Российским миллионерам не хватает преемников

12763

Тема доклада россиянки Елены Рождественской выбивалась из общей направленности конференции «Молодежь Центральной Азии. Казахстан», проходившей в Алматы, но была, пожалуй, самой «завлекающей» - «Дети российской элиты: ценности, планы на будущее, перспективы преемственности»

Доктор социологических наук Елена Рождественская, представлявшая сразу три организации: московскую школа управления «Сколково», Высшую школу экономики и Центр управления благосостояния и филантропии, пообещала «много сюрпризов» в рассказе об очень закрытой социальной группе — «это русский Форбс».

Елена Рождественская.
Елена Рождественская.

Опрос ста участников пресловутого списка проводился по инициативе директора школы «Сколково» Рубена Варданяна, который и поделился контактами остальных респондентов из своей записной книжки. В основу опроса легла прагматическая бизнес-идея: узнать больше о целевой группе для предоставления бизнес-услуг. Темой стала преемственность бизнеса и благосостояния в семьях собственников крупного бизнеса в России.

Начав проводить исследование, эксперты поняли, что «попали в нерв этих людей». Средний возраст российских миллионеров - 48-50 лет, и именно сейчас перед ними встала проблема — что делать со своим бизнесом (продолжать управлять самостоятельно или вместе с партнерами, передать управление детям, трастам и т. д.).

- Русский олигарх из Венесуэлы, имеющий империю фастфуда, даже попросил раздаточный материал - ему для разговора с сыном были нужны эти материалы, - привела пример докладчик.

По мнению г-жи Рождественской, для Казахстана это тоже новая проблема, да и вообще мировая статистика говорит о том, что лишь 30% бизнеса во втором поколении имеет семейный характер. Но для России ближайшие «зеркала» — это Америка 30-х годов и современный Китай. Каковы же отличия?

У россиян узкая отраслевая направленность. Богачи — это в основном банкиры, инвесторы, девелоперы, нефтетрейдеры. И это мужчины — среди респондентов только одна женщина. Время основания бизнеса — с 1985-го по 1995. У 80% совместные бизнес-системы, а это означает, что проблемы утраиваются, заметила докладчик — ведь у партнеров тоже есть дети. Четверть единолично управляют бизнесом, 17% передали текущее управление, а сами только контролируют ход дел.

Средний возраст респондентов - 46 лет, 70% - 41-50 лет, 23% - старше 50 лет. Практически все опрошенные женаты, в семьях от 2 до 6 детей: взрослые дети — у 50%, школьники — у 68%, дошкольники — у 50%. Все с высшим образованием, 60% - инженеры и физики, профильное бизнес-образование — у 54%

Условиями успешной передачи своих ценностей детям 84% назвали участие в воспитании, что г-жа Рождественская предложила оценивать скептически: у подавляющего большинства респондентов нынешняя семья — не первая и даже не вторая по счету. Так что старшие дети вряд ли были обласканы отцовским вниманием.

Половина вообще считают, что в России бизнес-династии невозможны, 30% - возможны, но пока этого не произошло.

100% опрошенных вовлечены в филантропию и благотворительность. На вопрос, зачем им это надо, они показывают пальцем вверх и говорят: «Мне это там зачтется». Покупают, в общем, место в раю - как номер в отеле. Профессор выразилась иначе: «Воспринимают филантропию как бизнес-идею, которая должна приносить доход».

Вопрос преемственности напрямую связан с ценностной близостью, подчеркнула социолог, однако на деле выявляется, что дети миллионеров совсем не похожи на своих родителей.

Тогда как первое поколение можно назвать фанатиками своего дела, представители второго в ходе опроса заявили, что намерены к 30 годам заработать первый миллиард и при этом завести семью и детей.

- "А жена?" - спрашивали мы. - "Да-да, жена тоже", - отвечали сыновья "форбсов", - с усмешкой рассказала г-жа Рождественская.

Закончить карьеру сыновья намерены в 45 лет.

- Значит, только 15 лет - активный период. А дальше — удовольствия, хобби, самопознание, саморазвитие. Это дети трудоголиков, но сами они не трудоголики, - сделала вывод социолог.

Почему же мы говорим только о сыновьях? Потому что у крупного бизнеса в России мужское лицо, отвечает докладчик.

- Маскулинность успеха означает: что для мальчика не представляет трудности, для девочки — это колоссальная трудность, - констатировала она.

Гендерный аспект оказался тем самым большим сюрпризом для исследователей. Образование у дочерей не хуже, а зачастую лучше, чем у отцов и братьев, но девушка не может применить его. Ее участь — стать хорошей женой и только.

Даже если отец передает свои заводы-пароходы дочери в собственность, это вовсе не означает, что он доверит ей управление. При этом если девушка получила образование в Лондонской школе экономики, восприняла европейский взгляд на гендер и привыкла видеть вокруг себя честную конкуренцию в бизнесе между мужчинами и женщинами, то, вернувшись в Россию, она переживает настоящую драму.

- Дочерей не ждут в качестве преемниц, хотя для них открыты все образовательные пути, - повторила докладчица.

Многие данные из озвученных Еленой Рождественской общеизвестны: да, в основном российские богачи «родом» из 90-х; естественно, им сейчас около 50 лет; традиционно они меняли жен после первых успехов в бизнесе. И те 30% детей, которые сохраняют родительский капитал (и 10% внуков) — тоже мировая статистика. Что же выбивается из этих трендов, спросили мы российского профессора.

- То, что они, дети, другие, - ответила она. - Они вовсе не собираются, как их родители, работать столько, инвестировать столько в профессиональную деятельность. И это несмотря на то, что они лучше подготовлены, у них лучше образование, и оно профильное. Советское прошлое оставило след в виде идеологемы «равенство прав в области карьеры для мужчин и женщин», однако оказывается, что эти люди даже более дискриминированы, чем все остальные.

 

На Западе гендерное неравенство тоже есть, но не в такой острой форме. В России же должна быть, как выразилась Елена Рождественская, «психологическая выдрессированность». А это означает, что процесс преемственности должен стартовать достаточно рано.

- А не когда - пора, а сына-то нет, или он наркоман и на него положиться нельзя, или партнер недостаточно надежный и т. д. В итоге обращают внимание на дочь, которая не имеет к этому склонности, понятно, что она некондиционирована для бизнеса. И это становится доказательством того, что женщины действительно-таки не годятся в преемники! - поиронизировала исследователь. - В итоге бизнесмены попадают в двойную ловушку.

В общем, как отметила в своем выступлении г-жа Рождественская, дети бизнесменов формулируют свои цели традиционно: сохранить и преумножить то, что достанется от отцов. Отцы же считают своей задачей научить заработать, сохранить, поделиться и потратить. Однако пока ни то, ни другое толком не получается. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить