Севилья - апельсиновая красавица

В самом крупном городе Андалусии нет пляжей, зато есть богатейшая история и невероятная архитектура

ФОТО: © Depositphotos.com/naticastillog

Сам не знаю почему, но при упоминании о Севилье на ум в первую очередь приходят не знаменитые арии из оперы «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, а блатная «Таганка»: «Севилья, те ночи полные огня! Севилья, зачем сгубила ты меня?» Видимо, потому, что образ столицы Андалусии для меня – это сочетание имперской роскоши и жара костров средневековой инквизиции. Но и былая роскошь, и «Молот ведьм» в далеком прошлом, да и цирюльники уже не те (в современных барбершопах в основном работают выходцы из Марокко).

Так выходило, что мои предыдущие визиты в Испанию были очень быстротечными. Я осознавал, что страна очень интересная, но не понимал, почему все, кто с ней более-менее хорошо знаком, остаются от Испании в восторге. На этот раз, минувшей осенью, я провел в Испании шесть недель, во время которых познакомился с Каталонией, Андалусией и Канарскими островами. Четыре же заключительных дня поездки я оставил на десерт, которым стала Севилья.

Энергия цитруса

С первых минут знакомства с городом поражаешься обилию апельсиновых деревьев на улицах. Но это для нас апельсины – красивые и вкусные, а для севильцев они стали настоящей проблемой. Около тысячи лет назад фрукты завезли сюда арабы, и апельсиновым деревьям очень понравился климат юга Испании. В регионе в год созревает около 15 тыс. тонн апельсинов, которые местные жители… практически не употребляют. Они, конечно, тоже пьют апельсиновый сок на завтрак, но все же больше предпочитают вино. В самой Севилье ежегодно созревает почти 6 тыс. тонн. Излишки оранжевых «мячиков» оказываются на дорогах, их давят люди и машины, улицы становятся липкими от сока, привлекая огромное количество мух. Бывает даже такое, что апельсины падают людям на головы. Около 200 человек регулярно занимаются тем, что чистят город от упавших фруктов.

ФОТО: © Depositphotos.com/matenchuk

Весной 2021 года городские власти решили обратить проблему себе во благо. Фрукты отныне будут использоваться… для добычи чистой электроэнергии, которую будут направлять на питание местной водопроводной станции. Эта станция – важный инфраструктурный объект, потребляющий почти 40% электроэнергии, необходимой для обеспечения города питьевой водой и рабочей канализацией. Дело в том, что при брожении апельсинов выделяется метан – именно это и стало основой идеи муниципальной компании Emasesa. Захваченный метан будет направляться для работы электрогенераторов системы водоснабжения. При относительно небольших инвестициях – 250 тыс. евро – город получит большое количество чистой электроэнергии и полностью избавится от излишков фруктов.

Чтобы ненароком не поскользнуться на апельсиновой корке, лучше приезжать в Севилью после сезона сбора урожая, а именно ближе к марту. Еще не так жарко, как летом, но уже и не так холодно в домах без центрального отопления. Город стоит на берегу реки Гвадалквивир, что рождается в Иберийских горах и пересекает почти всю Андалусию. Большинство обывательских стереотипов, которые возникают в голове при слове «Испания», родом именно отсюда. Фламенко и коррида, роковые красавицы и истинные кабальеро, гитарные переборы и стук кастаньет…

«У Севильи особенный цвет», – поется в популярной испанской песне. И этот цвет – желто-золотой, а также смесь белого с охрой – традиционный цвет андалусского севильского барокко. Он разливается солнечными лучами по древним мостовым, скользит по выщербленным стенам домов, бликует на изгибах арены для боя быков, искрится на спицах карет, запряженных темногривыми лошадьми…

От Геракла до наших дней

Согласно легенде, Севилья была основана древнегреческим героем Гераклом. Но настоящая история города начинается в III тысячелетии до нашей эры. Тогда на этих землях финикийцы основали поселение Сефеле. Во II веке до нашей эры городок стал римской колонией, получив название Испалис. Затем периодически он подвергался набегам арабов, был разрушен норманнами. Первый период расцвета Севильи пришелся на начало XI века – время правления династии Тайфа. Но уже к концу столетия город завоевали берберы. В первой половине XII века, после продолжительной осады, в Севилью вошли испанские войска.

«Золотой век» города выпал на XVI – первую половину XVII столетия, после открытия Америки. Севилье была дарована монополия на торговлю с Вест-Индией, и она стала главным портом Испании. В этот период активно развивались ремесла и торговля. Испанские колонии требовали множества товаров, которые отправлялись к ним из порта Севильи. Корабли возвращались из Вест-Индии, наполненные жемчугом, золотом и серебром.

ФОТО: © Depositphotos.com/grandbrothers

Однако во второй половине XVII столетия значение Севильи начало уменьшаться. Свирепствующая в то время инквизиция стала причиной исхода нескольких десятков тысяч мавританских ремесленников. В 1649 году в город пришла чума, которая унесла жизни половины его жителей. Одновременно с этим Севилья утратила статус портового города из-за обмеления реки Гвадалквивир. В начале XVIII века организация, контролирующая торговлю с Америкой, была перенесена в Кадис, что привело к еще большему упадку Севильи.

К XX столетию ситуация снова изменилась, и Севилья опять расцвела. Классический пример возрождения города – это площадь Испании, одно из самых впечатляющих мест здесь. Площадь была задумана как центральный объект Иберо-американской выставки 1929 года. Автором проекта был выбран местный архитектор Анибаль Гонсалес. В 1914 году королем Альфонсо XIII был заложен первый камень, после чего начались строительные работы. 9 мая 1929 года на площади Испании состоялась церемония открытия Иберо-американской выставки, которая длилась больше года и сильно изменила образ Севильи. Ведь город готовился к этому событию 15 лет.

Площадь представляет собой полуэллиптический ансамбль диаметром 250 метров, в центре которого находится большой красивый фонтан. По периметру площади построено такое же полукруглое здание, символизирующее объятия между Испанией и ее бывшими американскими колониями. Особенность архитектурного ансамбля – его оформление, выполненное сразу в двух стилях – ар-деко и мудехар (сочетание мавританского, готического и ренессансного видов искусства). Завершающими элементами здания являются две высокие башни высотой 74 метра.

Перед зданием, следуя изгибу его фасада, протянулся живописный канал длиной 515 метров и глубиной 1,2 метра. Площадь Испании известна как «Севильская Венеция»: здесь можно арендовать небольшую лодку и в романтической обстановке совершить прогулку по каналу.

В 1992 году в городе был проведен грандиозный праздник, посвященный 500-летию открытия американских земель. Параллельно состоялась всемирная выставка Ехро.

Еврейская трагедия

Но проследуем в Старый город, где сосредоточены основные достопримечательности. Старый город Севильи – один из крупнейших в Европе и самый большой в Испании. Он занимает почти четыре квадратных километра и имеет очень богатое культурное, архитектурное и монументальное наследие.

ФОТО: © Depositphotos.com/rjaurele

На территории современной Севильи проживали многие народы, оставившие свой след в многоликой культуре этого прекрасного места. Особое место здесь занимает еврейское наследие, а именно район (баррио) Санта-Крус, с которого можно начать знакомство со Старым городом. История иудаизма в Испании берет начало в эпоху Римской империи. Наибольшего расцвета еврейская община достигла в Средние века – и при владычестве мусульман, и при правлении христианских королей, до изгнания евреев из Испании в 1492 году. В настоящее время на территории страны проживает лишь несколько тысяч представителей этого народа, однако потомки испанских евреев, сефарды, составляют около пятой части мирового еврейского населения.

В баррио Санта-Крус после завоевания города испанцами в 1248 году по приказу короля Фердинанда III Кастильского переселили всех евреев Севильи. Еврейская община города была второй по величине на Иберийском полуострове после Толедской, Санта-Крус процветал. Когда по королевскому указу Фердинанда II и Изабеллы I в конце XV века евреев изгнали из города, район пришел в упадок. К ХХ веку он стал одним из самых бедных районов Севильи. К той самой Иберо-американской выставке Санта-Крус, благодаря идее издателя Хосе Лагильо и архитектора Хуана Талаверы, перепланировали и перестроили. С тех пор он остается благопристойным туристическим уголком Севильи, где за белеными стенами домов укрыты красивые дворы, а маленькие площади оккупированы ресторанами.

В память о печальных событиях конца XV века на берегу Гвадалквивира в Старом городе в 1992 году был установлен памятник Толерантности. Абстрактная бетонная композиция известного испанского скульптора Эдуарда Чильидо напоминает о казни пяти членов еврейской общины во время изгнания. На церемонии открытия автор произнес следующие слова: «Я не намерен никого обвинять, но было бы прекрасно, если бы когда-нибудь в Севилье еврейский, арабский и христианский народы снова пожали друг другу руки. Это именно та идея, которую отражает памятник».

Позолоти ручку!

Если большинство евреев покинули Севилью, то цыгане никуда не делись. Еще в начале XV века в Испании стали появляться первые цыганские общины. Это не привычные нам ромалы, а выходцы из Северной Африки либо рушившейся Византии (тут исторические данные разнятся) – кале. Их самоназвание в переводе означает «смуглые», «черные». Цыгане были христианами, так что ввиду одинакового вероисповедания их во времена Реконкисты хорошо приняли испанцы. Последние позволяли цыганам вести привычный образ жизни. Но, когда испанские короли объединили страну, кале было приказано говорить на испанском языке, работать на феодалов и быть как все. Привычный образ жизни с кочевками и вечными праздниками следовало забыть или покинуть страну. Однако, как только власти ни пытались заставить цыган перенять испанский образ жизни, те так в полной мере и не стали испанцами. И поныне цыгане не интегрировались до конца в обычное общество.

ФОТО: © Depositphotos.com/skuder_photographer

Несмотря на схожую с испанцами внешность, узнать современных цыган среди аборигенов очень легко. Пожилые цыгане-мужчины носят длинные волосы и усы. Они часто ходят в костюме темного цвета, шляпе и в тряпичных домашних тапочках с кисточками. А на шее обязательно золотой крест на цепочке, толщина которой зависит от достатка. Женщины одеваются в яркие наряды и длинные юбки. Впрочем, современная мода такова, что девушек-цыганок трудно выявить в общей толпе. Они сами вас найдут в центре города, рядом с самыми популярными туристическими местами. Цыганки попытаются вручить вам веточку розмарина и заговорить с вами на всех известных им языках. В основном это, конечно, испанский и английский. Чтобы не быть обманутым, стоит сделать вид, что не понимаете, и, так же как цыганка вас, начать гладить ее по руке, внимательно и ласково глядеть в глаза и послушно кивать, приговаривая мантру «денег не дам!» Так вы расстанетесь друзьями.

Поскольку в Испании очень популярны государственные лотереи, цыганки обычно гадают прохожим на счастливое число и день, когда нужно купить лотерейный билет.

Танец страсти и огня

При всем неоднозначном отношении местных жителей к цыганам они внесли неоценимый вклад в культуру Испании. Мало кто знает, но знаменитый танец фламенко известен всем именно благодаря цыганам. Хотя истоки его следует искать еще в мавританской музыкальной культуре, существенно повлияла на этот стиль цыганская музыка – многие считают основными, истинными носителями фламенко именно испанских цыган. Когда в XV веке в Испанию прибыли цыгане, они расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия и, по своему обычаю, стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская. Из этого сплава, переосмысленного вначале цыганами, а потом и испанцами, родилось фламенко.

Танцы и песни под гитару, стук кастаньет – это цыганское национальное развлечение. Они же считаются лучшими исполнителями фламенко. Одежда для танца происходит от традиционной одежды кале. Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированной группой. Но в конце XVIII века гонения на цыган прекратились, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте, обрело свободу.

ФОТО: © Depositphotos.com/sepavone

Среди наиболее значимых городов, где сегодня существует фламенко, выделяют Севилью, Кадис, Херес, Кордову, Гранаду, Барселону и Мадрид. У каждого из этих городов своя специфика и традиции. Один из самых авторитетных, крупнейший фестиваль фламенко в Испании проходит раз в два года в Севилье под названием Bienal de Flamenco. Он был основан в 1980 году. Со всего мира съезжаются истинные любители фламенко, чтобы увидеть лучших артистов: байлаоров (танцоров), кантаоров (певцов) и гитаристов. 16 ноября 2010 года ЮНЕСКО присвоила фламенко статус объекта Всемирного наследия. Танец страсти и огня получил наконец официальное признание.

Мне бы в небо

В танце фламенко столько страсти, что душа неудержимо рвется ввысь. И здесь ей на помощь приходит символ Севильи – так называемая Хиральда: колокольня высотой 114 метров с богатым орнаментом, вместившая 22 гармонично настроенных колокола. Подняться на нее можно во время экскурсии по Кафедральному собору Севильи (объект ЮНЕСКО). Несмотря на приличную высоту, подъем на колокольню достаточно легок благодаря широкому и пологому пандусу. Он был построен для того, чтобы на Хиральду мог въехать всадник на лошади.

С балконов и из окон открывается прекрасный вид во все стороны, на далекие холмы и залитую голубым светом долину с блестящей широкой лентой Гвадалквивира. Контраст лежащей внизу скученной Севильи и свободно возвышающейся башни был особенно ощутим, когда еще не существовало европейской застройки. Даже озелененная многочисленными садами Севилья походила тогда на типичный восточный город, будто составленный из приземистых, геометрически точных фигур. С Хиральды вы сможете увидеть массив собора, распростертого на большой территории, его основные элементы, каменные украшения, крыши с малым наклоном и массу неразличимых с земли деталей. А ведь Кафедральный собор Севильи Мария-де-ла-Седе – самый большой готический собор в мире! По своей величине в Европе он уступает лишь лондонскому собору Святого Павла и римской базилике Святого Петра, но оба они построены не в готическом стиле.

ФОТО: © Depositphotos.com/lunamarina

Хиральда – наглядное пособие по истории Испании, она хранит следы величайших эпох. Строить башню начали в 1184 году, в период арабского владычества. Она служила минаретом Большой мечети Севильи. В те времена Хиральду венчали четыре медных позолоченных шара. Когда солнце освещало их, отблеск был виден на расстоянии дня пути от города.

Спустя почти 100 лет Севилью завоевали христиане и стали использовать мечеть как собор, позднее перестроив его в готическом стиле. Но минарет сохранился в первозданном виде, хоть и превратился в колокольню. Прошло еще триста лет, и башню достроили в стиле испанского Ренессанса. Такой мы видим ее сегодня.

Название Хиральда возникло в XVI веке, когда на крыше колокольни была установлена бронзовая фигура христианской святой Веры высотой 4 метра, более известная как «Эль Хиральдильо», которая вращалась во время ветра. В переводе на испанский язык «вращаться» – girar, отсюда возникло это звучное название. Иногда можно встретить версию перевода «флюгер», что скорее синоним. Вращение происходит из-за большой парусности бронзового знамени в руках статуи. Первоначально Хиральдой называлась не вся колокольня, а только статуя, которая своими размерами и массивностью производила сильнейшее впечатление на современников. В пародийном ключе Сервантес в своем «Дон Кихоте» отождествляет статую с образом сказочной великанши. Местные жители говорят: если рука Хиральдильо показывает на реку Гвадалквивир, значит, будет дождь.

Посоперничать по высоте с легендарной Хиральдой может Севильская башня – офисный небоскреб, построенный за семь лет, с 2008 по 2015 год. Здание высотой 180,5 метра имеет 40 этажей и является самым высоким в Андалусии, а также занимает седьмое место в Испании. Во время строительства небоскреба ЮНЕСКО рассматривала вопрос об угрозе, которое оно несет объектам Всемирного наследия в Севилье, в том числе из-за негативного визуального воздействия на Старый город. ЮНЕСКО попросила городские власти уменьшить высоту башни и изменить проект, но те проигнорировали эти просьбы. Лично мое мнение: Севильская башня никак не влияет на внешний облик Старого города и тень на него (в прямом и переносном смысле) не отбрасывает.

Грибы и виагра

Еще два современных архитектурных объекта, которые вызывают неоднозначную реакцию, – это мост Аламильо и Метрополь Парасоль. Вантовый мост через реку Гвадалквивир, а точнее, через канал Альфонсо XIII был построен для сообщения с большим и пустынным островом Картуха (находится между рекой и каналом), на котором в 1992 году проходила Всемирная выставка Ехро. Творение известного испанского архитектора Сантьяго Калатравы в народе называют «памятником виагре» из-за его своеобразной формы. Мост призван был отражать высокие устремления города и символически соединять прошлое Севильи с ее настоящим.

ФОТО: © Depositphotos.com/pillerss

К моменту строительства моста Калатрава был еще не очень известен, хотя уже в 1981 году открыл свою мастерскую в Цюрихе, причем работал и как архитектор, и как инженер. Его первым проектом стал ангар завода компании Jakem в швейцарском Мунхвиллене (1983–1985). В 1989 году архитектор открыл филиал своего бюро в Париже. На сегодня он автор многих футуристических проектов в разных странах мира. Его эстетику иногда определяют как «биотек», или, по-другому, «архитектурная бионика». Это стиль, основанный на использовании в архитектуре принципов организации, свойств, функций и структур живой природы. Отсюда естественным образом приходит понимание, почему мост в Севилье называют «памятником виагре». По тому же типу Калатрава позже возвел мост «Солнечные часы» в калифорнийской бухте Черепах и «Арфу Давида» в Иерусалиме. Но самым известным его творением и одним из самых узнаваемых зданий Испании, конечно, является оперный театр Аудиторио-­де-Тенерифе, символ города Санта-Крус-де-Тенерифе на Канарских островах. Опера считается одним из самых значительных произведений современной архитектуры. Хотя здание было построено еще в 2003 году, ходят слухи, что мэрия до сих пор полностью не рассчиталась с архитектором за проект из-за его баснословной цены.

ФОТО: © Depositphotos.com/billperry

На площади Пласа-де-ла-Энкарнасьон в центре Севильи, которая до 1973 года использовалась в качестве рынка, а в последующие десятилетия служила автостоянкой, в 2011 году открылась еще одна необычная достопримечательность города – Метрополь-Парасоль (Зонтик Метрополь). Это самая большая в мире деревянная конструкция, в народе называемая «грибами», что в том числе подразумевает галлюциногены. Большая пологая конструкция имеет 150 метров в длину, 70 метров в ширину и около 26 метров в высоту. Чтобы защитить римские руины, обнаруженные под землей во время строительства, структура опирается на несколько больших столбов, которые имеют вид ножек «зонтиков». Соединяющиеся «шляпы» обеспечивают большое количество тени, столь необходимой в городе, известном своим жарким летом. Здание построено из бетона, стали и древесины с полиуретановым покрытием. Деревянные части конструкции удерживаются вместе клеем, который был предварительно испытан, чтобы выдерживать высокие летние температуры. Нижние уровни структуры содержат Антиквариум (археологический музей), общественные пространства и фермерский рынок. Лифты в бетонных колоннах доставляют посетителей на крышу, где извилистые дорожки ведут к платформе с великолепным видом на город. Радикально современный дизайн Метрополь-Парасоля очень сильно контрастирует с историческим окружением здания, но привлекает к себе большое количество туристов.

Как бы там ни было, Севилья признается многими одним из самых красивых городов не только Испании, но и всей Европы. Посетить ее точно стоит, иначе у вас просто не будет полной картины этой удивительной страны на Иберийском полуострове.

ФОТО: © Depositphotos.com/rabbit75_dep

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
64095 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить