, дольше десяти минут находиться в насыщенной солью воде трудно, да и специалисты не советуют.

Фото: © Depositphotos.com/vvvita

Уникальный минеральный состав соли Мертвого моря отлично подходит для лечения кожных заболеваний. В связи с этим на побережье активно развивают курортную индустрию, а 15–20 лет назад начался бум строительства шикарных отелей. «В некоторых странах государство частично оплачивает стоимость лечения людям, страдающим псориазом и другими болезнями кожи, и они регулярно проходят курс лечения на Мертвом море. До кризиса это направление пользовалось большой популярностью среди российских туристов, сегодня здесь много европейцев. Сам я, как и многие израильтяне, предпочитаю приезжать сюда в декабре», – рассказывает Элазар Коэн, генеральный комиссар Израиля на Expo-2017.

Производство косметики – еще одна отрасль, которая наряду с медицинским туризмом обязана своим развитием природному богатству водоема. Идея добычи минералов Мертвого моря появилась еще во времена Британского мандата, но фабрики по производству косметики появились позже. При этом некоторые компании из числа ведущих изготовителей местной косметики вначале занимались поставками сырья для косметических фабрик и лишь потом открыли собственное производство, чтобы контролировать качество продукции. Сегодня продукты для ухода за кожей, позиционируемые в качестве «косметики Мертвого моря», можно приобрести и в специализированных бутиках, и в лавочках торговцев на рынке Кармель. Разброс цен очень велик.

Пять дней – не срок для того, чтобы увидеть даже основные достопримечательности Израиля. Но, чтобы рассказать об увиденном даже за эти пять дней, не хватит одной статьи. В Израиль стоит приехать, чтобы с высоты горы Кармель взглянуть на приморскую Хайфу с Бахайскими садами, протиснуться через узкий подземный туннель в крепости тамплиеров Акко, выбрать время для экскурсии в иерусалимский музейный комплекс памяти жертв холокоста «Яд ва-Шем» – напоминание о трагедии прошлого и предостережение от повторения подобных ошибок в будущем, наконец, чтобы проехать на самый юг страны, в пустыню Негев, и увидеть пейзажи, словно сошедшие с кадров фильма «Jesus Christ Superstar», съемки которого, собственно, здесь и проходили, в заповеднике Авдат, на месте древнего города набатеев. Приехать и захотеть вернуться. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить