С начала 2014 казахстанцы купили новых авто на $775 млн

5828

Обзор авторынка Казахстана за 1 квартал текущего года от Ассоциации казахстанского автобизнеса

Фото: Андрей Лунин

Весенний прорыв

Фото: Андрей Лунин
Андрей Лаврентьев.

Март этого года ознаменовался продажей чуть менее 13 тысяч новых официально представленных автомобилей. Девальвация пережита, салоны продолжают предлагать автомобили по «выгодному курсу». Внесший свои коррективы новый технический регламент переориентировал покупателей на поиски альтернатив автомобилям, которые не укомплектованы  соответствующей оснасткой, и больше не могут обеспечивать современный уровень требований к безопасному движению на дорогах Казахстана. Судя по результатам марта, найти замену таким транспортным средствам удается, что является несомненным плюсом для тех, кто смог быстро отреагировать на возникшие лакуны рынка. Ожидается, что в апреле результаты продаж станут маркером на весь предстоящий, весенне-летний, сезон.

Андрей Лаврентьев, президент Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса

Импорт и производство

Итоги продаж новых автомобилей официальными дилерами Казахстана в марте этого года – 12647 единиц (против  9407 единиц в АППГ, рост составил 34,8%), а всего за период с начала года эта цифра составила 34474 единиц (в прошлом году аналогичного периода – 27569 ед., рост 25%).

Доля импорта среди проданных автомобилей от начала года составила 79,3%, доля автомобилей отечественной сборки 20,7% (27337 и 7137 единиц, соответственно).

Среди стран-производителей автомобилей Россия занимает первое место на рынке Казахстана (19521 ед. с начала года, 56,6% - доля, рост к АППГ составил 41%). Японские производители занимают третье место после казахстанского автопрома с 7%  долей и количественным ростом на 16%. Количество автомобилей собранных в Объединенном Королевстве  импортированных и проданных в РК на 43,3% больше чем в АППГ (1674 ед. против 1168 ед., доля 4,9% против 4,2% в 1 квартале 2013). Продажа продукции из Узбекистана значительно  упала в долевом отношении до 3,3% (в АППГ – 9,5%), а в количественном отношении объемы упали более чем в два раза (1128 ед. против 2612 в АППГ). Это последствия введения нового технического регламента, согласно которому большинство автомобилей, импортируемых из соседней республики, не проходят нормативы по оснащению автомобиля. Колоссально выросли поставки автомобилей, произведенных в Турции, что произошло благодаря импорту автомобилей марки Toyota (501 ед. с начала года против 7 ед. в АППГ) из этой страны.

Источники: собственные данные АКАБ, данные автопроизводителей и компаний импортеров, не включены продажи коммерческой техники группы «КАМАЗ-Инжиниринг» и автомобильных брендов Китая.

Основные итоги 1 квартала 2014 по присутствию брендов на рынке РК

В первой строке общей таблицы брендов по итогам 1 квартала текущего года удерживает позиции Lada с результатами продаж в 10163 единицы и 29,5% долей от всех продаж новых автомобилей в РК (против 10057  ед. и 36,5% в АППГ). Рост продаж всего на 1%, а доля рынка снизилась на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эти изменения связаны, напомним, с прекращением выпуска некоторых моделей и планами модернизации линий на предприятиях концерна АВТОВАЗ.

На втором месте по результатам 3 месяцев занимает бренд Hyundai, подняв количественные объемы продаж по сравнению с АППГ на 65% (3190 ед. против 1937 в АППГ) и увеличив долю присутствия на 2,23% (до 9,3% против 7% в АППГ) в общей таблице брендов. На третьем месте, по результатам 1 квартала, – бренд KIA (3190 ед. против 1937 в АППГ, рост количества на 34%, рост доли – на 0,6%). Далее – бренд Chevrolet с результатами 2918 ед. (против 1705 в АППГ, рост доли на 2,3%, рост количества – на 71% по сравнению с АППГ).

Бренд Toyota по количеству продаж за 1 квартал – на 5 месте (2518 ед. против 1558 в АППГ), рост количества продаж составил 62%, а доля присутствия этой японской марки  поднялась на 1,65%. 6-е место занято сегодня брендом GAZ (1960 ед., доля рынка 5,7%); марка Nissan поднялась на строку выше по сравнению с февралем, теперь она на 7-м месте (1756 ед. против 1416 в АППГ, рост на 24%). Бренд Renault по-прежнему завоевывает сердца казахстанцев: по объему продаж за 1 квартал марка заняла 8 место (1750 ед. против 586 ед. в АППГ), количественный рост продаж на 198%, доля рынка выросла на 3%. Uz-Daewoo (1078 ед. против 2533 в АППГ, доля рынка уменьшилась до 3% с 9% в АППГ), по результатам с начала года, на 9-м месте.  На 10-м, как и в прошлом месяце, Skoda с хорошим количественным ростом в 111% и долей в 3% (995 против 472 ед. в АППГ).

Из тех, что ниже: в лидерах по росту продаж сегодня Volkswagen (512 ед. против 246 в АППГ, рост на 108%); премьера года, бренд GEELY (605 ед. с начала года), сразу занял положение выше середины таблицы; выросли продажи UAZ на 11% (847 против 764 ед. в АППГ);  на 13% выросли продажи Mitsubishi (638 ед. против 536 в АППГ). Бренд Peugeot снова показал неплохие результаты (375 ед. за 1 квартал) и стремится вверх по таблице брендов.

Основные итоги 1 квартала 2014 по продажам автомобилей отечественной сборки

Итоги продаж автомобилей отечественной сборки за первые три месяца этого года показали рост на 20,44% по отношению к АППГ (7137  ед. против 5926 в АППГ), доля продаж казахстанских автомобилей среди стран-производителей на внутреннем рынке составляет 20,7%. Драйвером роста остается сегмент легковых автомобилей, повышение продаж которого составило 21,3% по отношению к АППГ (3542 ед. против 2920). В этом сегменте наибольший рост (83,2%) отмечен в классе B: здесь, напомним,  появились две новые модели Skoda Rapid (первая строка в диапазоне цен $15-20 тыс., 473 ед.) и Peugeot 301 (тот же ценовой диапазон, 3-я строка, 273 ед.). В бюджетном диапазоне цен среди легковых автомобилей отечественной сборки ($10-15 тыс.) модель ZAZ Chance удерживает верхнюю строку (238 ед. в АППГ, 6,7% рынка отечественных легковых).

В диапазоне $20-25 тыс. больше всего продаж модели Chevrolet Cruze (доля среди отечественных легковых – 21,4%, количественный рост продаж составил 33,2%, 758 ед. против 569 в АППГ). Этот диапазон цен характеризуется самой высокой долей продаж на внутреннем рынке среди легковых автомобилей отечественной сборки (более 40% по итогам с начала этого года).

В диапазоне от $25 тыс. до $40 тыс. среди отечественных пассажирских автомобилей на первой строке Skoda Octavia (247 ед. против 284 в АППГ), доля продаж составила 7% (против 10% в АППГ).

В премиум классе отечественного производства 11 продаж с начала года: это модели: SsangYong Chairman7 единиц, KIA Cadenza3 единицы, KIA Quorisодна.

Подводя итог продаж седанов отечественной сборки с начала 2014, напомним, что рост присутствия на внутреннем рынке этих автомобилей идет всегда опережающим темпом, чем рынок новых автомобилей в целом.

Доля внедорожников казахстанской сборки среди всех продаж новых авто в январе-феврале 2014 года составила порядка 10% и 44% от всех автомобилей отечественного производства. Всего за этот период было реализовано 3542 единицы этой категории внедорожников (против 2920 в АППГ, рост составил 21,3%).

KIA Sportage стала во главе мартовского списка: 333 ед. против 50 в АППГ, Lada 4x4 сегодня на втором месте (316 ед. против 426 в АППГ), но обогнала по результатам квартальных продаж (880 ед. против 1392 в АППГ).  И, видимо, мы будем свидетелями ухода легендарной машины с рынка в связи с планами новых владельцев АВТОВАЗа.

Завершая обзор рынка автомобилей отечественной сборки, отметим, что сегодня уже решены многие вопросы о продвижении автомобилей казахстанского производства на рынки Таможенного Союза. Продолжается работа в НПП РК с правительством РК в русле разработки второй государственной программы форсированной индустриализации страны, в данной программе автомобилестроение названо приоритетной отраслью, что дает положительный импульс дальнейшему развитию инвестиций в отечественное производство, а значит и в благосостояние казахстанцев, в конечном итоге.

Основные итоги по сегментам рынка

Продажи всех легковых пассажирских автомобилей (PC) за период с начала года составили 61% от всех новых автомобилей (20958 ед. против 17700 ед. в АППГ, рост на 18,4%).

Лидирует по количеству продаж, по итогам 1 квартала, традиционно, класс B с ростом на 32,7% по отношению к АППГ. Среди всех моделей этого класса наиболее всего прибавила к своей доле присутствия Lada Largus (1022 ед. против 2 в АППГ) и также можно отметить Hyundai Accent (доля продаж выросла на 3,73%, количественный рост составил 109%). На втором месте таблицы классов – класс C (4219 ед. против 4444 в АППГ, падение доли присутствия на 5,1%). Большая часть продаж этого класса представлена реализацией Chevrolet Cruze (758 ед. против 569 в АППГ), рост продаж составил 33,2%. В классе E (657 ед. против 707 в АППГ, падение продаж на 7,1%) на первой строке таблицы Toyota Camry (423 ед. против 486 в АППГ, падение количества продаж на 13%).

В классе А также без изменений рэнкинга: здесь на первом месте Daewoo Matiz (358 ед. против 577 в АППГ, падение продаж на 38%). Рост продаж в классе D на 26,3% (первый среди одноклассников – Toyota Avensis, этих машин продано 124 единиц против 76 в АППГ). В классе F итоги продаж составили 60 единиц. Выдающихся результатов здесь добилась только одна модель – Mercedes-Benz S-Class (41 единицы с начала года против 1 в АППГ).

В сегменте внедорожников (9996 единиц против 7163 в АППГ, рост на 39,5%) по итогам с начала года более всего выросли продажи компактных SUV (на 78,7%), здесь лидирует по результатам двух месяцев Nissan QASHQAI (всего 1071 ед. против 493 в АППГ, рост 117,2%). Так же можно отметить субкомпактные SUV (2057 ед. против 1910 ед. в АППГ, с количественным ростом 7,7%). Здесь можно отметить успех Chevrolet Niva (713 ед. против 376 ед. в АППГ), рост продаж увеличен почти в 2  раза.

Продажи коммерческой техники, не включая продажи группы КамАЗ и китайских брендов, составили 2624 ед. против 2168 в АППГ (рост 21,03% по сравнению с АППГ), существенный рост продаж показывают малотоннажные грузовики GAZ 3302, рост продаж опережает средний прирост по рынку в целом – 52,06% (1405 ед. против 924 в АППГ, рост доли 4,65%).

Итоги продаж авторынка в ценовых сегментах

В денежном эквиваленте за период с начала года, рынок продаж новых автомобилей вырос по сравнению с АППГ на 29,6% и составил сумму $775 млн (по нашим оценкам, в базовых ценах), в АППГ эта цифра равнялась $597,9 млн.

На долю национальных производителей пришлось $167,7 млн, это на 31,2%  больше, чем в АППГ (в прошлом году в аналогичный период объем продаж в денежном эквиваленте составил $127,8 млн).

На долю импортеров пришлось в денежном выражении чуть менее $607,2 млн (против $470 млн в АППГ, рост составил 29,2%).

Лидер по доле рынка в денежном эквиваленте по результатам с начала года –бренд Toyota, по нашим оценкам, продавший автомобилей за отчетный период на сумму более $115 млн.

Средняя цена предложения этого марта на легковые и внедорожники: $23 362, год назад эта цифра была чуть более $21 649, рост цены предложения на 8%.

Наибольшее количество автомобилей за период с начала года продавалось по цене от $10 тыс. до $15 тыс. (29,4% против 32% в АППГ). По цене менее $10 тыс. было продано 9,3% автомобилей (против 19,06% в АППГ). Это знаменательное событие (перемещение долей рынка в сторону более дорогих автомобилей) произошло за последние три года наших наблюдений впервые: в сегменте $15-20 тыс. было продано 23% автомобилей (15% в АППГ). Доля автомобилей по цене $20-25 тыс. – 12%, чуть больше, чем в прошлом году (9% в АППГ). Немного выросли продажи в ценовом сегменте $25-40 тыс. (19% против 16% в АППГ) и упала доля продаж в диапазоне $40-80 тыс (5,7% против 6,14% в АППГ).

 

 

Итоги продаж легких автомобилей (PC, SUV, MPV, PU) в РК, март 2014

В категории легких автомобилей (мы традиционно включили в эту таблицу PC, SUV, MPV, PU массой до 3,5 тонн) рост продаж в марте составил 37% (11918 ед. против 8710 в АППГ).

Наиболее интересные, с нашей точки зрения, изменения в таблице за март 2014: на первой строке таблицы бренд Lada с продажами 3604 ед. против 3191 в прошлогоднем марте (падение доли продаж составило 6,4%).

На 2 месте бренд KIA (1502 ед. против 721 в АППГ), в марте рост доли рынка составил 4,32%.

На 3 месте бренд Hyundai (1360 ед. против 692 в АППГ), в марте прибавка доли продаж составила 3,47%.

На 4 месте таблицы Chevrolet (889 ед. против 605 в АППГ). Рост доли рынка по сравнению с АППГ 0,51%.

На 5 месте бренд Nissan (771 ед. против 546 в АППГ), рост доли рынка по сравнению с прошлогодним мартом – 0,20%.

На 6 месте бренд Toyota (730 ед. в марте против 607 в АППГ), падение доли рынка на 0,84%, рост количества – на 20,3%.

На 7 месте в марте – Renault (700 ед. против 276 в АППГ), доля рынка выросла на 2,70%.

На 8 месте таблицы бренд Daewoo (405 ед. против 879 в АППГ), падение доли продаж на 6,69%.

9-е место за казахстанскими автомобилями марки Skoda с результатами в марте 344 единицы (против 179 в АППГ), рост количественных показателей продаж выше ожиданий – 92,2%.

10-ое место по итогам марта занял Geely (214 ед.), ранее этот бренд не включался в наши обзоры. Впервые официально новые автомобили этой китайской марки, произведенные крупноузловым методом в России (городе Черкесск), пришли в Казахстан в прошлом году.

Итоги продаж коммерческой техники в РК, 1 квартал 2014

По итогам с начала года на рынке официально представленной коммерческой техники РК (не включены техника марки КамАЗ и китайские автомобили коммерческого назначения) было реализовано 2656 единиц новых автомобилей, включая 1702 единиц малотоннажных грузовиков, 620 развозных автомобиля, 245 микроавтобусов, 11 среднетоннажных грузовиков, 1 средний автобус, 68 крупнотоннажных грузовиков, 8 больших автобусов.

Общий рост продаж в этом сегменте рынка по отношению к АППГ – 21,2%.

Результаты за март: 729 единицы (против 697 в АППГ). Самую большую долю продаж в этом месяце (64,6%) составили грузовики марки GAZ (модель 3302 – 42,5%, 310 единиц).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные итоги марта 2014 по популярности моделей новых легких автомобилей (PC, SUV, PU, MPV до 3,5 ТОНН) в РК и в Алматы

Прогноз по состоянию рынка на апрель 2014

Аналитическая группа АКАБ и эксперты авторынка РК продолжают публикацию краткосрочного прогнозирования авторынка РК.

В данном обзоре мы публикуем прогноз на апрель 2014 – наши ожидания продаж по сегментам рынка. Мы ожидаем продажи по сегменту пассажирских автомобилей порядка 10,5 тыс. единиц, внедорожников в районе 5 тыс. единиц, коммерческой техники – порядка 1,3 тыс. единиц, пикапов –  160-170 штук и порядка 250 единиц минивэнов. Итого, рынок по результатам апреля, скорее всего, будет представлен цифрой порядка 17 тыс. единиц официально представленных автотранспортных средств различного назначения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить