Рынок новых автомобилей Казахстана «просел» в ноябре почти на 20%

16345

Обзор автомобильного рынка Казахстана за ноябрь 2014

- На официальном автомобильном рынке Казахстана по результатам с начала года продано чуть более 150 тыс. новых автомобилей различного назначения, - прокомментировал итоги ноября глава Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев.

Андрей Лаврентьев.

- В 2015 грядут перемены в балансе присутствующих на рынке РК участников: анонсированы остановки производственных линий иномарок в России, которые составляют большую часть импорта из этой страны. По данным российской газеты «Известия», сборка иностранных автомобилей приостановлена на заводах Ford и «ПСМА Рус» (собирает модели Citroen и Mitsubishi), а также на московском заводе Renault. Со следующей недели может встать конвейер на заводе Volkswagen. После новогодних праздников эта участь скорее всего постигнет калининградский сборочный автогигант «Автотор» и завод GM в Санкт-Петербурге. Не исключено образование дефицита новых автомобилей из Европы и США и заполнение лакуны наплывом бюджетных автомобилей, например, из Поднебесной. В этой ситуации рынок Казахстана будет переживать не самые лучшие времена, но отечественные производители получат безусловный шанс на завоевание более высокой доли рынка внутри страны, а также на экспорт в страны  Таможенного Союза, в который сейчас вступают новые участники.

Макроэкономические показатели РК за январь-ноябрь 2014

Краткосрочный экономический индикатор, характеризующий тенденции развития экономики по данным крупнейших отраслей экономики РК, в январе-ноябре 2014 вырос на 2,6% (против роста на 2,3% в январе-октябре 2014 и 5,1% в январе-ноябре 2013). Рост промышленного производства – основного катализатора отечественной экономики – составил 0,1% в годовом выражении. Обрабатывающая промышленность продемонстрировала рост в 0,7%, в то время как горнодобывающая промышленность упала на 0,4%. Государственная политика, направленная на диверсификацию экономики, способствует поддержанию тренда.

Авторитетные международные организации сдержаны в оценке перспектив на 2015 на мировых рынках. ОПЕК и Международное энергетическое агентство пересмотрели спрос на «черное золото» в сторону понижения, при этом в последние дни нефть на рынках дорожает.

В период макроэкономической нестабильности госпрограммы «Нурлы жол» и ПИИР станут своего рода «спасательным кругом» для Казахстана. Предстоящие меры окажут, как в 2008-2010, положительный эффект на рост рабочих мест, развитие инфраструктуры, оживление производственных и смежных отраслей. Однако уровень инфляции и курс национальной валюты будут крайне чувствительны к внешним факторам. Девальвация российского рубля и низкие цены на нефть – ключевые показатели, которые окажут негативное воздействие на инфляцию и динамику тенге. Мы также видим риск снижения потребительской активности населения на фоне ужесточения пруденциальных нормативов для банков второго уровня, а также вероятного повышения процентных ставок. Меры по таргетированию инфляции в РФ, которые болезненным образом осуществляются путем повышения ставок, должны распространиться и на РК после вступления в силу Евразийского экономического союза в январе 2015.

Отдел финансового анализа ОЮЛ «АКАБ»

Импорт и производство новых автомобилей в РК

Итоги продаж новых автомобилей официальными дилерами Казахстана в ноябре – 13 673 ед. (против 16 925 ед. в АППГ, спад на 19,21%). Всего с января по ноябрь этот показатель составил 150 561 автомобилей (в прошлом году за аналогичный период было продано 150 052 ед., незначительный рост в 0,3%).

Доля импорта среди новых и официально проданных автомобилей остается доминирующей. На конец ноября 80,3% новых приобретенных автомобилей были завезены из других стран, а доля автомобилей отечественной сборки составила 19,7% (120 960 и 29 601 ед. соответственно).

Среди стран-производителей автомобилей Россия по-прежнему занимает первое место на рынке Казахстана (84 281 ед. с начала года, доля официального рынка 56%, рост к аналогичному периоду прошлого года 7,61%). Автомобили из Узбекистана занимают третье место после автомобилей казахстанской сборки с долей рынка 7,40%. Количество собранных в Японии и проданных в РК автомобилей сократилось на 21,97% по сравнению с АППГ (9822 ед. против 12587 ед., доля 6,52%). Продажа продукции из Объединенного Королевства упали в долевом соотношении до 2,36% (в АППГ доля рынка составляла 3,61%), в количественном отношении объемы также пошли на спад на 34,34% (3558 ед. против 5419 ед. в АППГ). Также зафиксирован спад продаж автомобилей, произведенных в Корее, на 26,23% (3083 ед. против 4179 ед. в АППГ). Автомобили турецких производителей не снижают свое присутствие на рынке РК (1507 ед. против 705 ед. в АППГ).

Основные итоги января-ноября 2014 по присутствию брендов на рынке РК

На первой строке общей таблицы брендов по итогам января-ноября удерживает позиции Lada с результатами продаж в 41 896 ед. и долей рынка в 27,83% (против 52 200 ед. и 34,79% в АППГ). Продажи снизились на 19,74%, доля рынка снизилась на 6,96%.

На втором месте по результатам 11 месяцев сейчас находится бренд KIA, (16 520 ед. против 10920 ед. в АППГ, рост доли рынка на 3,69% до 10,97% в общей таблице брендов). Бренд Hyundai на 3 месте – продажи повысились за год на 18,52% (13 214 ед. против 11149 ед.), доля рынка выросла до 8,78%.

Бренд Toyota на 4 месте (11 193 ед. против 10 689 ед. в АППГ), рост количества продаж составил 4,72%, а доля присутствия этой марки на рынке новых автомобилей - 7,43%. 5 место занято сегодня брендом Chevrolet (10 763 ед., доля рынка 7,15%). На 6 позиции по популярности в РК расположился бренд Daewoo (9 892 ед. против 12 444 ед.), с долей присутствия 6,57%.

Марка Renault по объему продаж с начала года заняла 7 место (7554 ед. против 4327 ед. в АППГ), количественный рост продаж составил 74,58%, доля рынка выросла на 2,13%. На 8 строке таблицы брендов – GAZ (6240 ед., доля рынка – 4,14%). Ниже расположился бренд Nissan (5659 ед., доля рынка - 3,76%). Замыкает 10 лидеров по итогам января-ноября Skoda с долей рынка в 3,44% (5172 ед. против 4037 ед. в АППГ).

Из тех немногих, кто не попал в первую 10 и показал рост по сравнению с АППГ, Peugeot показывал значительный рост продаж (1162 ед. против 192 ед. в АППГ.), продажи автомобилей Volkswagen выросли на 54,98% (3560 ед. против 2297 ед. в АППГ). Среди коммерческих автомобилей рост показывают Scania (135 ед. против 68 ед. в АППГ), Renault Trucks (45 ед. против 13 ед. в АППГ).

Основные итоги января-ноября 2014 по продажам автомобилей отечественной сборки

Итоги продаж автомобилей отечественной сборки за январь-ноябрь 2014 показали количественный спад на 6,95% по отношению (29601 ед. против 31811 ед.  в АППГ). Доля продаж казахстанских автомобилей среди стран-производителей на внутреннем рынке составляет 19,7%. В сегменте минивэнов зафиксирован рост продаж на 48,03% по отношению к АППГ. Здесь можно выделить Kia Carens (273 ед. против 151 ед. в АППГ) и Peugeot Partner Panel Van. В сегменте легковых автомобилей количественный спад составил  2,75%.

В бюджетном диапазоне цен среди легковых автомобилей отечественной сборки ($10-15 тыс.) по-прежнему лидирует модель ZAZ Chance (742 ед., доля рынка среди  отечественных легковых 4,76%).

В ценовом диапазоне $15-20 тыс. первую строку занимает Skoda Rapid (3129 ед. против 1406 ед. в АППГ).

В диапазоне $20-25 тыс. среди отечественных пассажирских автомобилей на первой строке Chevrolet Cruze (2299 ед. против 3169 ед. в АППГ), спад доли рынка на 5,02% (14,76% против 19,78% в АППГ).

В ценовом диапазоне $25-40 тыс. Skoda Octavia занимает первое место (1180 ед. против 1135 ед. в АППГ) доля рынка среди отечественных легковых автомобилей составила 7,57%.

В ценовом диапазоне $40-80 тыс. KIA Cadenza (75 единиц против 73 в АППГ) остается в одиночестве.

В премиум-классе отечественного производства сравняли свои показатели SsangYong Chairman и KIA Quoris – 24 ед.

Доля внедорожников казахстанской сборки в январе-ноябре 2014 составила 8,16% среди всех продаж новых авто и 41,49% от всех автомобилей отечественного производства. Всего за этот период было реализовано 12 280 ед. этой категории автомобилей (против 13 450 в АППГ, спад на 8,7%).

Бюджетный внедорожник Lada 4x4 обеспечил долю в 11,37% среди отечественных автомобилей (против 18,28% в АППГ), падение доли присутствия на 6,91% (3367 ед. против 5815 ед. в АППГ).

Рост продаж в категории отечественных внедорожников показали SsangYong Nomad (206 ед. против 57 ед.) и компактные кроссоверы Peugeot 3008, которые благодаря инновационному дизайну, вместительности и экономичности продолжают завоевывать казахстанский рынок.

Коммерческая техника казахстанского производства показывает падение реализации на 42,29% (805 ед. против 1395 ед. в АППГ). Хорошие результаты в этом сегменте показывают модели Hyundai Porter (143 ед. против 126 ед.) и Peugeot Partner Tepee (105 ед.).

Основные итоги по сегментам рынка

Продажи всех легковых пассажирских автомобилей (PC) за период с начала года составили 65,95% от всех новых автомобилей (99 290 ед. против 96 275 ед. в АППГ, рост на 3,13%).

Лидирует по количеству продаж по итогам 11 месяцев класс B с количественным ростом на  5,84% по отношению к АППГ (68030 ед. против 64 278 ед.). Среди всех моделей этого класса больше других прибавили к своей доле присутствия на рынке новых авто Lada Kalina (4321 ед. против 341 ед. в АППГ), Peugeot 301 (767 ед. против 120 ед. в АППГ), KIA Rio (7706 ед. против 3409 ед. в АППГ). На втором месте таблицы классов – класс C (24 296 ед. против 23 076 ед. в АППГ). Здесь большая часть продаж представлена реализацией Daewoo Gentra (4595 ед.). В классе E (3443 ед. против 3998 ед. в АППГ) количественный спад на 13,88%. Хороший рост в этом классе показывают только Hyundai Grandeur (65 ед. против  48 ед. в АППГ). Класс А продолжает показывать падение спроса (2040 ед. против 3481 ед. в АППГ): здесь на первом месте Daewoo Matiz (1308 ед. против 2505 ед. в АППГ). В классе D так же наблюдается количественный спад на 4,21% (1183 ед. против 1235 ед.). В этом классе больше всех в количественном выражении вырос Peugeot 508 (105 ед.). В классе F итоги продаж составили 266 единиц. Первую позицию в этом классе удерживают Mercedes-Benz S-Class (138 ед. против 25 ед. в АППГ).

В сегменте внедорожников (37151 ед. против 40231 ед. в АППГ) зафиксирован количественный спад на 7,66%. По итогам с начала года более всего выросли продажи стандартных SUV (на 17,75%), здесь лидирует Toyota LC Prado (2171 ед. против 1695 ед. в АППГ, рост 28,08%). Так же можно отметить компактные  SUV (13 829 ед. против 13 054 ед. в АППГ с количественным ростом 5,94%). Первое место в этом классе занимает Renault Duster (4224 ед. против 2399 ед. в АППГ). В классе пикапы произошел рост на 21,46% (1958 ед. против 1612 ед.). Здесь на первом месте Toyota HILUX DC (1188 ед. против 547 ед. в АППГ), за ним UAZ Patriot Pickup (407 ед. против 278 ед. в АППГ) и SsangYong Actyon Sports (186 ед.).

Продажи коммерческой техники с начала года, не включая продажи группы КамАЗ, составили 11041 ед. против 10913 ед. в АППГ (рост на 1,17%  по сравнению с АППГ). Значительный количественный рост в этом сегменте показывают среднетоннажные грузовики (514 ед. против 123 ед. в АППГ). Первую строчку в этом классе занимает GAZ 3308 (161 ед. против 71 ед. в АППГ). Так же хороший рост показывают крупнотоннажные грузовики (621 ед. против 194 ед. в АППГ). 

Итоги продаж в ценовых сегментах

В денежном эквиваленте за период с начала года рынок продаж новых автомобилей вырос по сравнению с АППГ на 1% и составил $3346,8 млн (по нашим оценкам базовых цен), в АППГ этот показатель составлял $3316,6 млн.

На долю национальных производителей пришлось $703,7 млн, это на 1,3%  меньше, чем в АППГ (в 2013 объем продаж в денежном эквиваленте составил $713,3 млн).

На долю импортеров пришлось в денежном выражении чуть более $2643,1 млн ($2603,2 млн. в АППГ, рост 1,5%).

Лидером по доле рынка, по результатам с начала года, в очередной раз стал бренд Toyota: по нашим оценкам, за отчетный период было продано автомобилей на сумму более $548,1 млн.

Автомобили по цене $10-15 тыс. остаются самыми востребованными на отечественном рынке (32,86% доли рынка против 31,43% в АППГ). По цене менее $10 тыс. было продано 7,92% автомобилей (против 16,77% в АППГ). В сегменте $15-20 тыс. было продано 25,49% новых авто (16,93% в АППГ). Доля автомобилей по цене $20-25 тыс. 11,37%, в АППГ – 10,14%. По цене $25-40 тыс. было продано 14,34% автомобилей (15,81% в АППГ). Доля продаж в ценовом диапазоне $40-80 тыс. составляет 5,80% (против 6,16% в АППГ). Доля рынка автомобилей по цене $80-100 тыс. – 0,41% против 0,47% в АППГ. Доля авто по цене свыше $100 тыс. 1,82% против 2,29% в АППГ.

Средняя цена предложения ноября на легковые и внедорожники составила $20715, год назад средняя ценя предложения составляла $22794, спад на 9,12%.

Итоги продаж «легких» автомобилей (PC, SUV, MPV, PU) в РК, ноябрь 2014

В категории «легких» автомобилей (мы традиционно включили в эту таблицу PC, SUV, MPV, PU массой до 3,5 тонн) спад продаж в ноябре составил 19,68% (12 627 ед. против 15 722 ед. в АППГ).

Наиболее интересные, с нашей точки зрения, изменения в таблице за ноябрь 2014: на первой строке таблицы бренд Lada с продажами 3738 ед. против 5950 ед. в ноябре 2013 (падение в количественном выражении на 37,18%).

На 2 месте бренд KIA с количественным ростом на 29,55% (1416 ед. против 1093 ед. в АППГ), рост доли на 4,26%.

На 3 месте бренд Daewoo (1300 ед. против 1173 ед. в АППГ), рост доли рынка на 2,83%.

На 4 месте таблицы Hyundai (1092 ед. против 1145 ед. в АППГ), рост доли рынка по сравнению с ноябрем 2013 на 1,37%.

На 5 месте бренд Toyota (931 ед. против 1200 ед. в АППГ). Спад доли рынка по сравнению с АППГ на 0,26%.

По итогам ноября 2014 6 место занимает бренд Chevrolet (823 ед. в против 935 ед. в АППГ), рост доли рынка на 0,57%. Количественный спад на 11,98%.

На 7 месте таблицы бренд Renault (808 ед. против 642 ед. в АППГ), рост доли продаж на 2,32%.

На 8 месте в ноябре Volkswagen (636 ед. против 284 ед. в АППГ), доля рынка выросла на 3,23%.

Skoda опустились на 9 место, с результатами продаж в 468 единиц (против 714 ед. в АППГ), спад количественных показателей продаж на 34,45%.

10 место по итогам ноября заняли автомобили отечественной сборки SsangYong (257 ед. и с долей рынка в 2,04%).

Итоги продаж коммерческой техники в РК, январь-ноябрь 2014

По итогам с начала года на рынке официально представленной коммерческой техники РК (не включены техника КамАЗ) было реализовано 11 041 ед. новых автомобилей включая 5714 малотоннажных грузовиков, 2990 развозных автомобиля, 1139 микроавтобусов, 514 среднетоннажных грузовика, 32 средних автобуса, 621 крупнотоннажных грузовика, 19 автобусов и 12 больших автобусов.

Общий рост продаж в этом сегменте рынка по отношению к АППГ составил 1,17%.

Результаты за ноябрь: 1046 ед. (против 1203 ед. в АППГ). Большую долю продаж (60,04%), составили грузовики марки GAZ, (модель 3302 – 30,50%, 319 ед.).

В десятку наиболее продаваемых автомобилей ноября входят также  UAZ 3909, DAF XF105, FAW CA 1024.

Основные итоги ноября 2014 по популярности моделей новых легких автомобилей (PC, SUV, PU, MPV до 3,5 тонн) в РК

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить